Проводник

Валерий Мухин Псков
               

          (История забытых стихотворений)

          Декабрь 2016 год. Мне до сих пор не дают покоя слова, сказанные одним десятилетним  мальчиком на недавней телепередаче «Синяя птица».
          Мальчик был чтецом или представителем разговорного жанра. Когда он блестяще выступил, прочитав стихотворение, он подошёл к ведущей передачи для последнего прощального интервью.
          Так было задумано сюжетом и все выступающие, в конце, подходили к ней, обаятельной и приятной ведущей, чтобы ответить на несколько её безобидных вопросов.
          И вот в ходе их короткой беседы она задаёт ему простой вопрос:
          - Скажи, а какой поэт тебе нравится больше всех?
          - Иосиф Бродский…
          - А за что ты его любишь?
          - Я люблю слушать его музыку…
          Удивление – другого слова я не нахожу – изобразилось на милом личике ведущей. Она даже сделала небольшую паузу, соображая, что малыш ошибся, но быстро совладала с собой и с улыбкой спросила:
          - Ты хочешь сказать, что ты любишь слушать его звуки?
          - Да, - невозмутимо продолжал малыш – я люблю слушать звуки его музыки…
           Вот тут-то я и вспомнил о своём забытом стихотворении «Проводник».
           Я не помню, чем закончился их разговор и что было дальше, потому, что я, как загипнотизированный был под впечатлением их любопытного диалога. Меня не удивили слова мальчика о том, что он любит слушать музыку поэта.
          Поразительно было то, что сказал это десятилетний ребёнок.
И уже неважно повторил он чьи-то слова или это было его собственное мнение. Нужно было видеть, с каким чистым и искренним выражением глаз он это сказал.
          Почему удивилась ведущая?
          Ну, это тоже нормально. Ведь она могла быть и не поэтом и не знать, что ещё Пушкин сказал:

           «- И долго буду тем любезен я народу,
          Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

          А лира, как известно, первоначально была инструментом музыкальным, струнным, изящным, за что её поэты и сделали своим символом. Но сути своей она не утратила.
          Каждый поэт мог играть на ней, извлекая свою музыку.

          Зима 1991- 1992 г.г. Случилось непоправимое – развал, распад, гибель СССР. Страна умерла тихо, как умирает большинство старых людей.
          Народ даже не сразу осознал, что произошло? Потому, что трудно было поверить, что такая огромная держава, оплот мира во всём мире может умереть. Да, не просто умереть, а исчезнуть, испариться как дым, как утренний туман. «Какой-то дядя с пьедестала – сказал, и Родины не стало».
          Но, когда народ, всё же, осознал, что произошло, он понял, что растоптали не только страну, но и его самого. Растоптали, нарушили его целостность, единство, привычные устойчивые экономические, родственные и другие связи и законы.
          Развал СССР и реформы, последовавшие за ним, которые потом назвали людоедскими, привели к огромной сверхсмертности людей.
          По статистике с 1991-го по 2011-й год в России умерло 11 млн. 784 тыс. человек.
          Главная причина смерти – сердечно сосудистые заболевания, инфаркты. Умирали в основном пожилые люди, старое советское поколение, которое было против развала страны. Но кто его послушал? В результате снижения уровня жизни в России, в Украине и в Белоруссии процент смертности стал выше процента рождаемости.
          Зимой у меня тоже случился инфаркт. Я не буду проводить какие-то параллели между развалом государства и моей болезнью. Я просто констатирую факт. Но всё же, скажу, что для меня лично всё это не прошло бесследно. Я глубоко и остро переживал, и не мог найти выхода своим эмоциям. Я чувствовал внутри себя растущий протест. Он выливался в нахлынувшие на меня стихи, которые я еле успевал записывать.
          В больнице мне случайно кто-то подсунул ксерокопию учебника Хатха Йоги формата А4. До этого я вообще не встречал таких учебников. Они появились в России гораздо позднее и то в сокращённом виде.  А этот экземпляр был совершенно полный с рисунками и названиями асан, и со всеми необходимыми пояснениями.
          Я буквально впился в него, как пиявка, и стал, для начала, изучать те упражнения, которые лечат сердце, т. е. все перевёрнутые асаны. Стал применять их для лечения сердца.
          Постепенно я перешёл к изучению чакр. Всё наше Мирозданье и каждая его частичка пронизаны энергией и информацией. Энергетика человека подчинена общим законам существования Вселенной. Она находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, т.е. с энергиями Космоса и Земли.
          Чакры – проводники жизненной энергии - являются энергетическими центрами, которые связывают нас с многомерной Вселенной. А человек занимающийся Йогой сам становится проводником жизненной энергии. Главные чакры располагаются вдоль вертикальной линии, восходящей от нижней точки позвоночника к голове. Каждая из семи главных чакр отвечает за важнейшие функции психики и восприятия.
          В самом низу позвоночника, в районе крестца, находится первая чакра – корень познанья, базовая. Она является местом зарождения жизненной энергии (праны) человека.
          Не буду останавливаться на второй и третьей чакрах. Меня больше интересовала четвёртая чакра – сердечный центр.
Она отвечает за нормальную циркуляцию энергии между всеми чакрами человека. Сердечный центр обеспечивает нормальную работу сердца и лёгких, регулирует иммунную систему организма, координирует сердечно-лёгочный ритм с ритмом Вселенной. Открытая сердечная чакра играет существенную роль в способности человека любить и быть любимым, принимать и дарить любовь.
          Шестая чакра располагается в центре мозга, проецируется в область межбровья (третий глаз). Она отвечает за всю мозговую деятельность человека, за его духовные сверхспособности: ясновидение, интуицию и т. п.
          Седьмая чакра – макушечная или тысячелепестковый лотос, является главной антенной и вместилищем всей сути Вселенной в человеке. Она всегда настроена на Космос и является основным проводником Божественной энергии в духовный мир человека. Она считается одним из высших вибрационных центров тонкого (астрального) тела и связана с глубинным внутренним поиском – духовными исканиями. Она максимально активизируется, когда человек ищет смысл жизни. Раскрытие макушечной чакры позволяет человеку перейти на более высокие уровни сознания. Но для её пробуждения необходимо, прежде всего, достичь равновесия и гармонии между телом, сознанием и духом.
          Я так увлёкся тогда Йогой, что это стало моим спасением и надеждой на здоровую и новую, более интересную, жизнь, раскрывающую другие горизонты во Вселенной.
          Да, без преувеличения – Йога меня спасла от инфаркта и от рутины после развала Союза. Я занимался ею в течении почти трёх лет, пока не почувствовал себя восстановившимся и здоровым. Но совсем я  её не забывал никогда – особенно её дыхательные упражнения и некоторые асаны, с которыми дружу вот уже четверть века.
          Я просто был околдован Йогой. Меня поразил возраст её – более 5000 лет. Возникла она в Индии. Да нет, это – фантастика! Какова же была культура народа создавшего, уже в то далёкое время, это гениальное учение (систему), основанное на глубоком знании строения законов Вселенной и самого человека. Главные основы Йоги всегда жили в гармонии с природой – они естественны как сама природа. Это дыхание, асаны (позы) и концентрация внимания.
         
          Йога помогала мне не только в лечении сердца. Каждодневные занятия, раскачивания каждой чакры, постепенное восхождение от «корней познания» - от нижней чакры – к  высокому Сознанью Просветленья – к верхней чакре,
сделали меня похожим на зелёный упрямый росток, который двигался постепенно вверх, к свету.
          Прорабатывая каждую чакру потоком живой энергии, я чувствовал, как они раскрываются и делаются сильными.
Я научился настраивать последнюю чакру, как антенну, на волну и слышать какие-то звуки. То были стихотворные строки или звуки музыки, какие-то голоса… Иногда звучал хор – тот хор, Дома творчества, в котором я пел когда-то:

          Я снова слышу этот хор:
          В старинной песне так едины
          Печаль и вековой простор…
          О наши русские равнины!

          Неповторимая краса -
          Согласность пенья хорового.
          Иду на ваши голоса
          В звучанье музыки и слова.

          И всё становится судьбой,
          Когда в надежде и тревоге
          Душа взлетает над тобой,
          И степью стелется под ноги.

          Весь мой организм наполнялся какой-то лёгкостью и могуществом,
ощущением того, что я всё умею, и всё могу, стоит только захотеть. Новые стихи, как звёзды сыпались с неба, и мне доставляло огромное удовольствие успевать их записывать:

На всей земле, бесцельной и бесценной,
Где мир и совершенен, и не прост,
Я, грешный, был хозяином вселенной
И господином падающих звёзд.

Им не было предела и названья;
Они текли сквозь пальцы, как вода;
И я по ним загадывал желанья,
Которые не сбылись никогда.

Мне от желаний не было пощады,
Но жить без них я просто не привык.
Я счастлив был в эпоху звездопада,
Что изучал космический язык.

Тем звездопадом я не мог напиться;
Желаний тех не прекращался рост;
Я понимал: они не могут сбыться –
Их было больше, чем на небе звёзд.

Но были мне они не в наказанье.
Узнал я заблуждения свои.
Ведь суть не в утоленье – в ожиданье,
В желанье вечном счастья и любви.

          Стихи были гармоничны и чисты, и я ощущал себя не просто проводником, а проводником звучащим музыкой, стихами…
          Проводником между Землёй и Небом:

          Проводник
   
Я  - музыкой звучащий проводник
Между Землёй и Бездною нетленной.
Я слышать позвоночником привык,
И взвешивать все звуки во Вселенной.

Я чакрами своими ворожу –
Энергией духовного прозренья.
И от корней Познанья восхожу
К высокому Сознанью просветленья.

Я вечные вопросы задаю:
Земные – Небу, к Разуму взываю.
И в Космосе ответы узнаю,
И по цепочке людям раскрываю.

Я проводник земного бытия,
И вещего вселенского Сознанья.
Звено надежды – музыка моя –
В связующем оркестре мирозданья.

Я с Небом и Землёю – заодно, -   
Созвучье насыщающего хлеба.
Я – музыкой звучащее звено,
Поющее любовь Земли и Неба.

          За полгода стихов набралось столько, что я решился издать книжку, первый свой поэтический сборник, который я назвал «Иду на ваши голоса».
Он вышел в 1992 году.

          Мой редактор Александр Гусев, мой друг, прекрасный поэт, которому я принёс свои новые стихи, внимательно прочитав стихотворение «Проводник», улыбнулся и, ничего не сказав, молча, отложил листок.
          Не понял, подумал я…
          Это решило судьбу стихотворения – оно не попало в мой первый сборник стихов. Оно также не вошло ни в один из моих последующих сборников, потому, что я боялся, что его никто не поймёт. Чтобы его понять, думал я, нужно, хоть немного знать Йогу.
          И вот – эта телевизионная передача – эта «Синяя птица» и этот удивительный десятилетний малыш, который любит слушать музыку поэта Иосифа Бродского. Он всколыхнул во мне моё прошлое -  время отчаянья и светлой надежды, время восхождения зелёного ростка к свету, к музыке и гармонии. Этот малыш раскрыл мне глаза на что-то давнее, ушедшее, но остающееся для меня таким же, важным и дорогим.
          Вот тут-то я и вспомнил моё забытое стихотворение «Проводник».

Январь 2017