Помогая другим, мы помогаем себе

Виктория Белькова
       Один мой добрый знакомый, узнав, что я пишу рассказы, попросил: «Опиши мою недавнюю поездку».  Сначала я подумала:  «Что там описывать? Обычная история».  Но, поразмыслив, поняла, что это не совсем так и, действительно, об этом стоит рассказать читателям.  Вот рассказ моего собеседника:

– Давно хотел и наконец собрался устроить встречу своей семидесятивосьмилетней маме, Людмиле Александровне, с ее бывшими коллегами по работе, в прошлом школьными учителями.  С ними она начинала работать в шестидесятые годы прошлого века вплоть до двухтысячных нынешнего. Наконец, такой случай представился.  Дорога была неблизкой.  Заехали мы сначала к ее коллеге – Марии Ивановне, и уже все вместе отправились в гости к чете Батраченко – Антонине Григорьевне и Леониду Гавриловичу, ветерану Великой Отечественной войны, которые очень радушно нас приняли. 

                Получился настоящий вечер встречи долгожителей – учителей моей родной школы.  Мама среди них была самой молодой, Марии Ивановне – восемьдесят восемь лет, Антонине Григорьевне – восемьдесят шесть, а дяде Лене, как мы привыкли его называть, – скоро исполнится девяносто один год.  Старички мои выпили по рюмочке вина, порозовели, много вспоминали, в основном, уже давно ушедших в мир иной общих знакомых, потом пили чай с тортом.

             «Девчонки» так по-молодому громко смеялись, что я почти не слышал голоса дяди Лени, который ради такого случая надел свои фронтовые награды и рассказывал мне о войне, куда он попал  шестнадцатилетним подростком.  Возрастом был мал, зато ростом вышел, поэтому и взяли.  Перед уходом на фронт мать благословила его крестом, научила молитве. «Это меня и спасало», – вытер слезу дядя Леня. Потом он контуженный, без сознания, попал в плен.  После освобождения нашими войсками  вернулся на родину, где его, как «врага народа» отправили в сталинский лагерь на восемь лет.

                Дальше была трудная и долгая жизнь: женитьба, рождение пятерых детей, косые взгляды односельчан и клеймо «врага народа».  Дядя Леня показывает мне постановление о его реабилитации. Я понял, что эта его рана никогда не заживет. 

– Дядя Леня, а ты в Бога веришь?

Он прямо ничего не ответил, но на прощание  благословил меня по-отцовски:

– Как мать меня когда-то благословила…


             Это присказка, а сказ впереди. Домой мы с мамой выехали поздно, уже за полночь.  Едем по объездной Ангарской федеральной трассе.  Дорога почти пуста.  И тут на панели загорается красный маячок – бензобак пуст. Компьютер дал сбой и до этого момента выдавал неверные данные о количестве топлива.  Свернул на обочину, включил «аварийку», а сам вышел «голосовать».  Прикинул, –  до ближайшей заправки – километров пять-шесть. Ночь. Сибирь. Зима. Мороз. И машина с пустым бензобаком. Невеселая картинка получается. Маму одну в машине не оставишь. Она уже, как ребенок, – за ней глаз да глаз нужен. И с собой пешком до заправки не возьмешь – далековато для нее будет, тем более по такой низкой температуре – градусов двадцать пять по радио передали.

                Мороз прижимает, а трасса пуста.  Наконец, появился свет автомобильных фар.  Я приободрился, телефоном сигналю, останови, мол.  Но тот только с шумом промчался мимо меня.  Следующая машина - черная «Ауди» притормозила и дала задний ход.  Водителем оказался молодой человек с небольшой бородкой.  Я подумал: «Чеченец, что ли? Хотя, нет, не похож».  Объясняю ему нашу беду. А он:

 – Бутылка пустая есть? Или канистра?

– Только термос объемом с литр.

– И у меня ничего…

  Этот парень с бородкой, мог бы уехать, но он не уехал, представился Сергеем.  Стоим уже вдвоем «голосуем».  Останавливается иномарка, у водителя есть пустая железная канистра. Я ему:

– Ты куда едешь, брат?

– В Черемхово.

– И я в Черемхово!  Земляк, выручай!  Давай обменяемся номерами телефонов, потом встретимся, и я тебе верну канистру.

Стекло с водительской стороны поползло вверх:

– Не-е-э-э!  Нашел дурака.

  Я махнул в сердцах рукой, а машина стартанула, обдав нас веером снежной пыли.

             Что делать?  Сергей предложил довезти нас с мамой до заправки.  Может, там какую-нибудь емкость раздобудем.  Мама рада была теплому салону автомобиля.  Свою машину я оставил на обочине, перекрестил на прощание: Бог не выдаст – свинья не съест.  Другого выхода не было.

            У сонной заправщицы пустой тары тоже не оказалось, и она предложила приобрести канистру жидкости-«незамерзайки» для очистки автостекол.  Делать нечего, отсчитал три сотни. В это время к заправке подъехал таксист.  Вникнув в суть проблемы, предложил мне продать ему содержимое жидкости за полцены.  Я согласился, но сначала заполнил «незамерзайкой» бачок моему бородатому спутнику.  Тот засмущался:

– Спасибо, но я на днях что-то там наливал.

Я все-таки наполнил доверху смывной бачок его автомобиля, потом отдал канистру таксисту, а остатки вылил просто на землю.  Таксист сунул мне в руку сотенную и молча уехал.  Сергей предложил довезти нас с мамой обратно, до нашей брошенной на произвол случая машины. По дороге разговорились.  Оказалось, что он возвращается домой, в Усолье-Сибирское, а у меня мама из Усолья.  Землячество, бывает, крепче родственных связей.  Кроме того, Сергей из семьи военного, его отец окончил Академию Генерального штаба.  Сам я тоже в прошлом военный, так что было о чем поговорить.  Прощаясь,  спросил:

– Сколько я вам должен?

Сергей опять смутился:

– Ничего вы мне не должны.  Все нормально.

Я не удержался:

– Ты православный?

– Да, православный.

Я крепко пожал руку нашему спасителю и приобнял его:

– Ну, спаси, Господи, брат!


              Я слушала моего рассказчика и думала, а как бы поступила я?  Наверное, как первый водитель.  Женщине все-таки, это простительно. А может, там и была за рулем женщина? Мужья многих автоледи строго настрого запрещают своим половинкам останавливаться на дороге без крайней нужды.  Дорога – место опасное, особенно в наше время. 

             Всего несколько месяцев назад полосы местных газет обошло сообщение о диком случае нападения на женщину в целях ограбления.  Трое подонков решили разжиться грабежом, увидев на обочине молодую женщину, меняющую спущенное колесо. Дело было темным вечером, хотя по времени еще довольно рано – около восьми часов.  Женщина возвращалась от родителей, ехала домой, к семье – мужу, детям…  Цена ее жизни для убийц оказалась невысока – сотовый телефон и несколько тысячных рублевых купюр…

          Но жертвами на дорогах часто становятся и мужчины.  Более года сотрудники полиции не могли задержать банду грабителей и убийц, которые вызывали таксистов в глухие места и убивали водителей с целью захвата автомобиля.  В городе и районе начала расти паника.  Таксисты отказывались выезжать на вызов.  С ними проводили инструктаж, запрещающий останавливаться возле подозрительных машин.  Но убийства продолжались. Свидетелей бандиты в живых не оставляли.

         И все-таки один таксист выжил.  Благодаря его показаниям и была обезврежена банда, которая проявила неслыханную изобретательность.  Для своих жертв они нашли идеальное место.  В чистом поле грунтовая дорога была заключена в нарытые по обеим сторонам брустверы земли, что создавало своеобразный коридор с высокими насыпными стенами.  Эти насыпи остались после углубления водоотводов, и были «забыты» в свое время дорожными рабочими.  Насыпи шли высокими стенами по обеим сторонам дороги на протяжении нескольких сотен метров. И только в одном месте они прерывались, чтобы уступить проселочной ленте.  В этот разрыв и прятали бандиты свой автомобиль.  А на дорогу, поохотиться на таксистов, выходил один из них, скорее всего, женщина, которая тоже была членом банды.

       Так что опасность подстерегает всех, кто выезжает на трассу, и не только в случае аварий. И все-таки...

       Вспоминая случай, о котором мне поведал рассказчик, подумала, что он оказался действующим лицом истории с Евангельским сюжетом: человек попадает в беду; первый, кто мог оказать помощь, проезжает мимо; другой не смог преодолеть в себе скупость – пожалел канистру; третий – таксист – воспользовался моментом и решил извлечь для себя выгоду. И только четвертый поступил так, как должны поступать ЛЮДИ, нормальные люди. Ведь сострадание, готовность помочь ближнему вообще свойственна человеку, тем более в России.  Но как меняется время! И как катастрофически быстро убывают в нас эти качества!

      Теперь, возвращаясь к началу моего рассказа, хочу сказать, что на первый взгляд не произошло ничего особенного – поведение Сергея НОРМАЛЬНО.  Но в нашем обществе, где нормальность и ненормальность не так уж медленно, но верно и все чаще меняются местами, поступок Сергея кажется геройским.   Поэтому Сергей в моих глазах поступил, как настоящий герой.  Только медали за такой героизм пока не дают. Здесь ключевое слово – «ПОКА».  Не зная, кто останавливает его на дороге, действительно ли незнакомец с поднятой рукой нуждается в помощи,  фактически рискуя своей жизнью, Сергей остался ЧЕЛОВЕКОМ.

       Героями становятся люди, которые ведут себя так, как следовало бы себя вести всем нам, то есть жить и поступать по законам совести, по велению сердца.

        В связи со всем вышеописанным, становится и грустно, и радостно одновременно.  Грустно от того, что таких людей, как Сергей, особенно среди молодежи, становится все меньше. А радостно от того, что они еще есть!  И если следовать нашей почти Евангельской притче-повествованию, то их процент не меньше четверти!  Так что еще постоит Русь-Матушка!


                Послесловие.

          В своем рассказе мой добрый знакомый не упомянул случая, который произошел с ним год назад, прошлой зимой.  Дорога Саянских таежных предгорий. Зима. Ночь. Бортовой компьютер показывает минус тридцать восемь.  Мой знакомый с женой возвращались от родственников, когда на обочине увидели иномарку с включенным аварийным сигналом.  Молодой мужчина в легких ботинках приплясывал рядом с ней, не особо настойчиво поднимая руку.

Супруги переглянулись.

– Остановимся?

– Ну, конечно!

У парня закончился бензин. Хорошо, что в машине оказался трос. За прошедший час не остановилась ни одна машина, и горемыка основательно замерз.  До заправки добирались тихим паровозиком-буксиром около двадцати километров.  Благодарный водитель заправил свою машину и машину своих спасителей.


                Ничто в этом мире не исчезает безследно.  Ты делаешь людям добро  (или зло), и кажется, что все уходит, как будто в никуда, растворяется, исчезает.  Но это не так!  Ничто не пропадает, а тем более не проходит даром.   Наши дела, слова, мысли, исходящие от нас, словно лучом, преломившимся от невидимого космического зеркала, настигают нас в другом временнОм отрезке, при других жизненных обстоятельствах.  Или, как у героя моего рассказа – добро, сделанное им случайному человеку, буквально в том же виде вернулось к нему год спустя.                Русский народ знал это всегда, поэтому сохранил в своих речевых сокровищницах и такие слова: ПОМОГАЯ ДРУГИМ, – МЫ ПОМОГАЕМ СЕБЕ.


(Фото из интернета)