О чём плачут сосны Гл. 25

Клименко Галина
Гл.25


Самсонов распрощался с говорливыми подругами, Марией и Дашкой, а сам направился в школу. Ещё не хватало, чтобы и правда, Подвойская, согласно этой ссоры с шумливой родительницей, отказалась от своих обязанностей. И ведь не заставишь её.
Собрание уже закончилось, а Ольга в одиночестве сидела в учительской. По заплаканным глазам было видно, что скандал не прошёл для неё даром.

-   Ольга Александровна, можно? У вас всё нормально?  -  постучался он в дверь.

-   Да, конечно! Ничего страшного, я в порядке.

-   Должен вас информировать, что я полностью в курсе произошедшего события. И даже немного разобрался с виновницей конфликта. Если будут какие ещё требования с вашей стороны, я готов их выслушать.

-   Нет, нет, всё хорошо. Когда я соглашалась сюда на работу, то знала, что меня ожидает. Будем надеяться, что по прошествии определённого срока всё утрясётся, верно?  -  она стала поспешно собирать со стола тетрадки и всю эту кипу сложила в небольшую кожаную сумку.

-   Верно! Будем надеяться. Мне нравится ваш настрой, Ольга Александровна. Вас проводить?

-   Да, пожалуй.

-   Расскажите о себе, Иван Андреевич.  -  попросила она, когда они продвигались по вечерней улице.

-   О себе... Да, в принципе-то и нечего. Сам я из простонародья. Воевал. И мало того, что живым, но и без царапинки с войны вернулся. Потом революцию вершили. Как видите, для женщины ничего нет интересного в моей биографии.

-   Да, вы правы. В военных действиях совсем ничего не смыслю и вряд ли мне понравятся подробности.  -  ей бы послушать упоминания о семье, есть ли у него жена, дети? Но мужчина и близко не затронул эту тему, а самой спросить, это, по меньшей мере, некрасиво.

-   Ну вот, мы уже и у цели.  -   засмеялась Ольга, когда они добрались до её двора.  -  Иван Андреевич, я вам благодарна за этот дом. Думала, что вы отберёте его у меня. Всё не случалось возможности сказать вам об этом, а теперь вот, пользуюсь моментом.

-   Не стоит, Ольга Александровна. Я верил, что вы пригодитесь деревне. А если ещё учесть, что вы выделите уголок и для Платона Еремеича, то вам тогда, тем более цены не сыщешь.  -  женщине было приятно такое узнать о себе и ей совсем не хотелось, чтобы этот красивый и бесстрашный мужчина уходил. Но однако...

-   Не смею вас задерживать, Ольга Александровна. Всего доброго.  -  услышала она.

-   До свидания, Иван Андреевич.

А потом она подглядывала в заборную щелочку за отдаляющимся комиссаром.

"Ну ещё мне только и осталось, это влюбиться в большевика и тогда, прямо Крупская номер два."  -  Ольга улыбнулась и осознала, что ей по душе такие мысли.

В последующие месяцы она лишь о нём и думала и была чрезвычайно довольна, когда он изредка появлялся в школе. Женщина настолько "заболела" личностью Ивана Андреевича Самсонова, что отбросила всякий стыд и умышленно задерживала на нём взгляд, подавая знаки, что он ей не безразличен, но коммунар ничего не замечал, а может притворялся, будто не замечает.

"Однако, толстокожий этот комиссар, теперь я понимаю, почему такие, как он, выиграли революцию."

Но вскоре предоставился случай, когда можно побыть с ним, если не наедине, то хотя бы в компании, где будет и он присутствовать, тем более, Самсонов сам её туда пригласил. В канун новогодья в конторе накрыли стол и маленьким коллективом решили отметить наступающий 1922 год. Комиссар из города привёз вино, шоколад и ещё кое-какие деликатесы, что выдали ему в честь предстоящих праздников. Кроме Самсонова и учительницы туда подтянулись и Яков с Авдотьей, Семён Проскурин со своей Верой, дед Василий, Валюшка Горюн и Люба Дроботова. Специально не затевали крупную гулянку, но тем не менее получилось весело.

Деревенские женщины тайком договорились подпоить помещицу, не со зла, а просто, чтобы приравнять её к остальным, и у них это получилось. Сами-то они хитрили, а Ольга, не посмевшая отказать на такие тосты, как "За дело товарища Ленина." или "Да здравствует октябрьская революция!", выпивала до дна полнёхонькие кружки крепкого вина. В итоге опьянела и почти первая, после деда Василия, удалилась домой. А среди ночи, когда Иван Андреевич уже собрался ложиться в постель, вдруг Куприяныч спросил:

-   К нам чи хто стучить? Иди, Иван, проверь.

Выйдя на порог, комиссар очень удивился, увидев перед собой Подвойскую.

-   Ольга Александровна, что-то случилось?

-   Обязательно сразу должно, что-то случиться?  -  на вопрос вопросом ответила захмелевшая женщина.

-   Тогда почему вы здесь?

-   А вы не знаете?

-   Простите, нет.

-   Право, какой вы не догадливый.

Самсонов хранил молчание.

-   Да я втюрилась в вас, как гимназистка. Простите за такую развязную речь. Никогда бы не призналась, но сегодня вот, выпила и не удержалась.

-   Идите отдыхать, Ольга Александровна. Вы завтра пожалеете о своём поступке.

-   О да, вы правы! Я очень сильно пожалею, но я клянусь, что сказала вам чистую правду. Только... Что мы теперь будем делать с этой правдой, а, Иван Андреевич?

-   А ничего и не будем. У меня, Ольга Александровна, есть жена и пятилетний сынишка.

-   У вас есть жена и сын?

-   А почему нет? Я что не такой, как все?

-   Да нет, конечно же такой! Боже, какая я глупая, вы простите меня пожалуйста! Всё-всё, ухожу. Считайте, что я здесь не появлялась.  -  она повернулась и быстрым шагом направилась к калитке.

-   Ольга Александровна!  -  окликнул он её. Женщина тут же остановилась.

-   О нашем разговоре не узнает ни одна живая душа. Я это обещаю вам.

-   Спасибо, вы настоящий мужчина. Боже, мне так стыдно, как я могла до такого опуститься? Вы же никогда не давали мне повода.

-   Позвольте пару слов, Ольга Александровна, в моём возрасте обычно уже неплохо разбираются в том, что из себя представляет слабый пол. Так вот, вы относитесь к порядочным женщинам. Это моё личное мнение.

-   Спасибо ещё раз, Иван Андреевич, вы не представляете, как сейчас меня успокоили. Вы замечательный человек!

-   Рад это слышать, но меня интересует следующее: Нынешние откровения никак не отобразятся на ваших школьных обязанностях?

-   Нет-нет, что вы? Я уже и не представляю свою судьбу иначе. Прощайте, Иван Андреевич.

-   Нет уж, Ольга Александровна, до свидания!

-   Да-да, вы правы, до свидания.

И когда Самсонов, под впечатлением того, что ещё нравится дамам, заходил в комнату, то сразу у двери столкнулся с дедом Василием.

-   Ты подслушивал, старый разбойник.  -  поставил он перед фактом.

-   Да ничего и близко нету! Просто хотел посмотреть, кто там? Глядь, а её там уже и след простыл.

-   Откуда тогда тебе известно, что это "она", а не "он"?

-   Дык, голос же отличается. Но я ничего не слыхал и ничего не ведаю.

-   Вот и отлично! Но смотри мне, дед, хоть где-то узнаю, что ты языком болтал - отделюсь от тебя в контору, ясно? Я обещал ей, понимаешь?

-   Понимаю. Не беспокойся за то, я нем, как рыба об лёд.

Но минула пара-тройка минут и дед заёрзал на печке. Потом выглянул оттуда и громко спросил:

-   Иван, я чую, что не спишь. Ты ей сказал, шо у тебя жинка и ребятёнок. А чего их сюда не везёшь? Что это за жизня такая, ты здесь, а они где-то там?!

-   Никого у меня нету. Успокойся, дед.

-   Как это никого? А зачем тогда помещице ты такое преподнёс, а?

-   Ой, дед, и что мне с тобой делать? Считай век тут прокоптил, а в бабах ни черта не кумекаешь.

-   Дык, было времечко, ещё как кумекал, а нынче что ж, уж забылось всё. Ты зубы мне не заговаривай, их всё равно у меня пять штук осталось. Мы о тебе зараз толкуем, а не обо мне. Так что за секреты?

-   Да как я ей мог выдать, что она не в моём вкусе? Разве можно женщине об этом говорить? Вот дубина ты...

-   Аааа, теперь вразумел, а как же! Ну ты даёшь, чертяка, прости Господи! От хитрый ты у меня. Слухай, а если тебе тут кто приглянётся, она же раскусит, шо ты брехун высшей гильдии, а? Как выкручиваться станешь, каналья?

-   Всегда можно сочинить, будто с женой развёлся. Дед, что болтать о том, что неизвестно когда произойдёт. То будет потом, а сейчас мне надобно, чтобы она деток деревенских выучила, без отрыва от производства. 

-   От это ты молодец, но я вот об чём подумал. Тебя что заставили бы на помещице жениться, что ли? Да погулял бы и в сторону.

-   Когда-то так и поступал, а в данный момент я должен соответствовать положению.

Учительница долгое время избегала Самсонова, старалась не попадаться ему на глаза, но потом в Подвойское явился Потап Еремеевич Захарьев и всё изменилось в лучшую сторону. Комиссар часто наблюдал, как медицинское "светило" встречает Ольгу с работы и они, любезно воркуя друг с другом, возвращаются домой, причём, дворянка всегда держала доктора под руку.

"Вот и славненько."  -  оценил ситуацию большевик.

А однажды, когда Самсонов пригласил к себе Захарьева и извинился, что пока для него нет перспективы на отдельное жильё, но в скором будущем не исключен такой вариант, то Платон Еремеевич засмеялся, обнажая безукоризненно ровные белые зубы, и добродушно ответил:

-   Да бросьте, Иван Андреевич, не стоит так обо мне переживать. Поскольку я теперь часть всего здешнего населения, а вы приходитесь нам всем ни кем-либо, а именно начальством, то обязан своим долгом вам доложить. Как бы это поприличнее... В общем, мы с обворожительной Ольгой решили жить вместе, понимаете?

-   Не совсем, если признаться. Вы и так уже пару недель живёте под одной крышей.

-   Нет, я имею в виду, что Ольга согласилась стать моей женой.

-   Ах, вот в чём закваска! Ну, тогда я поздравляю вас, Платон Еремеевич, от души! Не забудьте на свадьбу пригласить.

-   Всенепременно, дорогой Иван Андреевич! Вы уж точно будете на ней самым почётным гостем, заверяю вас.

-   Постараюсь вас не разочаровать. А скажите, Платон Еремеевич, вы лечили исключительно аристократов? Ну, вы смекаете, о чём я?

-   Ох, молодой человек! Жаль, что вы не имеете и малейшего представления, что означает великая профессия медика. Для нас нет разницы: богатый, нищий - мы всех обязаны поставить на ноги. Да, я всем оказывал помощь: и красным, и белым, кто бы в ней не нуждался. И сейчас, коли в мои двери постучится ваш самый злейший враг, то я и ему не откажу, даже если на утро меня расстреляют.

-   Ну что вы, Платон Еремеевич, зачем же кидаться в крайности. Как можно расстреливать такого талантливого и полезного доктора.

-   Иван Андреевич, Иван Андреевич, все бы ваши, пардон, единомышленники, так справедливо рассуждали, то мир стал бы много чище. Да-с!

-   А вот пропаганду тут разводить не советую, Платон Еремеевич, а то мне придётся закрыть глаза на ваши достижения в вашей профессии. Вы сами выбрали себе место жительства, поэтому следите за своей речью. Настоятельно вам рекомендую.

-   Бог с вами, Иван Андреевич, даже и не думайте, от меня вреда никакого не последует. Я так далёк от политики, как Млечный Путь от Земли. Просто я хотел честно признаться, что для меня не существует различий между моими пациентами.

-   Я был уверен, что у нас найдутся, хоть какие-то общие взгляды. Думаю, что подружимся.  -  и Самсонов подал руку своему визави.