Анисья. Начало

Светлана Пожаренко
   Родилась Анисья Попова в 1911 году на Рождество в красивом богатом селе Круглолесское Александровского района. Их большой (как ей казалось в детстве) дом стоял на краю села, дальше - выгон и лес. К дому вели ступени из каменных плит. Деревянная входная дверь запиралась вертушкой на длинном гвозде, а изнутри на толстый металлический крючок. На лужайке перед домом огромный стог сена. За этот стог дети бегали зимой по нужде. Выскочит из дому ребятёнок в одной рубахе и босиком по обжигающему снегу за стог и обратно, а потом на тёплую русскую печку - отогреваться. И не болели же!

   Из своего детства Анисья помнила продразвёрстку, голод, лепёшки из лебеды пополам с мукой, которую успели в саду закопать; с той поры осталась привычка - крошки со стола в ладошку и в рот. Помнила, как дедушку и дядю с другими раскулаченными односельчанами построили в колонну, вывели из села, и многие из них уже не вернулись. Где они сгинули? Где покоятся их крестьянские косточки? Дед вернулся, но прожил после этого недолго.

   Мама умерла, когда Аниска была совсем маленькой, о ней и воспоминаний почти не сохранилось. Зато хорошо запомнилась бабушка Акулина, которая взяла на себя заботу о семерых малолетках (две внучки и пять внуков), пока отец не привёл в дом мачеху - маленькую худенькую однорукую Евдокию. Когда родились ещё два сына, Евдокии пришлось обхаживать уже девятерых. Она детей не обижала, всех кормила, поила, обстирывала, но любила всё-таки больше своих.

   Аниска любила всех, но самой лучшей считала сестру Марусю - крупную, белобрысую, с выцветшими ресницами и бровями певунью-хохотунью. Да и как её не любить, весёлую, добрую, работящую? Марию любили все. Была ещё двоюродная сестра Арина, про которую говорили: "лень раньше неё родилась".

   Ликбез затронул и это село. Ни тетрадей, ни ручек не было и в помине, писали карандашами на обратной стороне плакатов. Анисья и Мария так и остались малограмотными, а Ариша и вовсе безграмотной, ей лень было учиться. "Писала я вашего плаката!" - отбивалась Арина, когда её звали в школу.

   Из семерых братьев Анисьи один умер в детстве, трое погибли на войне. Самый любимый - Андрей - даже повоевать не успел, колонна с новобранцами попала под бомбёжку в городе Минеральные Воды в 1942 году.

   В своём селе Анисья Попова была завидной невестой - невысокая, худенькая, с пышной грудью, скромная, работящая, из зажиточной семьи. Ставропольская казачка - кареглазая, чернобровая, темноволосая красавица. От парней отбоя не было! А замуж отдали семнадцати лет, не спрашивая, за хмурого молчаливого Петра из богатой семьи. Ни любви, ни радости от этого брака молодожёны не испытали, да и прожили вместе недолго. Петра вскоре забрали в армию, а там он заболел и умер. Осталась Анисья молодой вдовой с малолетней дочерью Ниной на руках.

   Маленькая Ниночка вся пошла в отца - нелюдимая, замкнутая, вредная, чуть что не по её - сразу в крик! Да голосистая такая! В детсве её так и звали - Крикуха, а подросла - стала Певунья.

   А к вдовушке упорно сватался однофамилец Стефан Попов. Он, правда, был из бедных, но какой красивый парень - высокий, скуластый, с голубыми глазами и пшеничными волосами! Анисья отказывала - молодой, ни разу не женатый, зачем ему вдова с ребёнком! Но Стефан был настойчив, и сложилась счастливая семья: с трудностями, с бедностью, но с любовью и взаимным уважением. Анисья снова стала Поповой и родила ещё двоих детей - Любу (от любви) и Володю (в честь В.И. Ленина).

                Фото из семейного архива.