Интеллектуал и пролетарское дело

Денис Пилипишин
Интеллектуал – это я про себя. Может и нескромно, но некоторые основания к такому позиционированию у меня все же есть. А пролетарское дело – это сборка мебели. История же вот какая вышла.

Моя жена купила шесть шкафов разных видов. И я решил их собрать. Но просто тупо собирать не смог, и в процессе начал предаваться размышлениям, кои и излагаю.

До этого мебель я не собирал никогда в жизни, хотя авто и мото ремонтировал. Все же мало в мебели интересного, техника куда привлекательнее. Соответственно, мебельных навыков у меня не было никаких. В результате первый, сравнительно простой шкаф я собирал 3 часа, второй такой же – 2, на сложные, с кучей ящиков и разных отделений, уходило до 5 часов суммарно. Зато книжные шкафы – они попроще, там за час справлялся.

Поначалу незнакомая работа пугала, думал, получится ли. В процессе выяснилось, что страшился я напрасно. Да, требуется кое-чего знать и уметь, да есть ряд особых приемов и подходов мебельщиков, да о некоторых из них я догадался лишь к концу сборки. Но если быть честным – особого ума для такой работы не нужно.

И в этом опасность – опасность отупения. Ведь профессиональный сборщик собирает стандартную мебель, и если делать это изо дня в день, то мозги отключатся за невостребованностью.

Теоретически, этот риск преодолим. Например, я в течение всей сборки, кроме начальных этапов, слушал аудиокниги. Очень приятно и полезно, когда руки что-то делают, а голова свободна. Однако профессиональному сборщику это сложно – обычно он работает на чужой территории – в квартире покупателей, да еще и с напарником.

Да честно говоря, и когда возможность есть, представители рабочих профессий обычно не используют ее. Помню, учась в аспирантуре, я подрабатывал водителем. Суточный пробег составлял обычно от 250 до 350 км., что довольно много, т.к. почти сто процентов его приходилось на движение по московским улицам. Тем не менее, за смену я прочитывал и немало полезной литературы, т.к. суммарное время ожидания между поездками было достаточно велико. Однако ни один из других водителей (вообще ни один!) не использовал это свободное время для личного развития. Все оно посвящалось разгадыванию кроссвордов, чтению бульварной прессы и тому подобному. Поэтому и в отношении сборщика мебели у меня нет особого оптимизма.

Но работа водителя отнюдь не самая тупая. В отличие от шкафа, даже одна и та же дорога каждый раз разная. Поэтому, на мой взгляд, риск превратиться в долбака и избавиться от собственных мыслей у сборщика мебели намного выше. Я, кстати, иногда общаюсь с одним рабочим из моего подъезда, и каждый раз удивляюсь: он слово в слово пересказывает идеи телевизионной пропаганды, но при этом совершенно уверен что это его, собственные мысли…

Но вот все шкафы собраны. Что же в сухом остатке? С учетом того, что изначально имелась возможность нанять сборщика за 5 тыс. рублей за всю работу, на которую я потратил прилично времени, мой заработок составил примерно 200 рублей в час. Не густо, и чисто из-за денег вряд ли стоило за это браться. Однако для меня гораздо важнее, что я научился новому в практическом плане и взглянул на мир глазами сборщика мебели. Это дополняет видение и понимание мира. Хотя честно говоря, не делает его более приятным…