Давали Онегина...

Екатерина Хабаровская
Друзья пригласили в театр.
Давали "Онегина" ( так выразились - бы в веке девятнадцатом, очень-очень давно...).
Билеты в десятый ряд партера стоили чуть дороже пары итальянских сапог в разгар сезона - десять тысяч рублей с человека.
 Актриса, игравшая Татьяну - молоденькая симпатичная девушка- вопила на протяжении всего спектакля нечеловеческим голосом, бегала по сцене с топотом, и всё время выволакивала за собой на сцену - то тяжеленную железную кровать, то большое кресло, а то - уличную скамейку.
Выволочет, например железную кровать, и давай на ней раскачиваться да выгибаться, да вопить нечеловеческим голосом : "О, няня,няня! Я скуЧА-А-А-АЮ!"
Онегина в зрелом возрасте играл серьёзный, весьма популярный актёр с героической внешностью. Он декламировал Пушкина блестяще, находясь почему-то всё время в правом углу сцены, и, практически, из этого угла не выходил на протяжении всего спектакля.
Онегина в молодом возрасте играл, чуть менее популярный, комедийный актёр невысокого роста. Внешность его с большим трудом сочеталась с образом Евгения Онегина, оставленного нам Пушкиным, но мы терпели.
Ольга неожиданно оказалась рыжей, с огромной гривой всклокоченных, распущенных волос. Она бегала по сцене в странной одежде, с аккордеоном наперевес, и периодически исполняла заунывные песенки,напоминая своим обликом клоунессу из заезжего цирка Шапито...
"Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила," - так нам описывал Ольгу Александр Сергеич.
Девочка с гармошкой очень мало соответствовала этому образу.
Но мы надеялись на чудо...И оно случилось:
Ольга и Ленский оказались главными героями спектакля. После убийства Ленского, рыженькой Ольге так удалось сыграть трагедию разрушенной любви, что все забыли про Онегина с Татьяной и прониклись огромным сочувствием к Ольге и Ленскому. Некоторые зрители даже прослезились.
У Александра Сергеича Ольга быстро забыла Ленского:
" Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!.."
или ещё:
"..Мой бедный Ленской! изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою...
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах."
А во время спектакля, находясь под впечатлением "новой" придуманной режиссёром истории Ольги и Ленского мы и забыли совсем -было о Татьяне.
Она напомнила о себе, с грохотом выволакивая на сцену огромное кресло.
На кресле разыгрывалась сцена знакомства Татьяны с мужем-генералом.
Татьяна сидела в кресле и держала на коленях банку с вареньем. Большой столовой ложкой она зачерпывала варенье и ела его. Генерал разделил трапезу с Татьяной, и вот когда они принялись кормить вареньем друг друга, мы поняли что сговор состоялся и Татьяна выйдет за генерала замуж.
На протяжении всего спектакля происходило ещё много чего интересного:
-на сцену периодически выносили пожилую народную артистку России одетую в чёрное обтягивающее трико и балетную пачку и устанавливали её в разных местах сцены, где она могла читать длинные монологи на чистейшем французском языке;
-на сцене всем артистам выдавали маленькие белые валенки и они порхали по сцене в этих валенках - туда-сюда и обратно..;
- когда спектакль подходил к концу, пожилая народная артистка в трико зачем-то легла на сцене в странной и в общем - не очень приличной позе и долго так лежала без движения и слов;
- "Сон Татьяны" блестяще прочла нам другая, ещё более пожилая народная артистка России и бывшего Советского Союза, но слава Богу - в приличном платье, вполне соответствующем той, пушкинской эпохе и ей долго-долго аплодировали, ибо настоящее мастерство... ну вы меня поняли.
Вы не поверите, граждане - зрители аплодировали стоя по окончании спектакля и вызывали актёров на "бис".
Может быть из-за г...рандиозной рекламной кампании перед премьерой.
А может быть аплодировали Божественной поэзии Пушкина Александра Сергеевича, которую никакая, даже самая г..рандиозная постановка не в силах испохабить.
А может быть аплодировали нашим замечательным артистам, которые на своих хрупких плечах способны вынести любую, даже самую г..ениальную постановку на праведный суд зрителя!!!
Александр Сергеевич, я думаю, как человек горячий и дуэлянт, вызвал бы режиссёра на дуэль.
И во второй раз-бы не промахнулся.