Один день в Иерусалиме. Часть 9 и окончание

Михаил Хесин
Часть девятая "По Закону Архимеда»

Недалеко от купелей на реке Иордан располагался и ожидавший нас частный пляж на Мертвом море, а потому и доехали быстро. По дороге гид рассказала нам, что солености воды в Мертвом море можно достичь если в литре воды растворить примерно 330 грамм соли! А потому — если капелька попадет в глаз — то к врачу; если хлебнешь, купаясь — к врачу и именно этого (не врача) и надо остерегаться. А вот боязнь пойти ко дну в этом море напрасна.
А еще она учила нас — «Плавать надо на спине! На животе не получится — верхняя часть туловища тяжелее нижней не только у мужчин-любителей пива, но даже и у прекрасных дам, и даже у тех из них, кто только ниже ватерлинии одарен формами кустодиевских натурщиц. А раз так, — пророчествовала она, — то в соответствии с законом Архимеда ваше лицо, а за ним и вся голова опустятся под воду, а все, что за ватерлинией окажется над водой».

Кроме аттракциона с плаванием лежа на спине без шансов потонуть, пляж, со слов гида, любезно нам предложит: целебной грязи со дна — даром и сколько хочешь; еду по талонам — в кафе, и сколько дадут; волшебной косметики из той грязи, что даром, но уже красиво упакованную и дорогую — из магазина, и сколько купишь. «Друзья мои — улыбаясь, раздавала талоны гид, — сотрудникам кафе еще необходимо минут двадцать, чтобы приготовить для нас обед, а потому пройдите, пожалуйста, в магазин и проведите там время с пользой».

Сказано — сделано. Тем более что территория пляжа огорожена и вход на пляж вообще только через магазин! Такой простой маркетинговый ход — а как эффективен!

В магазине нас ждала засада — там затаились алчущие покупателей продавщицы. Лишь только мы вошли, они мгновенно выскочили из-за прилавков и умелым маневром расстроили наши ряды, отсекая от выхода на пляж. Группа была разобщена, потеряла сплоченность и какую-либо способность к коллективному сопротивлению. Разгром был полным — бывалые казалось бы бойцы, прошедшие боевое крещение в Вифлееме у магазина «религиозных атрибутов» спустя минуту уже поодиночке позорно капитулировали у прилавков, поднимая вверх руки с кредитками.
Отступление, специально для дам. На самом деле с пленными туристами победители-продавщицы обошлись гуманно и в полном соответствии со всеми международными конвенциями.

Убедился я в этом, так как при вылете из Иерусалима специально зашел в магазины «такс фри» аэропорта и цены на косметику того же уровня были там ничуть не ниже, чем у Мертвого моря, а может на несколько процентов и выше.
За магазином слева было кафе. А напротив уже не один, как на реке Иордан, а два бойца при полной амуниции.

На всей огороженной территории находилось несколько сотен отдыхающих. Территория — гектаров десять. Кафе было единственным и общим, и работало в режиме «нон стоп» по принципу — пальчиком показываешь и тебе накладывают в тарелку то, что пальчик выбрал. А затем к кассе — она принимает талоны от нас, туристов, и денежные знаки от прочих.

Похоже, что рассказ гида про тот обед, который для нас нужно готовить... да и обращение к нам «друзья мои», были просто пунктами хитроумного плана нашего пленения в магазине.
На все про все — магазин, кафе и море, отведено нам было около двух часов. Само море образовано большим разломом в земле и потому берега его круты. В этом месте, так — точно. На верхнем уровне — кафе, открытый бассейн, немного травы, игровые площадки и помещения для переодевания с душем и туалетами. На втором... — назовем это пляжем. Тоже немного травы и много-много пластмассовых стульев. А на нижнем, куда ведет деревянная лестница — соленое-пресоленое, с водой, как глицерин, Мертвое море. Вода и на самом деле «жирновата» на ощупь из-за количества разведенных в ней солей. Во всяком случае этот бульон на воду похож менее всего. И му-у-тный!!! Дно — это та самая все исцеляющая грязь-глина, которую размесили купальщики.

А ощущения презабавные. Вот представьте — заходите вы в этот глицерин сначала по колено, потом по пояс, затем по...напишем, чтобы не зависеть ни от чего... по диафрагму. Все! В этот момент вы можете поджать ноги и расставить руки — в глицерин вы дальше не погрузитесь — так и будете покачиваться на воде удивленным поплавком. Хотите на спине поплавать — ради бога, и, кстати, действительно можете, как на рекламных проспектах Мертвого моря, и газетку почитать, если прихватили с собой. Однако, некоторая сноровка все-таки понадобится чтобы уверенно балансировать — вы лишь наполовину в воде, оттого и закону Архимеда осталось с чем порезвиться, чтобы вас перевернуть. А про грустные перспективы оказаться лицом в рассоле гид все рассказала.

Чтобы свою шкурку не повредить, то после купания рассол нужно смыть с себя. Для того есть душ с пресной водой, и лучше использовать еще и мыло. Это море не признает отношений без обязательств и накрепко прилипнет к вам после всего что вы с ним пережили. Мне показалось, что рассол на теле даже и солнце почти не высушивает, и скользкая, жирноватая на ощупь пленка на коже оставалась и спустя минут двадцать. Так что мылом ее, мылом!

Окончание

За день планета Земля вполне побаловала ультрафиолетом все живое на этой долготе и решила, что пора уже немного и повернуться. Солнца стало меньше, признаков скорого вечера — больше. И вот, размякнув от впечатлений под вечер, уже в автобусе решил я, что название «Мертвое море» ну никак мне не нравится. Да хотя бы и потому, что я  видел в нем множество жизнерадостных существ, и сам таким же какое-то время побыл. Конечно же, я помню, что в сказках есть обязательно и мертвая вода и живая, и что последняя без первой не работает... Но то ж в сказках...

А на дворе у нас прогрессивный 21-й век, и мода на демократию где можно и где нельзя. Чтобы не отставать от века и моды, я среди себя очень демократично объявил честный конкурс на лучшее альтернативное название для ЭТОГО моря. Я же конкурс и «жюрил», когда истощался на варианты как участник. Скажу честно: поступали от участника разнообразные варианты, но лучшее поступило именно от меня — так единогласно жюри решило! А выбор жюри был и впрямь блестящим, это я вам как бесстрастный зритель конкурса докладываю — Море Невесомости! Полагаю именно ее самым близким состоянием к тому, что случается с вами в ЭТОМ море.

Развлекал я себя этим занятием по пути назад, а заодно смотрел в окно. Пустыня в этот раз предстала передо мной уже противоположным боком по форме, но с тем же содержанием — барханы и местами инсталляции бедуинов с авторами.

А путь лежал снова в Вифлеем — там была последняя точка нашего путешествия — Базилика Рождества Христова. Оттуда на ужин и в аэропорт. На этот раз дорога поднималась в гору — нужно было с нижней отметки, где море, подняться вверх до города, и местами шоссе петляло прямо-таки настоящими горными серпантинами.

По мере приближения к Вифлеему на территории автономии опять стали попадаться точки «шиномонтаж» с «автошротом» и одну, весьма типичную, я сфотографировал. Ностальгируйте по началу девяностых.

Если вам интересно, подробно про саму Базилику — «погуглите». Я же лишь вкратце расскажу, что стоит она над пещерой в которой Дева Мария и произвела на свет младенца Иисуса. В эту пещеру можно спуститься и, встав на оба колена, коснуться именно тех камней, где она и расположилась в родах.

Тут же и выстроилась небольшая очередь из желающих тех камней коснуться и обратиться к Матери Божьей. Я не колебался почти ни секунды... и в эту очередь не встал. Просто потому, что увидел глаза женщин, тех земных женщин — матерей, жен, дочерей и сестер, кто стоя в очереди ожидали общения с Марией. Все наши дамы всех возрастов и комплекций мгновенно преобразились — сосредоточились, но не отрешились от действительности, а словно бы взгляд их просветлел! Как-то стало там мне особенно ясно, что есть те таинства, чувства и желания, которые нам мужчинам не постичь никогда. И в этой пещере в этом предстоящем интимном общении именно они более и уместны, и желаемы обеими сторонами.

Ну что может просить психически здоровый мужчина без явных проблем в жизни? Ну, всем счастья и здоровья, как в скучно-стандартном новогоднем поздравлении... Ну, еще любви и взаимопонимания (это уже, что-то свадебное). Ну чтобы сборная России по футболу... Нет, все не то!

Помните, как в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», барон за секунды до путешествия в вечность, поднимается к пушке, заправленной сырым порохом, и говорит Марте: «Не то! Не то!» Он ждет от Марты правды, которая и ему известна. И Марта правду о порохе знала — и сказала ее. В моменты прикосновения к вечности лишь правда имеет значение и лишь она и нужна... А большинству мужчин, и так создано природой, неведома правда о женском. Значит и взгляд в этой пещере у мужчин так по-особому и не просветлеет. Ну а коли неведома правда, так чего мешать таинству так важного женщинам общения?
Программа была выполнена, да и солнце еще присутствовало в городе лишь зацепившись последними лучами за колокольню. Всего пара минут, и они вслед солнцу стекли за горизонт.

Из Базилики гид повела группу пешком по городу до гостиницы, чтобы там покормить нас ужином. А после ужина — опять в автобусы и уже в аэропорт. На улице, заслышав русскую речь, к нам тут же подбежали несколько коробейников-арабов со сказочными предложениями — девять магнитиков по цене шести и три «арафатки» по цене двух. Идут вслед, не отстают и горланят назойливо свою рекламную мантру. Оживление этому однообразному, поднадоевшему нам, и совсем нетворческому процессу втюхивания придал арапчонок с другой стороны улицы. Он ринулся к нам с магнитиками в обеих руках, ловко лавируя между автомобилями, и стал выкрикивать неожиданный слоган: «Россия молодец — Америка капут!» Ну полный сюр! «Капут» — знает арабский мальчик в Вифлееме! Кстати, а что он выкрикивает, когда слышит английскую речь? А немецкую?
Вот и гостиница. Другая — не та, в которой я был свидетелем ночной беседы холодильника и кондиционера. А дальше все уже и не интересно — ужин, автобус, аэропорт, перелет.


Но есть еще и послесловие.

Вот кто о чем, а я о духовном послевкусии — внутренних ощущениях и раздумьях.
Святыни трех мировых религий собрал в Иерусалиме Единый для них Бог. Как это должно бы быть символично! Должно бы... но когда люди внимали Богу? Люди спорят с Богом, друг с другом, и даже сами с собой. И нет мира даже среди народов, которые одиному богу молятся, пусть и в разных традициях. Нет мира даже среди народов, которые единую религию исповедуют! Нет его и между ближайшими соседями. Нет ни сейчас, ни даже и тогда, когда религиозность была повальной, и, казалось бы, искренней. Так значит — религия сама по себе не является гарантом мира среди людей?
Что-то не так «в консерватории»? Или в нас самих? А может и нет никакого бога, и вера в атеизм самая верная вера? А что? Зарождение жизни на Земле лишь результат случайного процесса — эдакая кратковременная и локальная аномалия холодного и мертвого космоса. Мы временно и бессмысленно паразитируем на пригодном для этого космическом объекте. Я даже как-то четверостишие несерьезное по этому поводу придумал, может в каком рассказике и использую:

Без смысла и из ниоткуда,
В масштабах вечности — на миг
Наполнилась планета людом.
Потом стряхнула — зуд от них!

Но вот не принимают ни душа ни разум такого! С душой все ясно — субстанция тонкая, метафизическая и логике не обучена. Фонтанирует неясными образами под всплесками эмоций. Да и есть ли она? Но разум-то точно есть! Даже ведь и исповедующие атеизм жители планеты в этом не сомневаются.
А разум говорит нам на основе всего человеческого опыта наблюдений за природой, что она очень функциональна и ничего бесполезного не создает. А какой видимый прок природе от вторичного продукта существования человечества — результатов его постоянного творчества? Однако же человек как совершенный инструмент природы ею настроен осознавать, исследовать и — вершина способностей и потребностей — творить. Для всего этого разум и служит. Но ведь творчество абсолютно не функционально. И на эволюцию биологического вида не должно влиять. Но тогда оно противоречит природе? Или мы должны признать, что в переживаниях человека — обязательном результате творчества — есть неведомая нам функциональность. Возбужденные физиологи из числа атеистов нам радостно станут оппонировать, что переживания есть следствие таких и вот таких еще химических реакций в мозгу человека. Но как-то это очень сложен для природы именно такой путь получения ряда «таких и таких» химических реакций. Эволюция в этом случае отключалась, что ли? Зачем столь мудреный огород городить? Например, пищеварение по химии куда сложнее. Но для него не нужны переживания. Химический процесс переваривания невкусной еды будет тот же, что и вкусной. Лишь бы свежая была. А вот слезу и восторг в результате эмоций и соответствующих ей химических процессов не каждый творец у зрителя вызовет. Зачем тогда творчество? Зачем тогда любовь? Зачем способность к самопожертвованию не за потомство, а за идеалы, что бывало часто в истории людей? Ой, много можно этих вопросов про «зачем» придумать... важнее придумать хотя бы один ответ.

Идеализм ответ дает, но его органами чувств не исследовать. Остается только верить.

Материализм ответа не дает, значит, и органами чувств его тоже не исследовать. Вы будете смеяться, но тоже остается — только верить.

Во что верить-то в итоге?

Можете считать это оксюмороном, но мне именно разум подсказывает, что разумно верить в идеальность мироустройства. Чему и было посвящено это послесловие. А может, и вся поездка, которая неожиданно для меня оказалась не только туристической.