Печальный момент

Андрей Днепровский-Безбашенный
                Печальный момент

                (с оттенками грусти)


Этой ночью Егору совсем не спалось, потому, что рыба шуршала в аквариуме особенно громко. Он ворочался на кровати и пытался понять, правильно ли он прожил свою непутёвую жизнь? Егору было только за пятьдесят, он жизнь ещё не прожил, но пятьдесят, это тот самый рубеж, который даёт повод задуматься о правильно прожитой жизни…. Он ворочался и копался в глубине своих мыслей до самого до утра, а утром сон его просто сморил. Его сон был тревожный и чуткий, в котором Егор почему-то потел, словно на свадьбе со смертью. Ему cнилось, что его решили забирать в армию воевать, но дали такой автомат, на который страшно смотреть! Автомат весь был разбитый, магазин с патронами к нему не пристёгивался, и вообще, те патроны, что дали, были словно варёные.
- Как я буду стрелять из этого автомата, если магазин к нему не пристёгивается…? - в  недоумении спрашивал Егор сотрудников военкомата.
- А ты рукой держи магазин, рукою придерживай, и стреляй, потом в бою автомат снимешь с убитого тобою врага, и всё в твоей жизни наладится! Да и вообще, некогда нам  с тобою возиться!!!
- С таким автоматом, его скорее снимут с меня, если же я убежать не успею…

Егор взял автомат, вышел во двор военкомата, передёрнул затвор и нажал спусковой крючок. Но автомат сделал только два выстрела, точнее, один, на втором только щелкнул, патрон в автомате перекосило и насмерть заклинило.
- Не заклинит автомат, так рванёт граната..! - матом выругался Егор и посмотрел на ржавую гранату, что была скотчем прикручена к автомату.
Егор взял в руки гранату, выдернул чеку и с размаха метнул её в открытое окно военкома, из которого военком тут же выпрыгнул как ужаленный.
- Ты что, дурак твою мать, куда гранату бросаешь!!? Хорошо, что не взорвалась!!! Так твою перетак!!!!! - налетел на Егора начальник военкомата.
- Как я с такой гранатой воевать буду? - крыл военкома Егор.
- А тебе нужно, чтобы взрывалась!!? Кинешь её во врага и попадёшь ему по башке!!! Заберёшь гранату и автомат!!!
- Враг по-твоему, что, полоумный? Он в отличие от меня будет в каске… - махнул рукою Егор.
- А ты врага выбирай, что будет без каски…

Тут подошёл старый автобус, у которого мотор так страшно дымил,  словно автобус подбили. Егора взашей затолкали в автобус и повезли на аэродром, где картина была очень печальная. На взлётной полосе, где одиноко притих старый ТУ-154, военком выдавал призывные речи, а Егор стоял под крылом самолёта, слушал призыв, смотрел на шасси, что были протёрты до самого корда, на старую краску, что свисала с крыла и думал, что на таком самолёте до фронта он просто не долетит… Но его взашей затолкали в самолёт, самолёт вышел на старт, стал разгоняться по полосе, и  вот-вот уже должен взлететь, как у него сначала лопнуло одно колесо, после другое, самолёт начало разворачивать, крыло задело бетонку, посыпались искры…



Егор с кровати подпрыгнул в страшном поту, с одной только радостной мыслью, что всё это только – пррррриснилось!!!
- Оуууу Боже, а если бы не приснилось, а было на самом деле, и самолёт, со всей скорости, что ещё не взлетел, но уже ррррразогнался, с маха об матушку землю бы кээээээээээээээк пррррррриложился..!!! И я в том числе в этом проклятом самолёте… - схватился Егор руками за голову, что так раскалилась от этого сна, хоть сигарету прикуривай. 


Эх, какой печальный момент… - скажет дорогой мой читатель и будет прав с первого раза, а быть правым с первого раза, редко кому удаётся. (к великому сожалению, у Вашего покорного слуги с первого раза ничего толком не получилось, ни в армии отслужить, ни жениться, ни с женой развестись, всё с какими-то затяжными проблемами, видать не был прав с первого раза).


* * *


Егор родом был из Зимы, есть такая станция в далёкой Сибири, что стоит под Иркутском, где прошло его раннее, беззаботное детство. (если Вы по воле судьбы будете проезжать эту станцию, может вспомните, что Ваш покорный слуга тоже родом оттуда, а так, Зиминцы суровые, крепкие люди, под стать названию города, но в своём образе больше печальные, и шутки у них тоже такие).
 До армии у Егора были одни взгляды на жизнь, ему всё чего-нибудь не хватало, как многим, наверное, а после армии взгляды его – поменялись. Да! Говорят, армия многому учит! После армии у Егора вдруг стали другие критерии жизни, что мягкой дорожкой стелились по принципу: Если под автоматный огонь не попал, и пули в тебя не летели – радуйся жизни во всём её проявлении, так как всего остального могло просто не быть… Ни рассветов и ни закатов,  ни сладких снов, ни пива, ничего бы этого не было.
Когда иной раз спрашивали Егора, что такое везение, он всегда отвечал: - Если Вам повезло не попасть под автоматный огонь, это и есть большое везение!  А остальное всё так, мелочи жизни… утром проснётесь, и радуйтесь новому дню! (что-что? спросите Вы, как не попасть под автоматный огонь? но это уже совершенно другая история! если одни сделали автомат, то исключительно для того, чтобы другие под этот огонь – попадали).


После Зимы Егор жил в Абакане (красивая река, если с тюркского), школа, первый класс, первый разбитый нос, первые впечатления жизни по-новому, всё как у всех. Потом были другие Сибирские города, где Егор просто жил, и как-то совсем не задумывался, что станет он – дезертиром, и самым что ни на есть, настоящим! Вот, кому как выпало жить, а Егору именно дезертиром.  Да! Всё началось именно в армии, которая жизнь перековывает до самой до пенсии. 

В армии его отношения не сложились с самого первого дня. В первый день, когда их, молодых новобранцев в часть только что привезли и повели в баню, где на помывку дали лишь сорок пять секунд, у Егора возникла первая неприятность. Там после помывки, если помыться кто-то совсем успел, в морду кидали форму-одежду, где он оказался последний. Ему досталась форма просто огромная, а сапоги 46 размера, Егор, было, тут возразил, как ему это всё надевать, на что был избит прямо в бане, где лежать так и остался без памяти до утра, а потом пошло и поехало, словно по маслу. Бой, поражение, госпиталь, военная прокуратура, суды и милиция. Унижения, бой, без судов и милиции, госпиталь… Последний бой был жестокий, где его так отметелили, что Егора раздуло ровно в три раза, сорок дней лежал на кровати, пошевелиться не мог. Он думал, что в армии научат стрелять, воевать, но в стройбате не было автоматов к великому счастью, иначе он многих бы расстрелял. Так они с другом решили бежать, его друга звали Сигитас, что был из Литвы. Сигитасу тоже досталось, но Сигитас считал, что служить в чужой армии, да ещё с такими потерями, он просто не должен. (когда Вы окажетесь в цирке, посмотрите пожалуйста по сторонам, и если увидите тех, кто совсем не смеётся, есть вероятность, что они были в стройбате, а стройбатовец, это - вид человека! его отличить очень просто, он всегда быстро думает и цент то, что имеет, а если двух стройбатовцев заставить перенести бревно, то они оба как по команде побегут к тому концу, которое – тоньше!).

        Егор стеблем хотел в жизнь прорости, он жизнь принимал крупными дозами, он не ходил кругами неровной окружности, а говорил всегда - правду! Его слова были твёрдые, ими гвозди бы забивать, что сослуживцам старшего призыва как-то не нравилось. Ну, не ценили они эти желания в молодом неокрепшем солдате, что было самым тяжелым идиотизмом.

        (мне всегда было интересно узнать, как быть, если пошло что-то не так? настоять на своём, гнуть свою линию, или уйти, убежать, дезертировать…? что лучше: жить трусом или же умереть героем?)

        Увы, Егору с Сигитасом умирать не хотелось… Может быть, они сделали что-то не так? Ну, дали бы сдачи! А если дать сдачи не получилось…? В общем, в жизни всё очень сложно! Такая вот получается веселуха, что граничит с распанаханным дебилизмом.

        (может, Ваш внутренний голос скажет что-то другое, там, справедливое, что в Вашей жизни часто случалось. но внутренний голос от внешнего тем отличается, что внешнего в жизни просто не видел) 

У Егора с Сигитасом выбора не было, хотя, говорят, вариантов бывает чуть больше, чем только один, но бывает, что и того не бывает.

Так Егор и Сигитас бежали два раза. Первый раз не очень неудачно…. Они  бежали в Иркутск в консульство заокеанской страны, это был их единственны шанс всё забыть, но их сдали местные жители за мешок гречки. Егор и Сигитас были очень настойчивые, после побоев бежали ещё один раз! (согласитесь, настойчивость, положительная сила характера). Второй раз для Егора был совсем неудачный. По воле случая под Тулуном из зоны тоже бежали два зэка, но те бежали с оружием. (они тоже сделали что-то неправильно, годом раньше удрали из армии, за что их посадили за дезертирство, вот, видите, как получается, одно  цепляется за другое, где жизнь может так крутануть, что сердце заколет). На ноги подняли войска,  убежавших солдат приняли за зэков…
Егор и Сигитас заночевали в распадке в старой бане, а утром, только Сигитас пошел к ручью за водой, как громкий голос из рупора так прокричал, что часть деревьев попадали, а те, что остались, от страха ветками завернулись: - Руки за голову, выходим строго по одному, гарантируем жизнь!!! (говорят, не всегда нужно верить тому, что Вам говорят). Егор вышел из бани, руки за голову, и только двери закрыл за собой, как зэки открыли огонь, в ответ солдаты открыли огонь! Зеки были в соседней бане, в двадцати метрах от них. Длинные автоматные очереди срезали веточки у деревьев, которые падали словно снежинки, за Егором дверь вся просто рассыпалась, но ни одна пуля его не взяла! (нет, Вы только представьте, как сошлись обстоятельства. для этого должна была сотвориться Земля,  на ней появиться жизнь, где родились Егор и Сигитас, на военном заводе для них должны были отлить пули, сделать автоматы, и родиться те люди, что из тех автоматов будут стрелять…). Солдаты стояли по обе стороны от распадка, за лесом друг друга не видели, был встречный огонь, и там такого  намолотили, что было уже не до чего, солдаты с одной стороны были уверенны, что это зэки стреляют, плотность огня увеличили, с другой тоже не заржавело, потери были серьёзные, как в настоящем бою, а меленьких веточек так насрезали, хоть делай перину. Потом была страшная тишина, сквозь которую слышался лёгкий такой матерок…
Егор был задержан и снова бит смертным боем, после чего комиссован из армии после года лечения в госпитале, а Сигитас был ранен в плечо, но до Иркутска таки дотянул.


*    *      *


После этой истории прошло сорок лет. Сигитас стал капитан огромного танкера, возит нефть в Красном море, в Россию ездить боится, так как статья за дезертирство срока давности не имеет. А Егор подался в литературу, за дезертирство его не судили, было как-то не до него… (что-что? у Вас нет своего личного танкера? знаете почему? потому, что у Вас так сделать не получилось! Тэ-кс! кем угодно будьте на свете, только литератором! это работа такая неблагодарная).

Ах, какой печальный момент… - скажет дорогой мой читатель и будет прав во второй раз.

     *    *      *

Через сорок лет Егор оказался в одном скромном издательстве у бухгалтера, ждал, пока оформят договор и прочую бюрократию, которую волком бы выгрыз, как сказал поэт Маяковский. Бухгалтер была женщина его возраста с литовской фамилией. Егор от нечего делать, долго блуждал своим равнодушным взглядом среди разных бумаг на столе, но тут, на какой-то странной штуковине, к которой магнитом были приклеены скрепки, увидел вдруг стрелянную пулю калибра 7.49.
- Скажите, пожалуйста, это откуда? - посмотрел Егор на бухгалтера.
- Что - это? - сбилась с мысли бухгалтер.
- Пуля откуда?
- От бывшего мужа, храню, как талисман, их было много, но мы с мужем давно развелись.
- Он что, воевал?
- Нет, не воевал, служил в Сибири в стройбате, с другом бежали из армии, а где-то под Тулуном, или каким-то Тулупом их обстреляли, точнее друга его обстреляли, когда тот вышел из бани, а в мужа попали, когда он пошел за водой, он был ранен.
- Мужа как звали?
- А вам это зачем?
- Мужа звали Сигитас?
- Откуда вы знаете…?
- Я… был его другом!
- Вы… Тот самый Егор??? - Округлились глаза у бухгалтерши. - Сигитас про вас много рассказывал -  навернулись слёзы на глаза у бухгалтерши… - Он тайно ездил в Тулун, нашел эту баню и вытащил пули… А это та самая пуля, которой был ранен…


*    *      *


Ох, какой печальный момент, как тут не налить двести грамм… - скажет дорогой мой читатель, и будет прав в третий раз!
Господь пьянство хоть и считает грехом, но в этот раз он сказал: - Будет грехом просто не впить!

Всё это было частью вселенной…


Андрей Днепровский – Безбашенный.  (A.DNEPR)

                21 января 2017г



       (цените то, что у Вас «есть» и радуйтесь тому, что у Вас «было»! «есть» и «было», местами нельзя поменять, потому, что без прошлого нет настоящего…)


Загадка: 2 брюшка, 4 ушка и рюшки?                (это подушка)
Крепкое не пейте, пейте то, что послабже, берите количеством:))))))))))))

                С улыбкой! Ваш Андрей Д.Б.