Коматозный диагноз. Ч. 1

Елена Ахмедова
    - Дежурного гинеколога срочно в приемный покой!

    Я вздохнула. Хорошо еще, что днем, когда все силы на месте: и лаборатория, и узкие специалисты. Вообще-то мы привыкли, что отдают такие краткие команды, времени рассусоливать обычно при нашей профессии нет. И сама, бывало, находясь по сан-авиации где-то там, куда Макар телят не гонял, коротко рявкала в трубку:
    - Ташкент? Кровь!

Передадут куда надо и сколько есть донорской крови, пришлют.

    Я понеслась в приемный покой впереди собственного визга, ведь, если кровотечение, то 4 литра крови вытекут быстро, счет идет на минуты.

    Прибегаю. Дежурный врач приемного покоя, молодой человек лет 27-28 , что-то спокойно пишет в историю болезни. Самый неприятный возраст врача: все-то они лучше всех знают и умеют.

 - Где больная?
 - На рентгене.
 -?

  - Сейчас привезут, вы нам внематочную исключите, больная без сознания.
 
  -  Вот же придурок. Так я и знала, слова цедит сквозь зубы, помощь ему не нужна, лишь исключить внематочную беременность.

   Привозят больную. Заторможена, но в сознании, что-то бормочет. Я начинаю беситься. Это чему же его учили, если он  не отличает "без сознания" от заторможенности?

  - Во-первых, больная в сознании, во-вторых, внематочной тут нет, Вы не видите что ли, живот участвует в акте дыхания?

 - Может вы ее все-таки обследуете, - говорит он язвительно, - а то прямо с порога диагноз ставите.

  Конечно, обследую, но это потеря времени, а больная тяжелая.
 Я наклоняюсь к больной. Чувствую сильный запах "гниющих яблок", ацетона. Рядом крутится практикантка. Я ей:
 - Руки покажи!
Она обалдело показывает мне ладони, я их переворачиваю.

   Вообще-то нам-медикам не положено иметь длинные ногти, лак на ногтях и тонны туши на ресницах, да черт их знает, этих практиканток. Маникюра нет, значит запах ацетона от больной. Глаза запавшие, кожа сухая, бормочет невнятно:
  - Пить.. Воды...

   Я выпрямляюсь. Живот мягкий, в акте дыхания участвует равномерно.

   - Эндокринологов вызывайте и не забудьте им сказать, чтоб поторопились: у больной гипергликемическая ( диабетическая) кома.

  - Это что же, Вы на взгляд диагноз ставите ? Не слишком ли  самоуверено? Вас просили исключить внематочную беременность,  остальное - не Ваши заботы.

  - Не на взгляд, а на нос, юноша! Я не буду с Вами терять времени в дискуссиях, больная тяжелая. Советую Вам поторопиться и впредь не будьте столь самонадеяны.

  Я демонстративно смотрю на часы и,  потребовав историю болезни,  отмечаю время обследования. Думаю, намек он понял. Ведь эндокринологи тоже отметят время, когда их пригласили.

  Я ушла в отделение. А ближе к концу рабочего дня - звонок. Тот же юноша. Истерически кричит:
  - Срочно в приемный покой!

   Бегу. Да уж! Зрелище не для слабонервных.  И тут не до дискуссий.

    Свекровь везла в роддом женщину с начавшимися схватками на машине соседа. На полном ходу в них врезался самосвал. Погибли все сразу, кроме роженицы. Роды идут своим ходом, но женщина агонизирует. Тут и к бабке не ходи: перелом основания черепа, пульс нитевидный, давление уже не прослушивается. Дурак-то он дурак, но тут  должен послушаться:

 - В вену немедленно входите! Если это еще возможно. Вызывайте хирургов на венесекцию, вряд ли уже спавшиеся вены найдем. Вы что стоите, не понимаете по-русски? Двигайтесь!

   Тут я добавила словцо не для печати, на букву "м", что его убедило.

  В вену я успела войти. Роды были штурмовые, что нередко при кислородном голодании тканей.  Да, и как потом выяснилось, они  были девятыми. Нянечка наша оказалась соседкой несчастной роженицы, она и рассказала, что дома -  8 детей.

 Я приняла роды. Сильно травмированного младенца спасти не удалось, да я, честно говоря, и не пробовала. Все пыталась оказать помощь матери, переливала струйно кровь, хотя и понимала, что это бесполезно.

  Женщина скончалась через несколько минут. Все было кончено.
И тут ожил придурок. А был-то тише воды, ниже травы, крутился, мешался под ногами:

 - Что же Вы ребенка спасти не пытаетесь?
 - Стиснув зубы, я спросила:
 - Живого от мертвого  отличить никогда не пытались?  У бедного мужика сегодня погибли мать и жена, 8 детей  - сирот остались.

 - А, кстати, что с той больной? Что в коме поступила? Не интересовались?

 Он опустил голову.

 - Вы были правы.

 - Вы позволите, я хочу Вам кое-что посоветовать на правах старшего коллеги?. Не будьте столь самонадеяны, не считайте остальных старыми дураками. И сомневайтесь всегда, черт Вас возьми!