Юные музыканты. Очерки

Влад Каганов
ВАДИМ РЕПИН

        Вадик родился 31 августа 1971 года в Новосибирске. Отец работал художником--оформителем, рисовал плакаты для кинотеатров, а мама – медсестрой.
Всё началось с музыкальных игрушек. Маленькому Вадику нравились дудки, гармошки, словом  всё, что издавало звуки. Заметив  тягу  ребенка к звукам, в пятилетнего сына мама взяла за руку и повела в музыкальную школу . В большенство классов прием был окончен. Поэтому в школе предложили: или пусть учится играть на скрипке, или пусть приходят на следующий год. Так , впервые взяв в руки скрипку, Вадик уже через полгода выступил с нею на сцене.
Прекрасный  педагог Наталья Гатиатулина не только ввела талантливого ребенка в мир музыки, но стала инициатором, чтобы Вадим перешёл учиться в Среднюю специальную музыкальную школу при Новосибирской консерватории  в класс выдающегося педагога, профессора Захара Нухимовича Брона.

       Уроки  Захара Брона заложили в Вадиме тот фундамент, который позволил выйти юному музыканту на мировую орбиту. В 1982 году,  в 11 лет Вадим завоевывает золотую медаль на  Международном конкурсе имени Венявского в Люблине ( Польша). После этого с успехом прошли концерты  скрипача в Москве и Ленинграде. В 14 лет — гастроли в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, а  год спустя Вадим покорил нью-йоркский Карнеги - Холл.  

        В 1989 году – восемнадцатилетний музыкант стал самым молодым за всю историю победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. В финальном туре он играл концерт для скрипки с оркестром П. И. Чайковского и 3-ю сонату Иоганнеса Брамса.

     Сегодня Вадим Викторович Репин  играет с лучшими оркестрами и дирижёрами мира.  Он является кавалером ордена Почётного легиона и лауреатом престижной французской национальной премии Les Victoires de la musique classique. «Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», – отзывался о Вадиме Репине один из лучших скрипачей ХХ века Иегуди Менухин. Вадима также можно считать полиглотом. Он знает английский, немецкий, итальянский, французский, не гоаоря уже о русском.

« Мне кажется, что мне во многом повезло, и я себя считаю счастливым человеком в отношении того, как на моем жизненном пути  все складывалось.- Говорит о себе Вадим Репин .-  И в этом ряду, начиная с моей мамы, которая привнесла самый большой вклад в становление моего характера и в становление того, как я отношусь к успеху. И, конечно же, мой первый учитель – Захар Брон.»

МАКСИМ ВЕНГЕРОВ

        Максим родился 20 августа 1974 года в музыкальной семье. Мать - Лариса Борисовна, руководила хором в детском доме  и была директором музыкальной школы, а отец, Александр Венгеров, работал гобоистом в Новосибирском филармоническом оркестре.  
        Максим начал играть на скрипке в четыре года. В  5 лет - поступил в класс заслуженного деятеля искусств Галины Степановны Турчаниновой, а в  6 лет - в первый раз выступил с  оркестром Новосибирской филармонии под управлением легендарного дирижера, народного артиста СССР - Арнольда Михайловича Каца.
        В начале 1984 года , в 10 лет,  Максим выиграл 1-й приз на престижном польском Международном конкурсе юных скрипачей имени Генриха Венявского и Кэрола Липинского, и продолжил обучение в Средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории у выдающегося педагога, профессора Захара Нухимовича Брона.
       В 1990 году  Максим победил на международном Конкурсе скрипачей имени Флеша в Лондоне, а на следующий год дал свой первый мастер-класс в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
        В 1995 году Максим был удостоен итальянской Премии Академии Киджи как выдающийся молодой музыкант.
А началось всё, кстати, ещё в детстве. –  с улыбкой рассказывает музыкант, дирижёр, профессор Высшей школы Saarlandes, дважды лауреат премии «Грэмми» (1996, 2004),  один из лучших скрипачей современности - Максим Венгеров . - Я сидел на репетициях оркестра, слушая, как играет отец, смотрел на дирижёра и мечтал стоять на его месте. Однажды я подошёл к дирижёру Арнольду Кацу и сказал: «Я хочу стать таким же, как ты». «Но сперва ты должен научиться играть на инструменте», - ответил он. Так что скрипачом я стал совершенно случайно!»

 ВАДИМ ГЛУЗМАН

       Вадик родился в 1973 году , в Житомире(Украина) в музыкальной семье. Отец  - Михаил Глузман и дядя Григорий Глузман — кларнетисты, выпускники Житомирского музыкального училища и Новосибирской консерватории. Кларнетистом был и дед нашего героя - Владимир Михайлович. Детские годы  мальчика прошли в Риге, где отец работал дирижёром городской оперетты.
          В семь лет Вадика отдали учиться  в Рижскую специальную музыкальную школу имени Эмилса Дарзиньша. В четырнадцать лет Вадим был принят  в класс профессора Захара Нухимовича Брона при Новосибирской консерватории , и обучался у выдающегося педагога на протяжении года. В 1990 году семья переехала в Израиль. Вскоре после приезда в Тель-Авив, Вадим услышал, что в Музыкальном центре в Иерусалиме Айзек Стерн проводит прослушивание молодых скрипачей.  Та встреча с великим музыкантом сыграла решающую роль во всей дальнейшей музыкальной жизни Вадима.
         Вот как вспоминает об этом Вадим: «Я приехал в Иерусалим, зашел в Музыкальный центр и сообщил секретарю, что хочу поиграть Стерну. Секретарь ответил, что идея сама по себе замечательна, но придется подождать пару лет. На мое счастье, в этот момент дверь отворилась и в Центр вошел Стерн. Показав на меня, музыкант спросил: «Кто это?».
      «Мальчик приехал поиграть вам на скрипке» ,- сказал секретарь.     «Хорошо. Готовься. Пять минут у меня найдется» ,- была реакция Стерна. Пять минут вылились в полтора часа.».

      Айзек Стерн не просто выслушал музыканта и , как обычно делает мэтр, дал несколько советов. Стерн дал юноше рекомендации в Американо-израильский культурный фонд, чтобы талантливому музыканту выделили скрипку самого Пьетро Гварнери.  Кроме того, направил его на учебу в Тель-Авивской академии музыки у Яира Клесса. Затем были ещё семь лет в Джульярдской музыкальной школе у Дороти Де Лэй и Масао Кавасаки в Нью-Йорке.
          В 1994 году Вадим Глузман получил престижную премию Фонда Генрика Шеринга. В 2001 году молодой артист дебютировал в Карнеги-холле.
В наши дни Вадим Глузман – один из самых динамичных молодых скрипачей с международной славой, отличающийся глубиной и блеском интерпретаций. Он гастролирует в США, Европе, России, Японии, Канаде с лучшими оркестрами. В том числе с  симфоническим оркестром Чикаго.  Кстати, музыкант играет на скрипке Антонио Страдивари (1690), предоставленной Обществом Страдивари в Чикаго. Эта скрипка прежде принадлежала одному из величайших скрипичных педагогов – Леопольду Ауэру (1845-1930).

       «Скрипка всегда была еврейским инструментом, — убежден Вадим Глузман. — Надеюсь, меня не сочтут шовинистом, но это факт: большинство величайших скрипачей были евреями. Я чувствую себя следующим звеном и ощущаю на своих плечах груз поколений.».

ЕВГЕНИЙ КИСИН 

        Необыкновенные способности к музыке у Жени обнаружились уже в раннем детстве. С самого рождения он постоянно слушал, как занимается на фортепиано старшая сестра, и уже будучи годовалым ребенком мог пропеть тему фуги Баха, которая в то время звучала в их доме. Когда Евгений еще немного подрос, он стал подбирать на инструменте знакомые мелодии, сначала одним пальцем, затем – всеми десятью.
       В шесть лет юный музыкант продемонстрировал свои феноменальные способности педагогам школы имени Гнесиных. Его первый и единственный педагог, Анна Павловна Кантор, любит вспоминать, как попросила его сымпровизировать темный лес, восход солнца, пение птиц. Затем попросила повторить, а ребенок ответил, что не помнит. И тут же сыграл еще одну импровизацию на ту же тему – совершенно по-новому. Концертную деятельность Евгений начал с первых классов музыкальной школы. В 10 лет он уже выступил с оркестром, сыграв двадцатый концерт Моцарта, а через год дал свой первый сольный концерт в Большом зале консерватории, где исполнил 1-й и 2-ой концерты Фредерика Шопена для фортепиано с оркестром

         Сегодня Евгений Игоревич Кисин – один из самых известных пианистов мирового уровня. Каждый сезон он дает концерты в Германии, Англии, Франции, Австрии, Голландии, Швейцарии, Испании, Италии и США. Раз в два-три года выступает в Японии, Южной Корее, Гонконге и Тайване. Является постоянным участником многих музыкальных фестивалей.
       В феврале 1992 года Кисин принял участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчётам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей.

       Евгений Кисин также выступает с поэтическими вечерами. В  2010 году он записал компакт-диск с произведений современной поэзии на идише «Аф ди клавишн фун йидишер поэзие» (На клавишах еврейской поэзии) . 

ЯНИН ЯНСЕН

       Янин родилась 7 января 1978 года в музыкальной семье , в провинции Утрехт (Нидерланды).
      Учиться игре на скрипке  начала с 6 лет. Затем занималась  в Гаагской консерватории, в классе  нидерландской скрипачки и музыкального педагога Косье Вейзенбек и в Утрехтской консерватории у  скрипачей и музыкальных педагогов Филиппа Хиршхорна (1946- 1996)  и Бориса Давидовича Белкина (1948).
 
      В 2001 году , в 13 лет Янин дебютировала, исполнив с Национальным молодёжным оркестром Шотландии Скрипичный концерт Брамса. В ноябре 2002 года, во время лондонского дебюта,  Янин выступила с Филармоническим оркестром Лондона и Владимиром Ашкенази. За этим концертом быстро последовали дальнейшие приглашения от самых престижных оркестров мира. Ее аудиозаписи как камерных концертов и так и симфонических соло-концертов пользуются большим успехом.
       Скрипачка является лауреатом многочисленных премий и наград, в числе которых четыре премии Эдисона, три премии ЭХО-Классик, Премия музыкальных критиков Германии, Музыкальная премия Северо-германского радио за выдающиеся творческие достижения. Кроме того она получила Премию в области классической музыки «За личные достижения» от Нидерландской ассоциации театрально-концертных залов и Премию Британского Королевского филармонического общества в номинации «Лучший инструменталист» – за выступления в Великобритании.

      «Мне очень нравится стоять там, на сцене, чувствуя удивительные звуковые волны, которые идут прямо на меня. – говорит Янин Янсен.- Для меня музыка – очень мощный язык. Я думаю, даже мощнее слова, вот почему ею хочется делиться».

 ХИЛАРИ ХАН

       Хилари родилась 27 ноября 1979 года в городе Лексингтон, штат Виргиния (США).
      Когда девочке было три года, ее семья переехала в Балтимор, штат Мериленд. Там, за месяц до её четвертого дня рождения, родители отдали её учиться играть на скрипке по специальной программе для одаренных детей в школе при  одна из наиболее престижных консерваторий США - Пибоди .

      В  1984 -1989 годы девочка  училась в классе украинско-российского педагога, эмигрировавшей из СССР в 1979 году - Клары Ефимовны Беркович ( родился 19 мая 1928); а в 1990 году, в 12 лет,  поступила в Кёртисовский институт музыки в класс  скрипача и музыкального педагога,  руководителя факультета скрипки -
Яши Бродского (1907 - 1997).
       В 16 лет, скрипачка полностью завершила программу обучения в университете, но решила остаться в нем еще на несколько лет для прохождения обучения по нескольким дополнительным курсам. В мае 1999 года она закончила этот университет со степенью бакалавра музыки.
       В 1991 году у Хилари состоялся первый крупный оркестровый дебют с Симфоническим оркестром Балтимора. Вскоре после этого, она дебютировала с Филадельфийским симфоническим оркестром, потом — симфоническим оркестром города Кливленда, дальше — с Питтсбургским симфоническим оркестром, и оркестром Нью-Йоркской филармонии. В 1995 году у Хилари Хан состоялся ее первый международный дебют в Германии с исполнением Концерта Бетховена для скрипки с оркестром де мажор с участием Лорин Маазель и Баварского симфонического оркестра. Этот концерт транслировался по радио и телевидению по всей Европе.
        Через год, Хилари Хан дебютировала в знаменитом на весь мир Карнеги-Холле в Нью-Йорке в качестве солиста с оркестром Филадельфии.

      Хилари Хан обладатель многочисленных международных наград. Журнал  Грамофон назвал ее Артистом Года. Кроме этого, она, также, является двукратным лауреатом премии Гремми, а  в 2001 году Хилари Хан была названа «Лучшим молодым музыкантом Америки» по версии журнала Time.

САРА ЧАНГ

      Сара родилась 10 декабря 1980 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье музыкантов, приехавших в США  из Кореи в 1979 году. Начала учиться игре на скрипке в четырехлетнем возрасте. Вскоре девочка была зачислена в престижную Джульярдскую школу музыки (Нью-Йорк), в класс великого скрипичного педагога Дороти ДеЛей (1917 –  2002)
       Когда Саре исполнилось 8 лет, она прошла прослушивание у дирижёров Зубина Меты и художественного руководителя театра «Ла Скала» с 1986 по 2005 год  - Риккардо Мути, после чего немедленно получила приглашения выступить с Нью-Йоркским филармоническим и Филадельфийским оркестрами. В 9 лет у юной скрипачки выходит первый компакт-диск «Дебют» (EMI Classics), который стал бестселлером, а она получила международную известность. Дороти ДеЛей тогда скажет о своей ученице: «Никто никогда не видел ей подобных».
В 1993 году  тринадцатилетняя скрипачка была отмечена журналом Граммофон, как «Юный артист года».

        Сегодня Сара Чанг — признанный мастер — продолжает поражать публику своей технической виртуозностью и глубоким проникновением в музыкальное содержание произведения. В ее копилке Echo Award, премия академии Киджи, премия Эвери Фишера, именное кресло в Йельском университете и почетное звание лауреата Зала славы в Hollywood Bowl.

 ЮЛИЯ ФИШЕР

      Юлия родилась 15 июня 1983 года  в Мюнхене,  в ФРГ.  Её мать - пианистка и музыкальный педагог Вера Кренкова, в 1972 году эмигрировала в ФРГ  из Словакии. Отец - математик Франк-Михаэль Фишер, в том же году переехал в ФРГ из ГДР.
        Учиться  игре на скрипке Юлия начала  в четырёхлетнем возрасте. В 8 лет дала свой первый концерт в сопровождении симфонического оркестра, а в 9 лет поступила в Музыкальную академию Мюнхена , в класс скрипачки и музыкального педагога украинского происхождения,  профессора Анны Борисовны Чумаченко (1945).    
 
      В 1995 году  стала лауреатом конкурса скрипачей имени Иегуди Менухина, а через год -победительницей Конкурса молодых музыкантов «Евровидение» .
В новогоднем концерте 2008 году во Франкфурте Юлия дебютировала как пианистка, исполнив концерт Эдварда Грига.

       Юлия Фишер имеет большое число разнообразных премий. Ее  несколько раз называли «Артистом года» (The Gramophone Awards, 2007, MIDEM Classical Awards, 2009 и пр.). Ее альбом на фирме Decca с записью скрипичных концертов Баха (оркестр Академии Св. Мартина-в-Полях, 2009) стал «Самым быстро продаваемым» дебютным альбомом в области классической музыки за многие годы.

       В октябре 2006 года стала профессором Музыкальной академии Франкфурта-на-Майне (самым молодым профессором в истории немецкой высшей школы).

     Девушка фанатично предана своей профессии: «Музыка для меня жизненно необходима. Если я не буду играть, я умру».

АБИГАЛЬ СИН (Abigail Sin)

       Абигаль Син родилась в 1992 году в Сингапуре. Её отец - адвокат Син Луи Куен( Sin Lye Kuen ), а мать - домохозяйка Тан Янг Хонг.

       Способности девочки  проявились достаточно рано. Уже в возрасте 2 лет она начала читать.  В  2002 году , в возрасте  10 лет Абигаль завоевала золотую медаль на международном конкурсе по английскому языку, а в последующие три года - входила в число набравших самое большое количество баллов в общенациональных состязаниях юных математиков Сингапура и была приглашена для участия в национальной Программе для одаренных детей, однако, от участия в программе она отказалась в пользу своей первой любви – фортепиано, с тем, чтобы больше времени проводить за любимым музыкальным инструментом и добиваться в этой области новых успехов.
        Все  началось с того, что в четырехлетнем  возрасте маленькая  Абигаль обнаружила фортепиано, которое ее дядя держал в бабушкином подвале, и решила попробовать на нем поиграть. В пять лет девочка начала учиться играть на фортепиано ,  но уже в следующем году, учитель музыки призналась родителям что она «недостаточно хороша» для столь одаренного ребенка. Тогда девочку отправили в школу юных дарований при Академии изящных искусств Наньяна.

       В 2001 году, в возрасте девяти лет, Абигаль дала свой первый сольный концерт в театрально-концертном зале , включающем художественную галерею, ЧИМЕС, расположенном в центральном деловом районе Сингапура.
        В 2003 году, в 11 лет , она выиграла премию «за Музыкальное совершенство» молодежного банка HSBC , а через год- выступила с сольным концертом в переполненном зале почти на две тысячи мест.
        В 2004 году, в 12 лет, Абигаль окончила методистскую школу для девочек, где преуспела в учебе, особенно в математике и литературном творчестве и была удостоена премии.               
        В 14 лет девушка стала самым молодым студентом в истории Ен Сью Тох ( the Yong Siew Toh ) консерватории при Национальном университете Сингапура, где училась у известного американского пианиста,  профессора Томаса Хехта и, как лучшая студенка,  каждый семестр  включалась список декана. В  2010 году,  в возрасте 18 лет, Абигаль с отличием окончила консерваторию и, как лучшая ученица,  получила золотую медаль, учережденную первым премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю (1923 – 2015).
       В 2006 году Абигаль получила приглашение  на концертный тур по Европе, включавшем Украину, Литву и Германию.
        В сентябре 2010 года, Абигаль продолжила  образование в  одной из лучших Европейских  консерваторий - Гилдхоллской школе музыки и драмы (the Guildhall School of Music and Drama),  в Лондоне, Англия, где училась под руководством профессора фортепьяно Джоан Хавилл (Joan Havill).
        В  2012 году вернувшись в Сингапур, она возобновила занятия с профессором Томасом Хехтом. В мае 2014 года она получила диплом по классу фортепиано.

       На сегодняшний день Абигаль Син уже приобрела практически всемирную известность, дав более 25 концертов – как сольных, так и с оркестрами, в Азии, Европе – как Западной, так и Восточной, а также в США, выпустила несколько компакт-дисков, неоднократно занимала первые и вторые места в целом ряде престижных международных конкурсов, а выступления юной пианистки транслировались по национальному телевидению и радио в США, Гонконге и Сингапуре.