Прах

Анатолий Пеньшин
   Господь учит: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших». [Мф.10:14] Что есть прах? Что надо отмести от ног наших и почему? Пыль мертвой жизни? Пепел смерти?
Скорее всего именно так.

   Словарь В.П. Вихлянцева  прах - пыль, тлен (1Кор 4.13). Все создано Богом из праха (Быт 2.7; Екк 3.20) и в прах возвратится (Быт 3.19). Посыпать голову прахом (Нав 7.6) или сидеть в прахе (Ис 47.1) означало великую скорбь и унижение. Бросать пыль (прах) в воздух означало сильное негодование (2Цар 16.13; Деян 22.23), а отрясти прах с ног - отказ от общения и презрение (Лк 10.11; Деян 13.51).

Посмотрим несколько строк из Писания.
… 4 Не так — нечестивые, (не так); но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли).
19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

4 Господи, Боже мой! если я что сделал; если есть неправда в руках моих;
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом:
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет; пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

9 Падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах.
14 И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.

Иов : «… 8 Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом,  — и Ты губишь меня? 9 Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?»

 4 И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы.

25 Душа моя повержена в прах; ОЖИВИ МЕНЯ ПО СЛОВУ ТВОЕМУ.

   Теперь вспомним: почему-то вдруг Христос Сам омывает ноги ученикам. Почему Он это делает? Да потому-что хотя и призывает нас отрясти с ног своих пыль смерти, но и подтверждает правоту слов своих о том, что сами мы Без Него ничего сделать не можем. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». [Ин.15:5]

   Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. [Ин.13:8] Сие значит, что никакого причастия не будет, если Бог Сам не очистит, не омоет нас от праха, тлена смерти предыдущих наших блудных скитаний.

   Об этом стоило-бы помнить тем, кто самостоятельно отваживается на «подвиги». Такой путь по сути есть восстание на Бога, а не путь к Нему.