Летние сны

Татьяна Шмидт
Летние сны

    Люблю я зимние праздники и не  только за то,  что они пахнут  ёлкой,  а  за эту их  тайну, загадку,  запах свежего снега и его девственную холодную белизну,  встречи с  родственниками. Люблю эти задушевные разговоры за щедро накрытым столом  и  эту  надежду на хорошее, что  еще не сбылось…
    Но морозы крепчают, свирепеет погодка,  несметными  полчищами   падает  снег, наметая огромные сугробы,   и поневоле вспоминаешь  о лете.   Я   достаю фотографии,  удобно устраиваюсь на диване  и вспоминаю летнее путешествие.  Кто-то едет летом за  границу, чтобы  нежиться на турецких  и других заморских пляжах, кто-то любуется Эйфелевой башней и красотами Парижа.  А я снова отправляюсь в Москву и Петербург. Билеты покупаю заранее и с волнением отправляюсь с любимой внученькой  в  путь. У  неё за спиной   рюкзак с вещами и маленькой куклой,   у меня объемная  дорожная сумка и небольшая сумочка с документами и деньгами.
    До столицы  мы летим самолетом,  и я волнуюсь перед посадкой  -  давно уже не летала, а только ездила на поездах, а еще боюсь за Ксюшу – как она перенесет перелет. Но четыре  часа  мы летим прекрасно!   Я листаю журналы, Ксюша с любопытством смотрит в окно на белые кучевые облака.  В пути нам приветливо улыбается  стройная стюардесса  и кормит одним из двух предложенных блюд – курицей  или  рыбой.
     Еда оказывается невкусной  – мы еле притрагиваемся к ней. Но вот самолет идет на посадку.  После приземления  в  Домодедово пассажиры дружно аплодируют экипажу,  мы получаем  в аэропорту вещи и добираемся до гостиницы.  Это центр столицы,   Китай – город,  и  отсюда можно дойти пешком до Красной площади. Мне очень нравятся старинные названия московских улиц.  Пока отыскиваем хостел,   переходим улицы Варварка и Солянка, Маросейка.    Наконец,  нужный  переулок. Мы входим со двора и видим яркую  вывеску с названием хостела.
     Нас  поселили в двухместном номере, и я безумно рада, что всё  хорошо устроилось!  Но  в Москве нам так много надо увидеть в эти дни,  что  немного отдохнув,  мы отправляемся  в путь.
      Столица встречает нас  теплом и солнышком,   нагуляв аппетит,  мы идем обедать в кафе,  и моя капризуля  Ксюша  проголодавшись в  дороге,   съедает всё подряд,  а  я очень рада.  И эти  дни  для  нас -  сплошной праздник и отдых.
      Мы без  устали ездим  на  метро  из одного конца Москвы  в другой   и подолгу  прогуливаемся пешком.  За несколько дней мы посетили ВДНХ и музей космонавтики,  парк Горького, Третьяковку   и ее огромный филиал на Крымском Валу, Старый Арбат и Красную  площадь – нам всё хочется посмотреть. По пути мы обедаем и ужинаем,   а потом  усталые  возвращаемся в  хостел, где  живут  иногда  очень странные люди.
      Вот эта жгучая брюнетка Галина так внимательна  к нам  и любезна,  хотя  не в меру любопытна. Она прямо навязывается  в  друзья,   находит у нас несуществующие болезни и обещает исцелить всего  за  пятьдесят  тысяч рублей, кроме того она обещает омолодить весь организм. Для этого надо только заплатить деньги и  подписать договор…
    Заманчиво, хотя  я уже понимаю, что это всего  лишь  авантюра  и вежливо отказываюсь, но Галина и не думает отступать –  она обещает сделать для меня большую скидку в несколько тысяч, а   я   все равно решительно  отказываюсь – нам  еще ехать в Петербург, где  деньги очень пригодятся   самим.  Несколько дней в Москве пролетают,  словно чудесный сон, но нам надо  ехать дальше.

      ***

     В  Петербург  едем на поезде.    Приезжаем на рассвете хмурым,   почти осенним  утром  и на такси добираемся до хостела,   расположенного  в  старинном  доме,    в  историческом центре города.  Нас приветливо  встречает полная молодая женщина, проверяет документы  и проводит в номер, где нас  ожидает наша дорогая любимая мама. Как же радостна наша встреча после разлуки! Моя дочь почти целый год лечилась от тяжелого недуга   и теперь встречает нас  здесь…
     Я гляжу на ее еще бледное лицо,  и на глаза наворачиваются слезы. Но я не теряю надежды, что все будет хорошо, и не подаю вида,  и  дочь  улыбаетс я  мне  своими чудесными,  широко распахнутыми,  светло- голубыми  глазами.  Мы стоим в обнимку посреди комнаты  и плачем  от радости, а Ксюша целует без конца свою маму…
    Встреча получилась трогательной. Мы   смотрим    друг  другу  в глаза и всё понимаем без слов, но еще так рано,  а  Ксюша очень устала,    мы ложимся в приготовленные чистые постели и сразу засыпаем.  Я просыпаюсь  уже в одиннадцатом часу, когда сквозь легкую штору  луч  солнца скользит по моему лицу. Гляжу в окно на крыши домов, на бледное питерское небо и кажется, что это сон. Мы в Питере!  А город манит нас  своими  бесчисленными достопримечательностями  и таинственными  белыми ночами.
    Дочь  моя первый раз в Петербурге,  и  я хочу показать ей культурную столицу.
     После отдыха  и вкусного завтрака, который приготовила  для нас  Катюша,   мы идем кататься на катере по Неве.  И  вскоре  уже мчимся по рекам и  каналам северной столицы,  и  ветер шевелит светлые волосы  внучки  и   дочери,   пробирается и ко мне,  становится зябко,  и я  накидываю легкую ветровку.   Потом   достаю фотоаппарат и делаю снимки на память, чтобы увезти  хотя бы капельку этой красоты.  Я  не была за границей, но регулярно смотрю известную передачу   «Орел и  решка», и  давно уже знакома с красотами европейских городов, но Петербург мне гораздо милее и дороже. Над ним как бы витает дух великого Петра,  и  заставляет меня возвращаться сюда вновь и вновь…
       После прогулки на воде мы  гуляем  по широкому  Невскому проспекту, любуемся старинной архитектурой домов, каждый из которых не похож друг на друга,  а  имеет свой стиль и изюминку.  С  восторгом  любуемся храмом  Воскресения Христова   и  без  устали бродим  по городу,    смотрим на   многочисленные  мосты  и   красивые набережные,  а потом заходим  в  небольшой ресторан.   
    Катя  заказывает чудесный обед  и хорошее  вино.  Красивая  официантка грациозно приносит на подносе нам блюда.  Мы поднимаем  тонкие фужеры с темно-красной жидкостью и пьем  до дна за встречу и здоровье.  Ксюша чокается с нами кока-колой, и  мы  и не торопимся выходить отсюда на улицу – нам так хорошо здесь в этом полумраке,  где  тепло и уютно, льется тихая приятная музыка  и мало посетителей,  а нам  столько надо сказать друг другу…
   Вечером,  усталые,  возвращаемся в  хостел, принимаем  душ,   пьём  йогурты,  едим фрукты  и с наслаждением  вытягиваем ноги в постели. День был таким насыщенным!
     А утром  идем в  Эрмитаж,   поднимаемся  с целой  толпой китайцев  по Иорданской лестнице,  любуемся лоджиями Рафаэля, переходим неповторимые по красоте   залы.  И восхищению нет конца!    Я вижу такой  восторг  в  глазах  Ксюши и Кати! Шедевры Эрмитажа  трогают нас до глубины души.  Картинам собранным здесь нет цены,   и  среди  них Леонардо да Винчи, Рембрандт,  Ван  Гог…
   И как прекрасно сохранились  исторические интерьеры Зимнего  дворца – резиденции  российских императоров!
    Время проходит быстро, пора  уходить, но  за окнами  слышны мощные раскаты   грома.  И мы не решаемся выйти  на улицу и стоим внизу,  окруженные  огромной толпой иностранцев, говорящих на разных языках. Гроза продолжается долго, а мы основательно проголодались и устали.
    Выходим на улицу,  подходим  к  такси, но цены заоблачные,  и  мы бежим под дождем без зонтиков  к станции метро. Мокрые,   мы  садимся в  вагон  и  едем  до  станции Чернышевская. По дороге домой покупаем  булочки, сосиски и свежую сочную клубнику,  и всё это  с большим аппетитом съедаем,     а потом  с  блаженством отдыхаем после душа  в  сухой и чистой постели.  Как всё- таки мало надо человеку для счастья!  А сколько сегодня мы получили впечатлений!
    На  другой день мы  решили отправиться  в  Петергоф и посмотреть его чудесные знаменитые фонтаны.  От станции метро Автово  едем   в  переполненной  маршрутке  стоя, рядом  сидят  молодые, модно одетые девушки,  но место никто не уступает.   До  Петергофа  едем   тоже  в  битком набитой  маршрутке.  И наконец,  мы у желанной цели!   Почти бегом  проходим в  парк и  встаем в длинную  очередь  за билетами в кассу.
   Чудное незабываемое зрелище предстает перед нами:    Большой Петергофский дворец  поражает своим великолепием и кажется парящим.   Внизу слепят глаза позолоченные скульптуры богов и античных героев   и   Большой каскад фонтанов. Каких скульптур  и  фонтанов  тут  нет!
    Самсон,   разрывающий пасть льва, Амазонка,  Тритоны, Юпитер, Пандора,  Персей с мечом в  правой руке, а в левой держит голову Горгоны. Скульптуры при свете солнца сверкают позолотой, поражают воображение гроты,  водопадные лестницы и бьющие в небо струи фонтанов! Знаменитые фонтаны  Петергофа!  Зрелище великолепное!  И  народа собралось множество,  и все улыбаются,  восхищаются, фотографируют.
    И  мои  Ксюша с Катюшей купили селфи-палку  и  с её помощью  без конца фотографируются на фоне фонтанов, я тоже делаю снимки на память.  Хочется увезти малую толику этой красоты. А в Большом Петергофском дворце нас ждут новые чудеса – целая вереница великолепных залов – Танцевальный,  Чесменский, Голубая приёмная,  Тронный зал, Белая столовая, Картинный зал, опочивальня  и другие не менее роскошные залы.  В  какой же немыслимой роскоши и неге жили здесь цари!
     Из  дворца мы спускаемся в Нижний парк, где нас   неожиданно  обливают водой фонтаны – шутихи.   Кругом   хохочут,   но мы  не огорчаемся  - день солнечный,  и одежда быстро сохнет.  А мы любуемся Морским каналом,  ведущим  от дворца к морю – Финскому заливу. На пристани покупаем  в  кассе билеты  и на ракете мчимся  в  Петербург. Как  же  мы устали  сегодня!  Да и  по деньгам пришлось порядком потратиться  на  дорогу и экскурсию. Но зато впечатлений масса!
    Ужинаем по дороге  домой  и отдыхаем.  А в  хостеле   вечером   жизнь  кипит  ключом.  Каких только людей не встретишь здесь! В соседней комнате живет   интеллигентная,   высокая элегантная брюнетка,  каждый год она  приезжает в  Петербург с  Дальнего Востока.   С  мужем  они    объездили все окрестности,  сегодня  ездили в Стрельну и советуют побывать там мне. Но у нас на завтра другие планы.
      А вот снимают комнату три шахтера с   Донбасса. Они ищут здесь постоянную  работу, а  пока  калымят  где-то на стройке.  Крепкие,  жилистые мужчины по очереди готовят ужин на кухне -  деловито  варят пельмени,  по утрам принимают душ,  пьют кофе и отправляются на работу. А вот молодая девушка -  переводчица  живет в общей комнате, она приехала  из  Калининграда  и тоже устраивается здесь.
   Убирает все помещения  Людмила  – невысокая худощавая женщина лет тридцати  пяти.  Работает она быстро и ловко. В хостеле  чистенько. Людмила тоже приезжая – она из Брянской области. Живет она тоже здесь,  вместе со своей напарницей. Дежурят они на  ресепшен  по  очереди.
   Работы  им  хватает.  Но женщины  довольны - хозяева  хостела  -   молодые  супруги -  им доверяют и не придираются. Постояльцы тоже довольны – цены умеренные, чисто  и  можно самим готовить на общей кухне.  А гостей здесь хватает – люди едут со всех уголков страны посмотреть великий город.   В хостеле – бывшей коммунальной квартире,   тоже есть достопримечательность – черный массивный  старинный буфет, необычной формы,  чудом  сохранившийся  с  дореволюционных времен.

***

   Петербург не только красивейший город  в  России – это еще город- труженик и герой.  Ленинград выдержал 900 дней блокады и потерял   от голода и бомбежек более  600000 тысяч жителей…
Они   геройски  защищали свой город. Сколько их лежит в братских могилах на Пискаревском  кладбище? Точно не знает никто…
 Я горжусь тем,  что  мой  отец  был  одним из защитников  великого города.  И  поэтому  мы не могли не побывать  на Пискаревском кладбище… 
    Мы  поехали  туда   в солнечный ветреный  день.   Перед   входом читаю надпись на мраморной доске:
 « С 8 сентября  1941 года по 22 января 1944 года на город  было сброшено  107158 авиабомб, убито 161744 человек.  Умерло от  голода  641803 человек...
    По гранитным ступеням спускаемся к монументу – шестиметровой скульптуре  из бронзы, которая называется  «Мать – Родина».  На  гранитной стене горельефы -  эпизоды из жизни сражающегося, блокадного Ленинграда  и высечены  стихи Ольги  Берггольц- поэтессы,  пережившей  все ужасы блокады  в  родном городе.
      Этот мемориал  был открыт  на Пискарёвском кладбище  9 мая 1960 года.  А  Вечный огонь перенесён  с   Марсова поля.  Молодые солдаты  неподвижно  стоят в Почетном карауле со строгими лицами, потом происходит смена караула.  Мы долго стоим возле монумента,  потом
  идем  на центральную аллею  с  братскими могилами.  Меня поразили  эти  ровные ряды могил и тишина, которую нарушал  только тихий  шелест листвы молодых берез.  Могил    очень   много.   В них лежат 470 тысяч человек…
  А кроме того  есть  еще много индивидуальных могил – воинских захоронений. На некоторых надгробиях свежие цветы. Горожане помнят своих героев…
 
     На другой день мы долго  гуляли  в Летнем саду, который приказал заложить еще  в 1704 году великий Пётр Первый.   Он  задумал иметь сад  лучше, чем в  Версале у французского короля.  Для этого там высаживали деревья и цветы, устраивали фонтаны,  устанавливали  мраморные  скульптуры  античных героев и богов, которые заказывали итальянским мастерам из Венеции.  В Летнем  саду  царь Петр проводил свои ассамблеи,  балы и  фейерверки. А во времена царицы  Елизаветы  в Летний сад  мог зайти и пройтись по аллее  любой,  опрятно одетый человек, когда там не было императрицы…
     Мы  тоже прогуливались  по  аллеям,  любовались белыми лебедями в пруду, изящной решеткой сада,  рассматривали статуи,  отдыхали на скамейках, фотографировались и получили истинное наслаждение.

 ***

   Вечером легли спать, но  в  12 часов встали, быстро оделись  и  решили посмотреть развод мостов.  Это  была  удивительная  белая ночь.   А мы  бежали по улице к Неве, боясь опоздать на  самое  интересное.  И вот,  наконец,  перед нами широкая полноводная река  колышется  в  свете фонарей. Мы  у  Литейного моста,  стоим у самой воды, рядом еще люди, видимо,  тоже туристы.
     Мост   по  сигналу  вдруг начинает подниматься вместе  со столбами и  фонарями всё выше и выше,  и открывает путь  судам,  плывущим следом. Их много – пассажирские катера, грузовые суда  и баржи. Слышится смех, музыка. Кругом огни. Зрелище незабываемое.  Мы долго стоим, как завороженные этим зрелищем. Тихо плещется вода. От Невы тянет холодом – пора идти домой.
  В легком  сумраке белой ночи   мы идем в  хостел   и  ложимся спать, хотя за окнами светло,  почти как днем. Мы спим как убитые, но  утром я встаю пораньше и бегу в кондитерскую. Покупаю там торт и конфеты – сегодня у Ксюши день рождения,  и опять   мы отмечаем его  в  Питере.
     После завтрака   едем  на  Крестовский остров,  где находится  большой парк развлечений  с   множеством  аттракционов   для детей,    и  сразу покупаем Ксюше билет на высоченную горку – батут. Она забирается по лесенке наверх, а потом катится  с  большой   высоты  и визжит от восторга. Потом  забирается  еще и еще, а мама успевает снять ее на видеокамеру.   Ксюша  катается до тех пор,  пока не обдирает коленку,   и мы уводим ее  дальше в парк,  где она знакомится с девочкой Настей,  и они вместе кормят с руки орешками  маленьких белочек.   А мы с мамой сидим на лавочке и смотрим на детей.
      Потом Ксюша катается на железной дороге, которая находится  высоко вверху,  а  поезд   с   грохотом  быстро  бежит  на  рельсах  по своей сложной  траектории.  Затем покупаем билет имениннице на  другой  аттракцион,  где  дети   быстро  поднимаются и опускаются  на чем-то, напоминающем  высокий столб. Детишки кричат от восторга и страха, а мы смотрим  и смеемся. И,  наконец,  идем на  чудо-карусели,  расписанные   в  стиле  ретро.  Такие красивые   карусели  я вижу впервые. Ксюше так  понравилось кататься на них,    что билет на карусели приходится покупать три раза подряд. Лицо ее раскраснелось,  косички растрепались,  а  непокорная девчонка  никак не хочет отсюда уходить,  и нам приходится долго ее уговаривать.
Но мы все проголодались,  хотим  пить  и  есть,  и идем перекусить  в  ближайшее  кафе, а потом едем домой.

    Напоследок  мы поехали смотреть знаменитые петербургские храмы. В Казанском соборе шло венчание молодой пары. Это было так красиво и торжественно! Народу было много,  но храм такой огромный,  что мог вместить еще не одну тысячу прихожан.
    В Исаакиевском  соборе, построенном  великим   Монферраном, любовались гранитными колоннами, стенными росписями и чудесными  картинами на холсте, старинными иконами и мозаикой.
    В церкви святого Пантелеймона – целителя  я молюсь за здоровье дочери. А потом едем в Александро-Невскую лавру,  где находится мужской православный монастырь. Он построен по приказу Петра в том самом месте,  где Александр Невский одержал победу над шведами…
    Когда-то давно  там  же   располагалась  Славяно -греко- латинская академия  и даже была богадельня для отставных солдат.  Здесь находился главный монастырь страны. В годы   Первой мировой войны здесь был оборудован лазарет для раненых  солдат и офицеров.  Сюда же перенесли   мощи  Александра  Невского.
     Мы  молимся за здоровье  близких,  делаем пожертвования,  ставим свечи и тихонько уходим.  На улице в  церковной лавке покупаем, небольшие иконы, футболки с  символикой лавры,  сувениры и  подарки. Рядом акрополь, где покоятся  многие выдающиеся люди своего времени.  И среди других имен я вижу   могилу   Натальи Николаевны Ланской – жены Пушкина…
    Но  нам пора   домой – мы очень устали. На другой день мы расстаемся с Катюшей  - она улетает домой в Новосибирск, а мы едем на поезде до Москвы – у нас билеты на самолет от Домодедово до Горно-Алтайска.  В столицу приезжаем рано утром, а  впереди целый день, и мы едем в Московский зоопарк.   Ждем открытия зоопарка на остановке, успеваем даже позавтракать в кафе, а потом  покупаем билеты и  смотрим зверей,  которых здесь множество. Зоопарк нам очень понравился, но Ксюше больше понравилась сладкая вата и яблоки в карамели на палочке. Мы  ходим от одного вольера к другому, а день выдался по-настоящему летний и жаркий. Мы устали  и  поехали  обедать в наше любимое кафе, а потом  решили покататься по  Москве-реке на теплоходе. Прогулка получилась чудесной!    Ксюша быстро освоилась и вот уже бесстрашно бегает с  другими детьми   по теплоходу,  и не  удержишь ее никак, а кругом просторы Москвы реки и  Замоскворечья.
     Выходим   у  Киевского вокзала,  добираемся  до  Красной площади,  любуемс я   Кремлем   и храмом   Василия Блаженного, гуляем  по площади среди  большого количества  народа,  а  потом едем  на  вокзал, забираем вещи из камеры хранения.   Вещей  у нас  заметно прибавилось,   и нести их  тяжело.  Нам в метро помогает добрая девушка. С  пересадкой  мы  добираемся до Домодедова, успеваем на регистрацию и летим домой ночью. В полете Ксюша капризничает,  не спит и хнычет – она очень устала. А с другой стороны меня толкает крупный мужчина – он спит беспробудно и постоянно приваливается ко мне  тяжелым горячим телом.  Мне нестерпимо хочется спать,   и  временами  я проваливаюсь  в  тяжелый сон.
Наконец,   утром  самолет приземляется  в  аэропорту  Горно-Алтайска,  и  мы выходим по трапу на свет божий, получаем вещи, берем такси и едем домой.   А дома ложимся спать и просыпаемся уже к вечеру.  Алтай встречает нас  теплом,   в разгаре - самая лучшая пора летнего отдыха.
 А теперь за окном зима,  высоченные сугробы,  и зиме еще не видно конца.  Ксюша теперь живет далеко от меня,  с мамой, и  по ночам мне  часто снятся летние сны,  и белые питерские ночи, когда мы были все вместе,  и нам было так хорошо втроем…
И остается ждать нового лета  и  мечтать о новом путешествии, пока  не знаю куда.