Небожители

Ольга Владимировна Рязанцева
  Скоро февраль. Что такого особенного? Казалось бы: все еще зима. Но нет, день стал длиннее, на душе радостное ожидание весны. В моменты оттепели, не поверите, уже пахнет весной. Как будто-то весна  стоит ожидая своей очереди, но от нетерпения забегает вперед. На нее фыркнут презрительно, да отправят на свое место. На душе от этого не становится менее радостно. Нет.  Все равно, не смотря на мороз и внезапно проснувшуюся вьюгу- скоро весна!   Уже в феврале заядлые дачники  заведут разговоры о рассаде. Подоконники перезимовавших окон заполнятся  одноразовыми горшочками с тонкими зелеными былинками. Представляю, как сейчас радовалась бы моя бабушка, Антонина! Наверное так, как радуется сейчас моя мама, которой досталась  от  нее по наследству эта любовь к земле.
 
   Когда весна на пороге, почему-то всегда вспоминаю небожителей. Так жаль, что не видят они этой красоты пробуждения от сна. А может и видят?  Как они там? Наши родные,  которых с нами нет? Как они живут-поживают? Где?
 
   Бабушка Тоня обожала выращивать овощи и цветы. Помню ее клумбы в деревне, где они с дедом, принудительно городские жители, купили дом под дачу.  Эти клумбы были ее гордостью и  радостью. Она разговаривала с цветами. Мне, в мои восемнадцать, казалось это чудачеством:  я удивлялась и посмеивалась. Бабушка же не обижалась, а говорила  мне с улыбкой:

 -- Внученька, все вокруг добром питается, любовью живет! Ты полюбишь цветок, а он тебе красоту благодарно такую подарит, что глаза от нее зажмуришь. Ласковое слово и кошке приятно.


 Теперь, спустя годы, когда я повзрослела, а бабушка давно уже небожитель, понимаю ее слова.  Понимаю ее любовь к цветам:  сама разбила на даче клумбы и   радуюсь буйному цветению все лето.  Чем больше заботы и радости вложишь, тем больше красоты в ответ получишь. И так- во всем. Думаю, что за разговорами о любви к природе, делясь своим восхищением ее красотой привила и мне чувство прекрасного. Такое ощущение единения с природой и понимания ее прелести давным-давно подарил мой отец, тогда молоденький лейтенант, моей тете. Он разбудил  ее, девятилетнюю девочку, на заре, и  повел в сад слушать трель соловья.  До сих пор она вспоминает  этот урок прекрасного.   

   Другая моя бабушка, Оля, была увлеченной кулинаркой. Когда мы приезжали в отпуск, вся семья отца  собиралась за большим столом. Детей у моих бабушек было по четверо. У Тони три дочери и сын. У Оли три сына и дочь. Благодаря им у меня много родственников: дяди, тети, двоюродные братья и сестры. Красота!

   Братья и сестра с семьями у родителей дома, за большим столом: шум, гам, но так весело! Я помню это радостное чувство встречи со всеми.  Бабушка Оля пекла замечательные пироги и плюшки, блинный торт и много другой всякой разной вкуснятины.  Плюшки розочками с светло-коричневым сахарным палантином  научились от бабушки делать все невестки и внучки,  но все равно самые пышные, нежные, тающие во рту  были только у нее. Она могла часами стоять у плиты, смахивая с трех сковородок сразу тонкие кружевные блины. Каждый блинок смазывала сливочным маслом и когда стопка становилась высокой отправляла ее в печь, вылив приличную порцию топленого сливочного масла на самый верхний блин.  Потом  эти блинки не брали по одному, а нарезали кусочками как торт. Даже тогда, когда возраст совсем забрал ее силы, она не отпускала гостей не угостив их чаем с пирогом или плюшками.
Для чаепития  из серванта доставался чайный сервиз с зелеными кружками. Они были такие изящные, с тонкой,невесомой  ножкой, с позолоченной, выгнутой ручкой и нежными розовыми розами на боках. Сервиз этот бабушка искала долго: требовались  большие, глубокие блюдца, чтобы можно было из них пить горячий, обжигающий чай.
   В те времена каждая женщина была рукодельницей.  Обе мои бабушки  могли похвастаться  ловкостью рук. Бабушка Тоня вышивала картины гладью, вязала шикарные кружева и салфетки крючком, Оля вязала спицами и крючком,  шила своей дочери шикарные наряды из самых простых тканей, на зависть всем модницам улицы. 
   Дед Леша   играл на гармони так, что ноги сами пускались в пляс, а бабушка  не могла усидеть молча. Уж как она пела!!! Голос  чарующий, переливистый,  что та трель соловья! Дедушка Володя был очень молчалив. Разбирался в лекарственных травах и обожал собирать грибы. 
   Каждый из них поделился своей частичкой с нами. Вложил в нас свою  душу. Вот и во мне мирно уживается любовь к цветам и кулинарии. Живут во мне и Антонина и Ольга. Иногда заходит дед и манит в лес по грибы.  Брат улыбается улыбкой отца,  в моем   сыне  отражается он копной вьющихся волос и любовью покомандовать.  У Лены живет в воспоминаниях о соловье.  Вот где живут наши небожители. Они живут в нас, в наших талантах и способностях, в наших улыбках, даже в чувстве юмора, которое тоже досталось по наследству.   Думаю: « Они счастливы тем, что мы так похожи на них, они  продолжаются в нас, а мы останемся в наших детях,  внуках  и так будет всегда.»