Попугай корелла

Александр Кулев
       В  настоящее время очень многие увлекаются содержанием в домашних условиях попугая кореллы, или нимфы. Это - одна из наиболее приятных, интересных, адаптированных к условиям неволи экзотических птиц.  Однако, надо помнить и о том, что попугаи этого биологического вида, как и многих других, способны издавать громкие крики. Впрочем, это, пожалуй, едва ли не единственный недостаток кореллы. Достоинств же у этой замечательной птицы множество.

    Кореллы, или нимфы, — второй по численности вид попугаев, обитающих в Австралии. В природе птицы часто встречаются в открытых ландшафтах, эвкалиптовых лесах, в зарослях кустов, но обязательно поблизости от воды. А.И.Рахманов (1975)  отмечает, что кореллы могут заселять засушливые области Австралии, травянистые степи с отдельно стоящими деревьями и кустами, иногда посещают полупустыни, живут на равнинах у берегов рек и озер. В течение всего года, за исключением периода размножения, птицы держатся небольшими группами по 10—50 особей. Более значительная концентрация их может наблюдаться в засушливые годы возле водоемов.

     Летящая стая вытягивается в одну линию. Полет птиц быстрый, маневренный. При посадке корелла камнем падает вниз и тормозит с помощью хвоста у самой земли. Хорошие летные качества позволяют нимфам широко мигрировать в поисках корма, лишь ненадолго задерживаясь в тех местах, где его количество невелико. Замечено, что хозяйственная деятельность человека приводит к увеличению численности корелл и расширению ареала этого вида попугаев.

Кореллы впервые попали в Европу в 1840 г., и уже с середины XIX в. появилась информация об успешном размножении этих птиц в неволе. По своей популярности у любителей, содержащих нимф в клетках, они, как и по своей численности в Австралии, занимают второе место (после волнистых попугайчиков).

Чем же так привлекательны кореллы? Прежде всего, своей внешностью. Эти  птицы обладают непритязательной, но элегантной окраской. Преобладают серый и бурый цвета. Передняя часть головы и хохолок желтого цвета, на «щечках» — оранжево-красные или красновато-коричневые пятна. В настоящее время можно приобрести не только птицу с при¬родной окраской оперения, но и белых, желтых, коричневых, серовато-желтых, пестрых птиц, выведенных в результате селекционной работы.

     Кроме окраски, в корелле привлекает ее приятный нрав. Как отмечает Б.А.Симонов (1977), этот попугай миролюбив и спокоен. Поэтому его можно содержать с представителями других некрупных видов птиц, не опасаясь, что нимфа нападет на них.  Важно знать, что большинство попугаев весьма агрессивно, и помещать их один вольер с другими видами пернатых по этой причине не рекомендуется.

     У автора этой статьи белый самец кореллы  долгое время жил в одной клетке с молодой самкой волнистого попугайчика, и птицы великолепно ладили друг с другом. Возникавшие иногда между ними «перебранки» начинались, как правило, по инициативе более мелкого волнистого попугайчика и никогда не заканчиваются серьезным конфликтом. Более того, между птицами установились своеобразные отношения: их поведение стало синхронным. Птицы совместно (словно представители одного биологического вида) кормились на дне клетки, вместе отдыхали на жердочке. В процессе отдыха волнистый попугайчик перебирал своим клювом перья на голове и шее кореллы. Интересно было наблюдать, как более крупная корелла подставляла волнистому попугайчику  голову или шею для чистки.

     В отличие от представителей некоторых крупных видов попугаев корелла, по нашим наблюдениям, в дневное время весьма подвижна, поэтому наблюдать за ней интересно. Птица хорошо лазает, при со-держании в просторном помещении — летает, забавно чистит оперение, осматривается по сторонам, издает различные звуки, манипулирует с помощью клюва разными предметами. Как уже отмечалось ранее, крик кореллы неприятен уху, громок и однообразен. Однако эта птица может издавать и довольно мелодичные негромкие звуки, напоминающие песенку (это наиболее характерно для самцов). Резкие крики корелла издает, если чем-то взволнована. При содержании же ее в спокойной обстановке и в стабильных условиях такое случается редко.

     Обучить кореллу человеческой речи можно, однако в этом отношении она уступает волнистому попугайчику и многим другим видам. Более успешно обучение проходит при систематической работе с молодыми самцами, содержащимися отдельно. В случае успеха корелла выучивает около 10 слов и произносит их нечисто. Но уже сама возможность обучения кореллы человеческой речи привлекает к ней внимание любителей пернатых.

     Перечисляя достоинства кореллы как возможного объекта зоологической части уголка живой природы, следует упомянуть и то, что в зоомагазинах эта птица стоит относительно недорого. Наконец, еще одно преимущество нимф — их нетребовательность по отношению к кормам. Годится любая качественная зерносмесь для волнистых попугайчиков с добавлением небольшого количества овса и семян подсолнечника. Как и другим пернатым, кореллам необходимы мягкие корма (круто сваренные каши, нежирный творог, смоченная в молоке и отжатая булка), а также разнообразная зелень. В клетке должен быть крупный песок, смешанный с минеральной подкормкой (мелом, растертой яичной скорлупой и т.д.), и постоянно — чистая свежая вода, которую необходимо менять не менее 1—2 раз в день. Эти требования к содержанию кореллы в значительной мере универсальны и хорошо известны любителям птиц, содержащим дома различные виды пернатых.

     Корелла достаточно успешно размножается в неволе. Птицы способны давать потомство и в больших клетках, но разводить их все-таки лучше в вольерах. Думается, что вольерное содержание корелл достаточно трудно обеспечить в домашнем зоологическом уголке. Однако,  если читателей заинтересует этот вопрос, рекомендую обратиться к литературным источникам, приведенным в конце этой статьи.

                ЛИТЕРАТУРА
1. Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 150 с.
1. Гринев В.А. Попугаи: Справочное издание. — М.: Лесная промышленность, 1991. – 135 с.
2. Гусев В.Г. Животные у нас дома: Справочное пособие. – М.: Экология, 1992. – 366 с.
3. Самусенко Э.Г. Друзья нашего дома.  - Мн.: Полымя, 1993. – 270 с.
4. Симонов Б.А. Певчие и декоративные пти¬цы. — Ташкент, 1977. – 158 с.
5. Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе. – М.:
                Просвещение, 1986. – 112 с.
6. Рахманов А.И. Попугаи. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 175 с.