Подражание, или на чем держится социализация

Даная Дан
Подражать - следовать образцу. Образец подражания может быть далек от идеала, даже для подражающего ему. Тем не менее, на подражании держится социум - люди не могут обходиться без подражания, так как это является механизмом социализации. В психологии, подражание - это осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения. Психологи утверждают, что под влиянием подражания формируются простейшие навыки и нравственные качества, значит, и духовные ценности. А вот что по чем, зависит от склонности к подражанию, содержания и качества объекта подражания. В каких условиях осуществляется подражание, какие идеалы, таковы и образцы для формирования. Соответственно, в каждой социальной группе свои образцы подражания. И хотя суть подражания весьма прозаическая, это - обмен жизненный опытом, само подражание характеризуется как способность. В отличии от других способностей, подражание может быть очень полезным и вредным - зависит от случаев. Но, независимо от полезности, смысл данной вещи неизменчив. Да и как суть подражания может меняться под влиянием разных обстоятельств, если во всех случаях это удовлетворение потребности. Никто не станет чему-то/кому-то подражать, если в этом нет пользы. И хотя эта самая польза весьма условна - у каждого свое понимание пользы от одного и того же, - она значима, иначе не была бы пользой. Сюр. Но что в нашей жизни не сюр? К примеру, громкие и тихие призывы к смыслу жизни, что он в борьбе, в успехе, совершенстве, и в том, что жизнь утрачивает смысл ради жизни... с точки зрения самой жизни и великой эволюции - полнейший бред, абсурд. Даже в жизни алкоголика есть смысл - наглядное пособие по жизни «в питие», что станет с тобой, дорогой друг, если пойдешь путем «распития напитков». Хочешь такой жизни - подражай, и в конце концов сольешься с образом подражания. Может тема «подражание» и скучна, и оттого не очень обсуждаема, но не обходится без интересных нюансов, о которых я и буду говорить.

Мной уважаемый Габриель Тард, еще в 1890 году, в своей книге «Законы подражания» писал: «Стремление человека к подражанию - одна из самых резких черт его природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя, чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражания: подражанием-модой или подражанием-привычкой, подражанием-симпатией или подражанием-повиновением, подражанием-образованием или подражанием-воспитанием, наконец, добровольными рефлективными подражаниями». Позднее, на основании трудов Тарда, величайший Карл Густав Юнг делает вывод, что без подражания невозможны массовые организации, государство и общественный порядок, отмечая, «ведь не закон создает общественный порядок, а подражание, в понятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение». Вот откуда «подражание - это  обмен жизненный опытом», но не только. Это и механизм преемственности поколений, то есть - социальное наследование. Но вернемся к исследованиям Тарда. У него есть интересная концепция, что общество основывается на трёх основных процессах - на законах подражания, на открытиях и изобретениях и на сопротивлении этим нововведениям: «Повиноваться кому-нибудь - не значит ли это всегда желать того чего он хочет или по-видимому хочет? Изобретения не делаются по приказу, и нельзя убеждением заставить сделать открытие. Быть доверчивым и послушным и быть им в высокой степени, как гипнотик или как человек в качестве социального существа - это значит прежде всего быть подражателем. Чтобы придумать что-нибудь новое, чтобы открыть что-либо, чтобы пробудиться на мгновение от своего сна семейного или национального, индивид должен хоть на короткое время вырваться из общества. И в то время, как он обладает этой столь редкой храбростью, он является скорее сверхсоциальным, чем социальным существом». Добавлю, что, определению Фридриха Ницше, сверхсоциальный или сверхчеловек - это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. Сверхчеловек - более интересная тема, но об этом потом. Вернемся к подражанию и вопросу, которой, наверное, не раз задавал читатель, читая сие строки: чему именно подражают?

Согласно социологу Тарду, основателя субъективно-психологического направления, существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай. Вот на этом более подробно, так как дальнейший объяснений нет. Для специалистов в области аналитической психиатрии эти термины понятны, а остальным, непосвященным и неосвещенным этой мудрой наукой, знать необязательно.

Итак, логическое подражание - это логические действия, область которых - естественные науки, технология и экономика, к ним же относятся и некоторые военные, политические и юридические действия. По Вильфредо Парето, одного из основоположников теории элит, логические действия редки - в социальной жизни доминируют нелогические действия. Этому следует объяснение: логические действия основаны на рассуждении, нелогические – на чувстве, которые, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение, но угодные для самого рассуждающего. «Ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических» - заключает Парето, и далее утверждает, что роль человека в нелогических действиях состоит в логизации - в рационализации этих действий: «Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве». Из этого легко сделать вывод, что внелогическое подражание - действия чувств. Парето чувства, за их неуловимость, определяет как вещи в себе, и прав, так как чувства являются глубинным фактором поведения, следовательно и мотивом подражания. 

Со сложным разобрались, теперь проще понять что такое внутреннее и внешнее подражание.

В психологии, под внутренним поведением понимаются действия, совершаемые человеком в своем внутреннем мире. Это - преднамеренные, осмысленные и целесообразные внутренние движения человека: мышление, воображение, вера, мотивирование себя. Само внутреннее поведение подразделяют на рациональное и психологическое. Рациональное основано на логике, а психологическое - это решение человека под действием собственных эмоций. Но в обоих случаях человек ответственен за свои действия. Внутреннее поведение определяется правилами человека - его верой и жизненными ценностями. Следовательно, внутренне подражание - следование собственным правилам.

Под внешним поведением понимается телесное и речевое поведение. Это - походка, жесты, выражение лица и интонации. Моменты, отражающие запечатленные в теле личностные особенности человека и его состояние, напрямую связаны со средой проживания. Особенности воспитания, обучения, общения -  и речевой навык, и манера поведения. Следовательно, внешнее подражание - подражание родителям, социальное подражание - копирование модели поведения авторитетов, как телесного, так и речевого.

Ну и совсем просто разобраться с «подражание-мода и подражание-обычай». Для начала определимся, что есть мода. В психологии, мода -  это социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, и является средством социально-психологической компенсации неудовлетворенности. Функции моды -  коммуникативность(общение), интерактивность (согласование, взаимодействие) и компенсаторность (психологическая защита индивида). По мнению психологов, мода - специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, чаще возникающая стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений. Следование моде - подражание моде. Подражание-обычай - следование традициям, культурным особенностям нации или обычаям социальной группы.

Кроме перечисленных форм подражания, существует еще одна - природная (незрелая) форма подражания или «обезьянничество», без наличия мотивации, являясь зеркальной формой восприятия - как приспособление к окружающей среде. Зеркальная форма подражания - не всегда слепое следование другим, это и вариант объективизации установки, например, в действиях других индивид находит более выгодный способ реализации своих намерений или, не располагая нужной информацией, не зная как совершить намерение, полагается на чужой опыт - в точности  копирует действия других.

Говорят, эффект подражания - это один из видов группового мышления: быть как все. Мне же думается обратное - установка на «быть как все», «быть своим, понятым и принятым группой, обществом» является главным условием возникновения эффекта подражания. И вот что интересно, подключение индивида к групповому мышлению это не что иное как психическое заражение. Именно общение формирует социальную психику, и заражение - способ воздействия на группы людей на большие их объединение. Психическое заражение имеет разные формы проявление, это и группы по интересам, и толпа в ситуационной панике, и топа в религиозном или революционном экстазе, и массовый азарт, и массовая агрессия, и массовое заражении модой. Мода не постоянна, в связи с чем, у особо приверженных к моде вырабатывается устойчивое чувство конформизма. Обобщенно, конформизм - податливость, в социологии - рабское (некритичное) принятие и бездумное следование господствующим мировоззрениям, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, установкам «сверху» и национальным или социальным обычаям. Бездумное подчинение и безотчетное следование всему перечисленному объясняется особенностью менталитета - выработкой мышления отказа нести персональную ответственность за содеянные поступки. Следовательно, конформизм в моде - слепое следование определенному стилю, господствующему на данный момент в какой-либо сфере жизни или культуры. Считается, что два мотива движут модой -  подражание с целью перенять опыт или хороший вкус и страх оказаться вне общества. Во втором случае, это форма биологической защиты. Страх быть осмеянным, изолированным  заставляет человека подражать моде. Этимологически «мода» происходит от латинского modus и переводится как «мера, способ, правило». Соответственно, быть модным - быть соответствующим чему-то общепринятому и быть правильным по отношению модных мер.

Мода бывает разная. Мода на музыку, технологию, науку, мода на одежду, прически, макияж, мода на литературу и мода на стиль речи, мода на религию и мода на экстрасенсов - вспомните, повальное увлечение Кашпировским, Чумаком, Вангой. Какую область не возьми, везде существует мода - от архитектуры до политики. В одной стране стали модны духовные скрепы и ура-патриотизм. Толком никто не знает, что это такое, но у всех на устах «вставание с колен». Психология говорит, что неудовлетворенность порождает целый комплекс явлений: повышенное возбуждение, усиленную двигательную активность, возрастание надежд и стремление узнать что-либо, что обещало бы выход из положения. В таком состоянии люди сильнее верят обещаниям и активнее распространяют информацию, в которой усматривают свои беды. «Душой толпы», следовательно, и указателем «куда идти» становятся политические или религиозные кредо. Умение вложить нужное в сознание масс - это уже другая тема. Но чем хуже условия жизни у множества индивидов, тем легче заложить в их сознание информацию «кто виноват в этом». Далее включается эффект подражания. И чем больше неудовлетворенных жизнью людей, тем эффективнее форма психического заражения.

Поскольку меня интересует феномен массового увлечения литературой - нет, не чтения, а сочинения своего, родного, будь то проза или поэзия, - то напомню как менялся стиль письма. В начале 2000-х кем-то из умников был изобретен олбанский язык - фонетически верный, но орфографически нарочно неправильный в написании слов. Пренебрежительное отношение к естественному языку стало столь заразным в литературе, что до сих пор, по исчезновению моды порядка десяти лет, в комментариях доморощенных авторов и пиитов встречаются словечки такого рода: «превед», «спасип», «низачот», «убей себя апстену», «аффтар» и «аффтор жжот», «ржунимагу» и «аффтар пешы ысчо». Да, было время, когда в русской литературе как-будто прорвало канализацию. Помимо мемуаров домохозяек, популярны были клозетные басни и безумные пасквили на литературные шедевры. Писалось, естественно, дворовым сленгом или на «олбанском». Входу был и тюремный жаргон. Сейчас тенденция выровнялась. Читатель, начитавшись досыта, до эстетической тошноты наукообразной белиберды и откровений шизофреников, вновь вернулся к художественной классике и научной литературе. Не каждая плохая дорога ведет в ад и не каждая хорошая в рай, так что, не попробовав на вкус нелитературный язык, невозможно по настоящему оценить классику. Мода на литературу изменяет мир, и будет ли мир прежним, зависит от читателей. Они формируют предложения. По спросу и литература и социальное направление. 

Считается, что психическое заражение - это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно. Источником заражения является сильный эмоциональный заряд, накал чувств и страстей, основой возникновения - эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. По своей сути, заражение - это передача психического настроя индуктора другим. В литературе (прозе, стихах, публицистики) таким индуктором становится автор. Именно через свои чувства и накал страстей он передает массе свои убеждения. Сначала происходит психическое заражение - читатель бессознательно включается в состояние автора, ослабевая тем самым критичность собственного мышления, и, в стадии эмоциональной готовности получить установку к действию, заражается и авторскими убеждениями. Собственно, убеждения и есть установка на действие - убеждения определяют поведение индивидуума. Тард подражание приравнивает к гипнозу. Позднее, психолог Николас Спанос выдвинул теорию, что гипноз - это всего лишь поведение, вызванное повышенной мотивацией. То есть состояние гипноза зависит от ожиданий и мотивированности объекта воздействия: есть желание быть загипнотизированным, значит есть отдача влиянию гипнотизера и есть интерпретация своих действий как навязанных извне. То же самое происходит и с подражанием. В общих чертах, теоретическая концепция механизма подражания Габриеля Тарда сводится к тому, что в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Он считает, что подражание - это фундаментальный принцип развития  и существования общества, и что подражание выступает частным случаем более общего «мирового закона повторения». Безусловно, в обществе случаются изобретения, которым подражают массы. Безусловно, законы морали действенны только в условиях подражания. И тяга к знаниям, и обретение знаний - тоже является результатом подражания. Но подражание нередко становится и основой проявления отрицательных качеств, нездоровых мыслей. На основе социальных и психологических потребностей у человека формируется соответствующий интерес. Подражание человеку с нужным набором качеств, с конкретным типом мышления в индивиде развивает аналогичные склонности и увлечения. Это может быть как процессом духовного развития, так и процессом социальной деградации. Подражание, как процесс воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения, базируется на том, что низшие образцы подражают высшим, при этом,  внутренние шаблоны могут вызвать имитирование раньше, нежели внешние образцы. Шаблон или паттерн - это устоявшаяся в сознании модель поведения и реакций на определенные события. Любая реакция, повторяющаяся в жизни индивида неоднократно, является сложившимся паттерном, и каждый человек, без исключения, является заложником собственных моделей и рамок поведения. Потому, осознанное подражание - это результат нашей неудовлетворенности - наше желание выйти за рамки собственного поведения. Поэтому, внутренние шаблоны являются ориентиром в выборе образца - для укрепления модели поведения, шаткость которой тоже создает причину неудовлетворенности. Аналогично и с усилением или ослаблением навыков. Неудовлетворенность имеющимся стимулирует нас на поиски образца подражания.

В настоящее время Интервент облегчает поиск образца подражания, но Сеть является и мощнейшим источником психического заражения. Механизм этой динамики хорошо прослеживается по Фейсбуку и Инстаграму. Особенно повальным увлечением стали публикации фото с преображением внешности и фото домашних животных, с жизнеописанием себя любимых и своих питомцев. Появился даже такой слоган: «котики правят интернетом». Самое читаемое в Сети - скетчи. Маститые, немаститые и «от сохи», подражая друг другу, пишут короткие истории о себе и любимцах. У некоторых выработалась тенденция писать от имени своего котика или своей собачки. Наверное, это хорошо. Пусть Интернетом правит любовь. А я переключусь на значимость индуктора в популяризации чего-либо. Для ясности картины, приведу себя в пример.

Лет семь назад, в период исполнения моего желания стать сетевым писателем, в поисковой системе Google на русском языке значились только четыре Данаи - Даная Рембрандта, Даная Тициана, Даная из мифологии и я, Даная Дан с «Проза.ру». Через полгода моего благополучного существования в Сети в качестве автора собственных публикаций, в поиске появились свадебные шляпки «Даная», затем - свадебные платья «Даная», вслед этому случился обвал имени. Как грибы после теплого дождя повырастали мебель «Даная», разной направленности клиники «Даная» и сеть аптек «Даная». Все Даны (самостоятельное имя) вдруг стали Данаями. Популярным стало назвать Данаей кошечек, собачек. В Украине уже который год Даная - одно из востребованных имен девочек. Сейчас чего только нет с названием «Даная» - от косметологических линий, до саун и банно-прачечных трестов. Но, как оказалось, я не только популяризовала свое имя. Среди сетевых авторов появились Ники, Вероники, Дины, Велли, Лоры и Марсели «Дан». Дан - это имя, реже - фамилия. Я не думаю, что со столь редкой фамилией могут одновременно появится десятки сетевых авторов, пишущих отнюдь не на иврите и не на китайском языке - на нашем исконно русском. В Китае есть фамилия, созвучная с «Дан», и может на русском языке иероглиф «партия» так и записан, но я не думаю, что все эти «Даны» - потомки китайских эмигрантов, ведь и для Китая «партия» это редкая фамилия. Склоняюсь к тому, что этот феномен - следование моде. Видимо я настолько стала модной, что у меня появились подражатели. Буду рада опровержению. И буду двойне рада, если кто удосужится объяснить в чем притягательность «Данаи Дан», вместе и по отдельности.




примечание:

Индуктор происходит от латинского induce - ввожу, побуждаю.


Использованный материл:

«Les lois de l’imitation» (Законы подражания), Габриель Тард
Психиатрия, справочная литература
Популярная Психология, справочник
Словарь психологических терминов