Открытое письмо онлайнеру

Наталья Маевская
 
и другим журналистам, коллегам-предпринимателям, да
и просто тем, кто дочитает до конца и оставит свое мнение.


Если бы много-много лет назад, когда только зарождался класс предпринимателей, к нам в гости попросился журналист с целью сделать репортаж о нашем бизнесе, да еще и бесплатно, наверное, все бы хлопали в ладоши от такого везения и халявы.
Вчера мне позвонил представитель уважаемого и очень читаемого народом портала ONLINER.BY – желают, мол, сделать репортаж о наших гостевых домах. Что это такое, какая категория населения у нас живет, какие цены и условия и т.п. Здорово?
Первое чувство радости сразу же сожрало второе чувство – страха. Да, да, вы же согласны – если кто-то сам идет в разведку, то не факт, что принимающая сторона выйдет из воды сухой…


Недавно мой младший сын Пашка с удивлением узнал, что я уже пенсионерка. «Ты что, мам?! Ты же еще молодая!» Ну, да, я себя чувствую духом совсем молодой, но паспорт не выкинешь и не исправишь год с 61-го на 91-ый, увы…  Еще немного подумав, Пашка вычислил в этой печальной новости новость полезную – «Мам, так а ты уже что, пенсию получаешь?!» Я кивнула – мол, конечно. «А где она?!» - не унимается ребенок. «В 1000 Мелочей», - отвечаю. – Заезжаю, покупаю все нужное мыльно-рыльное домой, Пашка. Это же не так много, как ты думаешь. Сто долларов, двеcти рублей всего».


- Да, мало… - расстроен сын. – Тебе надо было, наверное, больше работать, мама. Могу тебе, кстати, советик дать – а ты эту пенсию на «черный день» откладывай! Много соберется.


Совет хорош. Но только не пойму, откуда он про «черный день», почему мысли такие у детей вообще могут родиться… Наверное, слышат наши ежедневные напряги, проблемы. Наверное, сочувствуют. А так хотелось бы, чтобы дети смеялись и никогда, пока им не по полтиннику, даже не думали про кубышку на какие-то не очень светлые дни.


«Черный день»… Он когда-нибудь вообще кончится у нас?!


Я работаю с семнадцати. Я отлично училась в школе, я три раза штурмовала иняз, мечтая стать учителем. Стала. И была счастлива. Но нужно было еще где-то жить, а учителям не дают квартиру быстрее других, платят столько, что в копилку не бросишь. Ушла работать по специальности. Переводчиком. Но на завод. Там тоже надежды не много. Но повезло. Родился второй сын, работала я лучше некоторых, узнали, что в Чернобыльской зоне по зову партии отработала в зараженной зоне – квартиру лет через сколько-то дали. Не совсем бесплатно. А для меня даже – совсем не бесплатно. Но получилось.


Я ездила по Европе и видела, что люди живут по-другому. И мне хотелось по-другому, но у себя, тут, в своей стране, а не в Европе. И как только появилась возможность делать что-то свое, а не тыкать пропуск на проходной ровно в восемь утра и ровно в пять вечера, я оставила свою более чем успешную должность на внешнеторговой фирме и ушла в свободное плавание… Как многие, кто хотел рискнуть ради заработка, креатива, ради того, чтобы иметь выбор в действиях и строить собственные планы на свою собственную жизнь.


Поначалу нам завидовали, стесняясь своей несмелости, те, кто остался за проходной на окладе, потом наступали времена, когда мы им завидовали, потом опять что-то менялось в нашу сторону, потом… Господи, мы конечно, страна перемен, но не до такой же степени!


Замечаю нехорошее настроение внутри себя. В том плане, что старшим детям я говорила с пеленок, что их ждет светлое будущее. Надо только верить, быть человеком, хорошо учиться и стараться  думать о хорошем. Оно-то обязательно наступит, мы живем неплохо – значит, они будут жить лучше в разы. А это уже не неплохо, это хорошо.


Что мне говорить младшим… Конечно же, я им вру то же самое. Потому что без веры – вообще караул. И я верю. Я всегда продолжаю верить.



У нас в доме живут собаки и кошки. Их кто-то бросил. И почему-то всегда так звезды сходятся, что они оказываются у нас. Я за всю свою жизнь ни разу не купила котенка или щенка. Как только наш умирает, как только мы начинаем лить слезы – тут же откуда-то появляется брошенный питомец. Это хорошо.


Лет десять назад мы с мужем решили пополнить семью и к нашим двум сыновьям, уже взрослым, добавить искусственным путем дочку. Получилось. Только вместо одной дочки, у нас появилось в один год сразу две дочери и сын, вот этот самый мой собеседник и советник. У девочки оказался в детдоме брат-двойняшка, а потом еще и нашли старшую сестру этих, оставленных в роддоме детей. Когда можно было выбирать между усыновлением и опекой, мы выбрали первое. Хотя опека гарантировала при совершеннолетии какие-нибудь квартирки в какой-нибудь деревне Витебской области этим детям. Но нам нужна была семья. И мы были уверены – так честнее, и так будет именно семья, а не какие-то обязательства. Ну а в светлом будущем и в том, что квартиры для всех заработаются, мы же были уверены!


И вот уже который год: то кризис, то чуть-чуть потепление, то опять кризис, то уже совсем и не кризис, а полная задница… И какие квартиры детям, если в недостроенном доме, тащя на себе пятерых, еле успеваешь при смене сезона купить теплые вещи и хоть что-то в холодильник…


Предприниматель – это кто? Чьи вывески горят еще на улицах? Как им живется? Кто их поддерживает за то, что они еще пытаются что-то предпринять, чтобы быть полезными себе, своей семье и нашему государству.


Вот сидишь порой перед компьютером и выбираешь по мере значимости, что заплатить раньше другого из необходимого. Налоги – само собой. И порой они такие, что колючие ёжики по коже начинают бегать. Аренда. Не заплатишь – завтра выкинут, и конец всему твоему бизнесу и вложенным средствам и силам. Зарплату. Все теперь умные, все защищены законом и все с удовольствием пользуются своими правами. Попробуй не заплатить вовремя. Это все так и правильно, но что же делать с нами, с теми, кто не ждет пособий как неработающие беженцы в Европе по 2-3 тысячи евро, а кто работает, пашет, верит, все еще верит в то, что если хорошо работать, честно жить и любить свое отечество, то можно жить не в постоянных долгах и проблемах, а просыпаться хотя бы через утро с улыбкой на лице.


Да, мне от родителей не досталось наследства ни тут, ни за границей, ни счета в банке, ни недвижимости. Ну, не повезло. С таким подарком. Хотя я горжусь своими родителями и ни в коем случае не обижаюсь.


А кому-то досталось. Молодцы и умницы те, кто отхватил на своих чиновничьих должностях квартиры в центре Минска или несколько коттеджей, чтобы сейчас спокойно иметь пассивный доход. И чтобы я теперь пополняла их счет арендами, строя свой бизнес. Поймите – это не зависть. Я никогда не мечтала что-то получить даром, но почему не работает просто закон – если ты получил образование, не дурак, много и с удовольствием работаешь и при этом не воруешь у государства и у других – ты можешь жить, не думая о еде, о новых ботинках на зиму Пашке, о каком-то, черт его побери, «черном дне»?!


Всю жизнь я учусь сама всему, каждый день добываю информацию, посещаю тренинги, чтобы быть человеком современным, чтобы моим детям не было за меня стыдно. Я просыпаюсь утром и контролирую себя каждый день вопросом «Нравится ли мне то, чем я занимаюсь». И представьте, какой я неубиваемый оптимист – нравится! Но почему каждый день как на амбразуру…


Идут в гости за репортажем… И я знаю, что все у меня красиво, честно и в этом нуждаются люди. Следуя за лозунгом государства «Купляйте беларускае!», я продаю свои услуги преимущественно нашим, белорусам. У нас живут за небольшие деньги (хотя и эти 200 руб. в месяц для многих теперь неподъемная сумма) наши белорусские студенты, люди, приехавшие на лечение, туристы, путешествующие из любви к Беларуси и нашему красавцу Минску, и строители живут, и те, кто приехал в Минск добыть хоть какую-то работу из провинции… Нам жалко всех, мы стараемся создать домашний уют, а главной задачей администратора гостевого дома является – любить гостя как своего собственного гостя в своем доме, но…


Но когда же наше государство перестанет с нами бороться, а будет дружить?! Могу только на примере нашего бизнеса (краткосрочная аренда) проследить, как постоянно с нами борется государство или кто-то от лица государства, то пытаясь закрыть вообще, то ставя в невыгодные условия по сравнению с многочисленными, вновь выстроенными, гостиницами?! Разве мы не заслужили того, чтобы в равной конкурентной борьбе выигрывать или проигрывать? Ведь притесняя легально работающих предпринимателей, мы только плодим невидимых конкурентов – в каждом доме полно квартир, которые втихую сдаются «племянникам из Бреста», «сестрам из Москвы»… Об этом все знают, но все молчат, надеясь в скором времени тоже пригласить «родственников» на месяц в свободную комнату или лишнюю квартирку.


Почему слово «предприниматель» в нашей стране вызывает то зависть, то снисхождение, а то и ненависть у многих, кто ничего не ПРЕДПРИНИМАЕТ, а плывет по течению или греется в теплых кабинетах?!


Я хочу гордиться тем, что делаю. Я делаю это для себя, для своих и ваших детей, для людей нашего и не только нашего государства. Я у него, государства, никогда ничего не просила и не прошу, мне не хотелось бы жить в оппозиции к нему – я хочу знать, что мне протянута рука помощи моральной хотя бы, а не ждет подножка вот сейчас, за следующим поворотом.


А за пенсию в 100 иностранных единиц по курсу НБ РБ огромное тебе, Государство, спасибо!

Итак, к нам едет ONLINER… Расскажите о нас. Правду. Как есть. Мы в этом нуждаемся.


P.S. 12.02.17 Представляете - сделали репортаж "как есть"))) https://realt.onliner.by/2017/01/27/sto