Доброе дело

Владимир Севостьянов Азарис
               

         Собираясь в зарубежную командировку, родители решили отправить младшего сына Егорку в деревню к бабушке.
         Бабушка Вера с радостью встретила впервые приехавшего погостить внука. 
        - Какой большой мальчик!- приятно удивилась бабушка, оглядывая щуплую фигурку внука.- В школу ходишь?
        - Я уже в третий класс перешел!- с гордостью сообщил Егорка. 
        - Молодец!- одобрительно кивнула головой бабушка.- Будешь хорошо учиться, станешь умным человеком, как твой папа. Скажи мне, почему ты такой худой и бледный? Тебя что, в городе не кормят?
        - Я каждый день готовлю для него новое блюдо, а он отказывается и говорит, что нет аппетита!- огорченно вздохнула Егоркина мама.- Даже не знаю, что с ним делать…
        - У нас в деревне никто не страдает отсутствием аппетита,- заметила бабушка.- Набегается с ребятишками на свежем воздухе и сам попросит накормить его.
         Проводив спешивших на автобус Егоркиных родителей, бабушка Вера посадила внука за стол и первым делом напоила его парным молоком. Затем, к огромному удивлению мальчика, она положила его красные сандалики в сундук и повесила на крышку замок.
         - Как же я буду гулять без сандаликов?- растерянно спросил Егорка.
         - Будешь ходить по земле босиком, как все деревенские мальчишки,- пояснила бабушка.- Ноги нужно закалять, тогда и  болеть не станешь. Пойди-ка, внучек, погуляй вокруг дома, познакомься с соседскими ребятишками.
         Осторожно переступая босыми ногами, Егорка вышел на крыльцо.   Прикрыв рукой глаза от яркого солнечного света,он увидел сидевших на зеленой лужайке местных мальчишек. Они тихо разговаривали о чем-то между собой и время от времени с любопытством поглядывали на него.
         Егорка взял на руки дремавшего на скамейке пушистого котенка, ласково погладил его и решительно шагнул со ступеньки крыльца. К нему тут же подскочил рыжеволосый мальчишка и стал отнимать у него котенка.
         - Отдай, это мой котенок!
         - Нет, это бабушкин котенок!- не согласился с ним Егорка, прижимая к себе пушистый комочек.
         - Сейчас по шее получишь!- пообещал задиристый мальчишка и замахнулся кулаком.
         Егорка замер в ожидании удара и крепко закрыл глаза, но котенка из рук не выпустил. 
         - Василёк, не трогай брата!- неожиданно услышал он за спиной грозный окрик.
         Рыжий драчун послушно отпустил Егорку и отошел в сторону.         Егорка открыл глаза и увидел крепкого, загорелого мальчишку в поношенной синей футболке. Он дружески протянул ему руку и с теплой улыбкой на лице приветливо сказал:
         - Я твой двоюродный брат Костик. Ты молодец, что не испугался Василька, он тебя больше не тронет. Пошли с нами на пруд купаться! 
         - Надо у бабушки разрешение спросить,- робко возразил Егорка.- Она будет беспокоиться за меня.
         - Ладно, спроси бабушку Веру. Скажи ей, что будешь находиться под моим присмотром.
         Бабушка похвалила Егорку за послушание и разрешила ненадолго отлучиться. 
         Вдоволь накупавшись в пруду, ребята вышли на берег и легли позагорать на мягкую зеленую травку. Кто-то из местных мальчишек предложил забраться в сад деда Микитки, у него как раз поспели вкусные груши. 
         - Хорошая идея!- одобрительно отозвался Василёк.- Только дед Микитка в прошлый раз так огрел меня своей палкой, что спина до сих пор болит. Может, подождем, когда стемнеет и тогда…
         - Старого деда испугался?- насмешливо спросил Костик.- Убегать нужно вовремя, а ты забрался на самую макушку дерева и ждешь, когда дед подойдет и стрясет тебя вместе с грушами. Тут действовать нужно быстро - пришел, взял и убежал! Если не хочешь идти с нами, так и скажи, обойдемся без тебя.
         - Я что, я как все…,- смущенно сказал Василёк.- Городского парнишку возьмем с собой?
         - Возьмем, пусть брат привыкает к деревенской жизни,- решил Костик.- Сейчас немного обсохнем на солнышке и пойдём.
         Из разговора ребят Егорка понял, что они собираются залезть в чужой сад. Палкой по спине ему получать не хотелось, и он осторожно спросил брата Костика:
         - А нельзя ли просто подойти к дедушке и попросить его угостить нас грушами?
         - Пусть нищие просят, а мы возьмем то, что нам нужно!- гордо ответил Костик.   
           Егорка был воспитанным мальчиком и понимал, что брать чужое нехорошо, но отказаться от участия в сомнительном мероприятии он не мог, опасаясь, что местные ребята его сочтут трусом.
         Крытая соломой пятистенка деда Микитки оказалась по соседству с бабушкиным домом. Мальчишки спрятались в густом бурьяне за конюшней и стали ждать удобного момента для нападения.
         Тяжело опираясь на палку, высокий сухощавый старик с окладистой белой бородой вышел из дома, сел на завалинку и, положив руки на колени, стал задумчиво смотреть куда-то вдаль за горизонт.
          Брат Костик толкнул локтем лежавшего рядом Егорку и тихо сказал:
          - Дед Микитка скоро заснет. Он всегда так делает - посидит-посидит немного и засыпает. Ты не волнуйся, дед старый и больной, у него не хватит сил гоняться за нами.
         Спустя несколько минут дед Микитка склонил седую голову на грудь и задремал, пригревшись на солнышке.
         - Пошли!- скомандовал Костик.
         Егорка быстро вскочил на ноги и вместе с ребятами побежал к стоявшей у сарая высокой раскидистой груше. Пока мальчишки набивали карманы грушами, он стоял в стороне и растерянно смотрел на безмятежно спавшего старика. Собирать чужие груши ему не хотелось, да и зачем они ему нужны, когда у бабушки Веры их полным-полно!
          Неожиданно в полуденной, знойной тишине раздался треск сломанной ветки.
          Дед Микитка вздрогнул, открыл глаза и увидел возле груши стайку мальчишек.
        - Ах, негодники, вот я вас сейчас палкой!
        Ребята бросились бежать врассыпную. Егорка побежал вместе со всеми, но в траве наступил босой ногой на колючку. Он громко вскрикнул от боли и присел на корточки, а когда совсем рядом увидел деда Микитку, то и вовсе расплакался.
        - Дедушка, не бейте меня палкой! Я не брал ваши груши! 
        - Успокойся, малыш, у меня и в мыслях такого не было,- добродушно улыбнулся дед Микитка, помогая Егорке подняться на ноги.- Ты чей мальчик будешь?
         - Я к бабушке Вере приехал,- всхлипывая, ответил Егорка.
         - Знаю твою бабушку, мы живем по соседству,- поглаживая рукой седую бороду, сказал дед Микитка.- Скажи мне, Егорка, зачем ты забрался в чужой сад?
         - Не знаю,- пожав плечами,- честно признался Егорка.- Я за компанию вместе с ребятами.
         - А если ребята в крапиву полезут, ты с ними тоже за компанию пойдешь?
         - Нет, не пойду,- уверенно сказал Егорка.- Я крапивы боюсь!
         - Вот видишь, прежде чем что-то сделать, нужно хорошенько подумать. Ладно, пошли со мной!
         - Дедушка, отпустите меня, я больше так не буду делать!- испугался Егорка, думая, что дед Микитка отведет его сейчас  к бабушке и всё расскажет ей.
         - Не волнуйся, я помогу тебе вытащить занозу, и тогда ты пойдешь к своей бабушке,- успокоил его старик.
           Дед Микитка посадил Егорку на завалинку, принес из дома большую круглую лупу и с помощью пинцета вытащил из пятки глубокую занозу.
         - Теперь гляди под ноги, когда будешь бегать по траве!- посоветовал он Егорке.- Передай от меня привет бабушке и возьми вот эти груши.
         Мальчик послушно исполнил просьбу старика.
         - Бабушка, дед Микитка передал тебе привет.
         - Уже успел познакомиться с нашим соседом?- удивилась бабушка Вера.- Откуда у тебя груши?
         - Дед Микитка угостил,- сказал Егорка.
         - Если дедушка угостил тебя грушами, значит, ты сделал для него доброе дело,- улыбнулась бабушка.
         Егорка хотел сказать горькую правду, но промолчал, не желая расстраивать бабушку. Подумал, что он еще успеет сделать для старика доброе дело.
         - Бабушка, расскажи мне про деда Микитку,- усаживаясь за стол, попросил Егорка.
         - Да что про него можно сказать?- пожала плечами бабушка.- Несчастный старик… В деревне никто толком не знает его имени-отчества, все привыкли называть его дедом Микиткой. Говорят, что он поселился здесь еще до войны. Построил большой дом, женился на местной красавице и завел семью. В колхозе работал комбайнером, а когда пришла война, ушел на фронт. После Победы вернулся домой, вся грудь в орденах и медалях, а радости на душе никакой нет. Вся его семья погибла под бомбежкой. Жена с малыми детишками не успела добежать до погреба, всех одной бомбой положило в огороде. На том месте, где они погибли, дед Микитка посадил редкую в наших местах грушу. Старые люди говорили, что его жена очень любила груши. Местные ребятишки частенько забираются в сад деда Микитки, трясут грушу и ломают ветки, а ему очень обидно становится, ведь это память о погибшей семье.
         - Дед Микитка один живет?- спросил Егорка.
         - Родных и близких у него нет. Когда помоложе был, сам управлялся по хозяйству, а теперь, когда пожилые годы дают о себе знать, мы по-соседски помогаем ему, кто чем может. Как ветерану войны колхоз привозит дрова и уголь, недавно крышу дома починили. Я каждый день приношу дедушке молоко и хлеб, навожу порядок в доме и занимаюсь огородом, а зимой, когда на улице очень холодно, помогаю топить печь. Так вот и живем…  Дед Микитка тихий, безобидный человек, напрасно никого не обидит. Ты ему сделаешь доброе дело, он тебе добром и отплатит.
         Проголодавшись на свежем воздухе, Егорка с удовольствием поел наваристых щей, выпил кружку молока и попросил бабушку Веру отпустить его погулять. Ему не терпелось поскорее сделать несчастному старику какое-нибудь доброе дело.
         В поисках доброго дела он долго кружил возле дома деда Микитки, стараясь не попадаться ему на глаза. Сначала он хотел подарить дедушке пробегавшего мимо щенка, но тот близко не подпускал к себе незнакомого мальчишку, и от этой идеи вскоре пришлось отказаться. Попытка убрать лежавший возле калитки тяжелый камень тоже не привела к успеху. Ничего больше не придумав, Егорка огорченно вздохнул:
         - Взрослому человеку гораздо проще сделать доброе дело!
         После обеда дед Микитка вышел из дома, сел на завалинку и вскоре задремал, выпустив из рук палку.
         Егорке пришла в голову мысль спрятать палку, а затем как бы случайно найти ее и тем самым сделать дедушке доброе дело. Он осторожно подкрался к безмятежно спавшему старику, взял до блеска отполированную руками палку и спрятал ее в бабушкином палисаднике. Затем сел на видном месте возле колодца и стал терпеливо дожидаться, когда дедушка проснется.
         Спустя некоторое время дедушка проснулся и очень удивился, не обнаружив рядом с собой палку. Заметив неподалеку скучавшего в одиночестве Егорку, он знаками позвал его к себе. 
         - Малыш, хочу попросить тебя сделать одно доброе дело. 
         - А что нужно?- с готовностью откликнулся Егорка.
         - Я свою палку где-то потерял, а мне без нее трудно передвигаться,- сказал дед Микитка.- У тебя глазки молодые, острые, походи вокруг дома, поищи в траве мою палку.
         Недолго думая, Егорка прямым ходом направился в бабушкин палисадник и вскоре принес деду Микитке его палку.
         Проследив за коротким маршрутом Егорки, старик понял, что он намеренно спрятал его палку, чтобы затем вернуть её как знак доброй услуги, но вида не подал и даже поблагодарил за отзывчивость. Ему захотелось сделать что-то приятное и полезное смышленому мальчику. 
         - Спасибо тебе, Егорка, за помощь. Ты когда-нибудь ловил рыбу в пруду?
         - Нет,- покачал головой Егорка.- У нас в городе нет пруда. 
         - Хочешь, я научу тебя ловить рыбу?
         - Хочу, но меня нет удочки.
         - Удочки и снасти есть. Я раньше занимался рыбалкой, а теперь вот глаза плохо видят, не могу червяка на крючок насадить.
         - Дедушка, я вам помогу!- живо отозвался Егорка.- А где можно накопать червей?
         - Червей мы поищем в навозной куче на огороде твоей бабушки,- сказал дед Микитка.- Сейчас возьмем лопату и пойдем копать червей.   
         Дед Микитка отправился в сарай за лопатой, а Егорка заметил, как со стороны конюшни к саду подбирается компания местных ребятишек во главе с братом Костиком. Решив помешать нападению на дедушкин сад, он подбежал к ним и загородил дорогу своим худеньким тельцем.
         - Нельзя трогать эту грушу!
         - Почему?- не понял Костик.
         - На том месте, где растет груша, немцы убили семью деда Микитки.
         Василёк недоверчиво покосился на Егорку.
         - Врет он всё! В нашей деревне никогда немцев не было.
         - Я правду говорю!- стоял на своем Егорка.- Можете сами спросить деда Микитку.
         - Да что может сказать сумасшедший старик, который бьет мальчишек палкой?- усмехнулся Василёк.
         - Дедушка Микитка - добрый человек, он помог мне вытащить занозу из пятки,- возразил Егорка.- Он с немцами воевал, у него дома целая куча орденов и медалей.
         Немного подумав, Костик предложил всем отправиться к деду Микитке. 
         - Нужно поговорить со стариком, а то как-то нехорошо получается…
         Дед Микитка удивился, увидев на пороге дома ватагу местных ребятишек, которых привел с собой Егорка.
         - Извиняться пришли? Это дело хорошее, очистить свою совесть никогда не поздно. Пройдемте со мной в сад, я угощу вас яблоками и грушами. 
         Он остановился возле высокой развесистой груши, любовно провел рукой по стволу.
         - Вот она, красавица моя. Когда будете есть эти груши, вспомните детей моих Ванюшку и Катеньку. Они примерно вашего возраста были, когда погибли…
         Дед Микитка тяжело вздохнул и краешком седой бороды смахнул с уголков глаз навернувшиеся слезы. 
         - Давно это было, а сердце до сих пор болит… Ребятки, вы поймите меня правильно - не жалко мне спелых груш, жаль поломанных вами веток. Посмотрите, сколько потоптанных огурцов и помидоров осталось после вашего набега! Вы по-хорошему подойдите ко мне и попросите что вам нужно, а я никогда не откажу.
         - Мы все поняли,- кивнул головой Костик.- Спасибо вам за груши, они у вас очень вкусные!
         - Ешьте на здоровье и вспоминайте моих безвинно погибших детей.
         - Это правда, что у вас есть боевые награды за войну?- нетерпеливо спросил Василёк.
         - Немного имеется,- признался дед Микитка.
         - А орден Славы есть?
         - Два ордена Славы и еще шесть боевых орденов,- улыбнулся дед Микитка.- Я на фронте был командиром взвода разведки.
         - Вот бы хоть одним глазком взглянуть на ваши награды!- мечтательно проговорил Василёк.- Я никогда в жизни не держал в руках настоящие ордена.
         - Завтра приходите ко мне в гости,- радушно пригласил дед Микитка. - Я покажу вам фотографии моих фронтовых друзей, расскажу, как они воевали с немцами. А сейчас мы с Егоркой будем готовиться к рыбалке, нам нужно накопать в огороде червей.
         - Можно с вами пойти на рыбалку?- спросил Костик.- Мы тоже хотим научиться ловить рыбу.
         - Карасей в пруду много, на всех хватит. Приходите на вечернюю зорьку к плотине возле старой лозинки. Мы с Егоркой будем вас ждать.
         Проводив до калитки довольных встречей ребят, старик повернулся к Егорке.
         - Если они по-настоящему заболеют рыбалкой, то у них совсем не останется времени безобразничать на чужих садах и огородах. Егорка, ты почему такой скучный?
         - Дедушка, это я спрятал вашу палку. Мне так хотелось сделать для вас какое-нибудь доброе дело, а у меня ничего не получилось,- огорченно вздохнул Егорка. 
         - Малыш, ты даже не заметил, как сделал большое доброе дело,- улыбнулся дед Микитка.- Благодаря твоему участию мальчишки теперь не будут трясти мою грушу, топтать огурцы и помидоры. Ты славный, отзывчивый мальчик и поверь, у тебя впереди еще много хороших, добрых дел.
         Дед Микитка взял Егорку за руку, и они вместе отправились на огород копать червей.

                г. Липецк