Лошади в кино

Забил Алекперов
                Лошади в кино.

         Лошадей люблю с детства. Этим грациозным и благородным созданиям природы посвящено много прекрасных сочинений. Все мы видели их в кино или цирке, выполняющих разные по сложности трюки, но мало кто задумывался, сколько времени и сил тратится на отработку каждого номера. Поэтому я хочу рассказать читателям об одном из эпизодов на съемках фильма, как создается столь превосходное зрелище, чтобы вы могли понять и достойно оценить нелегкий лошадиный труд. Лошади, доставляя массу положительных эмоций и удовольствия зрителям, при этом иногда получая травмы, остаются в тени вместе со своими тренерами — их имена, обычно, в титрах не пишутся. Мой друг — талантливейший человек, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР за исполнение роли Федора в бессмертной картине «Вечный зов» по роману Анатолия Иванова — Вадим Семёнович Спиридонов, все трюки на лошадях, да и не только, выполнял сам, без дублеров-каскадеров. Он говорил мне: «Когда конь, на котором я скачу, по сценарию должен падать, у меня сердце сжимается — ведь он этого не знает, а ему будет больно! О себе не думаю, даже, если получу травму — все заживет, это моя работа. А за лошадей переживаю очень!»
        В детстве, будучи школьником, на летние каникулы я всегда ездил в деревню к дедушке с бабушкой, где и состоялось первое знакомство с лошадью. Мой крестный, фронтовой друг отца, дядя Исмаил держал роскошных коней арабской породы. К одному из них, темно-коричневому красавцу по кличке Вулкан, я сильно привязался. Кормил, поил в реке, чистил до блеска и скакал на нем без седла, держась за гриву. С деревенскими мальчишками мы устраивали заезды на спор — кто придет первым? В одном из таких соревнований соперник поступил нечестно. Увидев, что я обгоняю его, он острым концом ветки ткнул моего коня в бок. От неожиданности и боли Вулкан резко прыгнул в сторону, а я, сделав сальто через его голову, пролетел на несколько метров вперед и неудачно приземлился в овраг. Правая рука, от локтевого сустава, повисла плетью и сразу опухла. Скрыть случившееся от родителей было невозможно, и мама, плача, отвела меня к деревенской знахарке, так как в то время медицинских работников в деревнях не было. Старая, худая бабуля с папиросой в зубах долго изучала мою руку и в заключении сказала, что вывихнут локоть, его надо вправлять. Глядя прямо мне в глаза, спросила: «Ты мужчина или нет? Потерпеть можешь?» Тогда мне было 12 лет, но я, стиснув зубы, кивнул головой и сказал, что смогу. Женщина приготовила тесто из муки, добавив в него какие-то, только ей известные, снадобья. Мама держала меня, а знахарка сильно дернула мою руку, вправила сустав, поставила в полусогнутое положение и обмазала локоть толстым слоем лечебного теста. От боли я прикусил нижнюю губу, но, как обещал, не издал ни единого звука. После того, как тесто высохло, получилось подобие гипса. Уже став хирургом с учёной степенью, до сих пор восхищаюсь мастерством той бабульки: вправлять вывих в сложном локтевом суставе без анестезии и гипса?! И главное, с блестящим результатом! На этом мое общение с лошадьми в деревне закончилось — меня больше к ним не пускали.
        Прошло более четверти века, и судьба снова свела меня с этими прекрасными животными. В 1989 году трюковые сцены с участием коней на съемках кинофильма «Черный принц Аджуба» (СССР — Индия), проходили в горах Киргизии. Главный герой картины — Аджуба, некий Робин Гуд в индийском варианте, который защищает бедных и слабых от злодеев и сильных мира сего. Исполнитель главной роли, суперзвезда Амитабх Баччан, в связи с занятостью в других картинах, приехать в Киргизию не смог. Но легендарного индийского кинорежиссёра, Шаши Капура, вполне устраивали и киргизские дублёры — каскадеры.
        В теплый летний день вся съёмочная группа собралась на берегу горной реки. Так как трюки были сложными и повторять их рискованно, камеры расставили в нескольких точках, чтобы они одновременно снимали с разных ракурсов для эффектных кадров. На высоте примерно десяти метров над каменистым берегом водоема пролегала горная, узкая пешеходная тропинка, по которой должна была состояться сцена погони между главным героем фильма и бандитами. Снимались средние и дальние кадры, основная камера стояла внизу у реки. Там находилась и вся труппа, кроме каскадёров на лошадях, которые были готовы к действию наверху и ждали команды. Шаши Капур поднял руку вверх, наступила тишина, и он громко крикнул: «Мотор, начали!"
        Все вокруг пришло в движение. Лошадь каскадера в роли Аджубы вырвалась на большой скорости вперёд, а злодеи бросились за ним в погоню. Внизу, с нашей точки смотрелось красиво, Капур был доволен и вдруг!.. Убегающий от погони каскадёр, для яркого кадра на полном скаку сильно приблизился к краю обрыва. Аж дух захватило! Внезапно большой камень вылетел из-под копыт лошади и покатился вниз. Не сумев сохранить равновесие, она наклонилась в сторону обрыва. В глазах окружающих застыл ужас и вырвался невольный крик. У каскадера получилось в мгновение среагировать и спрыгнуть в противоположную сторону, а лошадь в панике дёрнулась вперед, усугубив ситуацию, расшатала рыхлую почву под ногами и кубарем покатилась вниз с большой высоты. От удара о камень у речки она широко и глубоко разбила лоб.
        Животное лежало на боку, когда я подбежал первым. Остальные тоже бросились за мной на помощь. Алая кровь струей текла из рассеченной поперек лба рваной раны и заливала глаза. Я достал из сумки шприц, быстро набрал новокаин, а лошадь, тем временем, держали с двух сторон ее тренеры, чтобы она случайно, в шоке, не ударила меня копытом или не нанесла какую-либо другую травму во время операции. Я впервые находился в такой ситуации и не знал возможной реакции животного в подобном случае. Лошадь смотрела на меня своими напуганными огромными глазами, а я говорил с ней, старался успокоить. В своей хирургической практике много чего видел, но был поражен терпением умного животного. Пока я перевязывал сосуды и накладывал 13 швов на рану, лошадь ни разу не фыркнула, не дёрнула головой, словно понимая, что ей помогают. Когда все было закончено, лошадь дружно подняли и поставили на ноги. Я начал собирать инструменты и укладывать в медицинскую сумку. Вдруг, ко всеобщему изумлению, она потянулась ко мне и лизнула мое лицо шершавым языком, видимо таким образом выразив благодарность за оказанную помощь. Шаши Капур был растроган увиденным, сожалея, что данный эпизод не успели снять ему на память. Он обнял меня за плечи, снял свой национальный головной убор белого цвета в виде пилотки, и одел на меня. Его длинный белый шарф, по краям вышитый золотыми нитями, и эту пилотку я до сегодняшнего дня храню, как бесценный подарок и реликвию от Великого Мастера мирового киноискусства!

                Ноябрь 2016 год, Москва
                Zabil