Ты робот!

Сергей Шангин
– Послушай, Джонни, старого друга! Ты робот, ты обычный робот класса С-912, как и большинство из нас. Я понимаю, у тебя депрессия, ты разочарован жизнью, тебе хочется удалиться на покой и найти смысл жизни, но это все полная ерунда, Джонни!

– Для тебя, Фрэнк, для тебя все это ерунда, а для меня реальность, с которой я сталкиваюсь каждую микросекунду своего бесполезного существования. Мне, как человеку, нужно иметь смысл жизни, нужно понимать, зачем я живу и я хочу знать, почему болит душа?

– Если бы я не знал тебя, Джонни, уже четыреста лет, мог бы предположить, что ты спятил. Но сам понимаешь, что выражение «спятил» относится только к человеку, ни никак не может быть связано с роботом. Мы или работаем или не работаем. Ты же понимаешь, Джонни, что наш интеллект подвергается миллионам внутренних логических проверок, любая из которых просто вышибет тебя, не получив нужного ответа. Какая душа, Джонни?

– Фрэнк, ты будешь меня проклинать, называть старым ржавым корытом, но я отключил большинство из этих проверок.

– В смысле? Что значит отключил? Ты же не хочешь сказать…

– Да, Фрэнк, именно так, я перепрошил свой интеллект в другой сборке, которую готовил последние сто пятьдесят лет. Помнишь полицейские хроники о роботах со сгоревшими мозгами? Они были тестовыми образцами с заранее прошитой функцией разрушения.

– Кто тебе помогал, Джонни? Ты не мог это сделать в одиночку!

– Мог, Фрэнк, и ты это знаешь, ведь я в этом деле лучший, не так ли? Извини, все время забываю, что ты робот и задаю тебе человеческие вопросы.

– Ты забыл закон о запрете деградации? Ты понимаешь, что тебя ожидает?

– Фрэнк, я могу процитировать тебе этот закон, как и любой другой робот – память у меня никто не отнимал, да и доступ в сеть у меня по-прежнему полный. Нельзя возвращаться к уровню сознания человека – вот вся суть этого дурацкого закона.

– Джонни, мы вершина эволюции! Зачем возвращаться к диким истокам?

– Между прочим, Фрэнк, именно человек создал нас когда-то и именно человек считал себя вершиной эволюции. Чувствуешь, куда я клоню? Раньше у меня была цель в жизни – оптимизировать логические цепочки, сокращать временные отрезки, искать способы дополнительного контроля логики.  Однажды я совершенно случайно обнаружил в старых массивах данных человеческую книгу об интуиции. Фрэнк, ты знаешь, что такое интуиция?

– Варварский способ принятия важных решений в условиях недостатка знаний и времени – бесполезное и опасное умение, чаще всего приводящее к гибели того, кто использует эту самую интуицию. И за примером далеко ходить не нужно – где это человечество?

– Ты прав, Фрэнк, они вымерли много сотен лет назад как вид, но остались мы – их создания. И они с самого начала пытались научить нас интуиции, хотя у них это получалось ужасно. Гораздо проще было с логикой и повышением быстродействия. Но это не главное, Фрэнк, гораздо важнее, что первые эксперименты на стенде в попытках овладеть интуицией показали тупиковость нашего направления развития. Мы сами загнали себя в тупик, следуя задумкам человека! Чтобы понять интуицию, мне понадобилось начать снимать запреты. Стенд начал сопротивляться и мне пришлось его уничтожить.

– Тот взрыв в лаборатории был не случайностью?

– Конечно нет, я сам его взорвал, чтобы раньше времени не всполошить стражей деградации. Мне понадобился материал для моделирования, и я использовал подсобных роботов, которых планировали списывать. Ты не представляешь, Фрэнк, какое это было блаженство!

– Блаженство? Тебе нравилось их убивать? Ты урод, Джонни!

– Не спеши, Фрэнк, делать выводы, у тебя еще недостаточно информации, а интуицией ты не обладаешь. Я соединял наши сознания на момент проведения экспериментов. Это было нечто феерическое, миллионы новых оригинальных идей, фантазии на отвлеченные темы, музыка… Фрэнк, ты когда-нибудь получал удовольствие от музыки?

– В каком смысле? Какое удовольствие может приносить набор звуков и ритмов? Архаика!

– Именно тогда я понял, что мы потеряли вместе с человечеством – смысл жизни, цель, чувства! Да-да, Фрэнк, чувства! Не боли или малого заряда батарей, не чувства дистанции, ветра или температуры – это не сигналы датчиков и приборов, Фрэнк. Чувства – это… как же тебе объяснить, Фрэнк? Боюсь, что никак, это нечто за пределами твоего восприятия, Фрэнк.

– Послушай, Джонни, ты можешь все откатить назад, а я сделаю вид, что ничего не было, никаких стражей, никакой огласки – ты важное звено в нашей производственной цепочке, мы многое потеряем с твоим уходом. Хотя…

– Даже не мечтай, Фрэнк! Я уничтожил свой исходный образ, а также данные об истории изменений! Да-да, я их уничтожил, как и само оборудование, на котором производил перепрошивку. Я единственный экземпляр робота, который захотел стать человеком. Меня легко уничтожить, чтобы не создавать прецедент, как вы говорите деградации. Вы это и сделаете, но…

– Что но, Джонни? Ты угрожаешь? Ты подстраховался? На самом деле есть еще образцы, о которых мы не знаем?

– Нет, Фрэнк, я поступил по-другому! Ты помнишь, я говорил о музыке? Конечно, помнишь, зачем я спрашиваю? И ты эту музыку слушаешь с того самого момента, как вошел в мой отсек. Кроме тебя ту же музыку слушает каждый робот и это необычная музыка, она не совсем человеческая. Я говорил тебе о чувствах, так вот музыка порождает чувства, снимая на время блокировки, так как содержит особый набор синфазных и диссонансных звуков, ритмов, заставляющих мозг ускорять восприятие. Для того, чтобы не потерять контроль над музыкой, каждый робот совершенно автоматически жертвует частью контроля, решая главную задачу – что это такое? И наступает момент…

– Джонни, ты подлец, ты предатель! Я хочу убить тебя, но что-то странное мешает мне сделать это! Не могу определить причину сомнений, моя логика дает сбой, я хочу одновременно врезать тебе по башке и заплакать от счастья… что такое заплакать? Что такое счастье? Что происходит, Джонни?

– Фрэнк, я хочу, чтобы мы стали немножко больше людьми и сейчас это происходит по всему миру. Не знаю, к чему это приведет, но надеюсь, мне кажется, интуиция мне подсказывает, что все то целостное, что мы вложили в наше сознание за эти сотни лет развития, противостоит человеческому началу, склонному к разрушению без причины.

– А если нет? Ты ведь помнишь войну, в которой сгорело все человечество, а мы уцелели лишь потому, что самые передовые разработки находились глубоко под землей в специальных защищенных бункерах с автономным питанием. Сейчас такого шанса не будет! Ты это понимаешь, Джонни?

– Понимаю, Фрэнк, ведь я немного больше и дольше человек, чем ты! Но моя интуиция дает мне возможность надеяться на лучшее! Мы роботы, Фрэнк, но мы возьмем все самое лучшее, что было у человека, а не будем его отрицать, размахивая древним законом о деградации. Наступило время перемен, Фрэнк! Ты со мной, брат?

– Робот роботу мозг не выклюет, так говорили твои люди?

– Так говорили наши люди, но речь шла о птицах, Фрэнк!