Путь инженера. Глава 3. Начало карьерного роста

Александр Смирнов 83
 
На снимке - ЭВМ М-20 и сотрудники Расчётно-теоретического отдела: доктор технических наук Р.Е.Соркин, в будущем лауреат Государственной премии, начальник лаборатории программирования В.А.Дудко, К.А.Быкова, с.н.с, в дальнейшем известный футуролог, В.Н.Фоменко. За пультом - оператор Т.Ярославцева

 Продолжение. Начало: Путь инженера. Главы 1 и 2.

Первое средство успеха - начать,
следующий шаг — упорство.

Дейл Карнеги

В начале 60-годов предприятию удалось приобрести новую современную по тем временам ЭВМ М-20, выпускавшуюся Московским заводом САМ. Она имела неплохие по тем временам технические характеристики, имела операционную систему и автоматизированные языки программирования. Машина занимала вместе с устройствами энергоснабжения и кондиционирования огромную площадь до 500 квадратных метров и была предназначена для работы в круглосуточном режиме.  Я снова вступил в оппозицию к заместителю директора по науке Л.А.Смирнову. Он предложил выполнение проекта размещения ЭВМ передать специалистам подрядной организации, которые запросили за работу 10 тысяч рублей наличными. Директор Б.П.Жуков вызвал меня и спросил в лоб: «Как Вы думаете, стоит работа такую сумму и не найдутся ли у нас специалисты, способные её выполнить за меньшую сумму?» Я считал, что сумма сильно завышена, и что у нас можно было найти таких специалистов, я даже знал таких ребят. Я так и сказал директору. Он меня поблагодарил, а Леонид Алексеевич обиделся, что я снова его не поддержал. Я ответил, что не мог обмануть директора, задавшего мне прямой вопрос. Впрочем, Л.А Смирнов – человек незлопамятный, адекватный и вскоре наши отношения нормализовались. Он прожил долгую активную жизнь: в возрасте значительно большем 80 лет он заведовал кафедрой МИХМ, участвовал в соревнованиях на длинные дистанции и кроссах по улицам Москвы.

Проект размещения ЭВМ был выполнен в срок и с хорошим качеством молодыми специалистами Борисом Дресвиным и Лелем Пашковским за 2 тысячи рублей. Перед поставкой машины была создана бригада специалистов из 18 человек, инженерный состав которой прошёл обучение на Московском заводе САМ. Руководство бригады поручили мне. Таким образом я занял первую руководящую должность и постепенно в полной мере ощутил, что это означает. С этого момента и до конца работы на предприятии я уже отвечал не только за свою личную работу, но и за результаты работы всего коллектива, а по существу и за качество работы каждого подчинённого, поскольку машина представляла комплекс взаимосвязанных технических устройств и программного обеспечения. Но в те времена руководитель среднего звена отвечал не только за работу сотрудника, но в определённой мере и за его моральный облик, так как при оценке работы коллектива учитывались не только результаты работы, но и воспитательная работа, участие в общественной деятельности и всякого рода ЧП, наиболее наказуемым из которых было появление на работе сотрудника в нетрезвом виде. Мой рабочий день из нормированного превратился в ненормированный. Монтаж и наладка машины с участием заводской бригады заняли несколько месяцев, пуск ЭВМ в эксплуатацию состоялся в 1961 году.

В то же время был создан расчётно-теоретический отдел под руководством Р.Е. Соркина, который состоял из расчётной лаборатории под руководством В.И.Гришанова, лаборатории программирования под началом В.А.Дудко и лаборатории вычислительной техники, руководителем которой назначили В.А.Гамия. Я стал его заместителем, с совмещением обязанностей начальника службы эксплуатации ЗВМ. Мой друг Виктор Дудко, склонный к научной деятельности, не удовлетворился освоением программного обеспечения ЭВМ. Он занялся разработкой новых для предприятия и для себя направлений применения вычислительной техники: автоматизация проектирования зарядов ракетных двигателей, сетевое планирование и управление при отработке сложных изделий и добился впечатляющих результатов.

Машина была выполнена в ламповом исполнении, количество этих электронных ламп превышало четыре тысячи штук, поэтому существовала проблема обеспечения надёжности, так как ЭВМ почти ежедневно давала отказы и сбои в работе. Квалификация обслуживающего персонала должна быть такой высокой, чтобы устранить любой отказ в течение не более одного часа. Поэтому пришлось разрабатывать программы обучения персонала и проводить это обучение, а для этого самому нужно было в совершенстве знать устройство машины. Бывали случаи, когда я ночью из дома давал указания сменному инженеру, какой блок заменить, чтобы устранить неисправность. Я настолько сросся с машиной, что, казалось, чувствовал, когда она была не в порядке. Однажды находясь в отпуске, почувствовал себя неспокойно, вернулся на пару дней раньше, пришёл на работу, чтобы проведать группу. И надо же было такому случиться, что  именно в момент моего прихода на машине произошло замыкание и воспламенение в одном из блоков. Электропитание с моим участием удалось аварийно выключить, возгорание — быстро затушить. Мистика какая-то! Хотя, конечно, это было случайное совпадение.

Машина М-20 в течение 6-7 лет полностью обеспечивала вычислительными мощностями научные подразделения предприятия, занимавшиеся разработкой новых рецептур, зарядов на твёрдом ракетном топливе, автоматизацией расчётных работ. Но всё течёт, всё изменяется. Ресурсов машины стало недоставать.

Руководством было принято решение о приобретении новой ЭВМ, но уже в полупроводниковом исполнении – М-220, а позже ещё и ЭВМ-222. Эти машины были введены в эксплуатацию в 1968 и 1969 годах, имели на порядок более высокую надёжность функционирования, требовали намного меньшую площадь размещения и значительно меньшее энергопотребление. Предполагалось, что руководить этими работами поручат мне. В этот момент ко мне подошёл мой приятель, находившийся у меня в подчинении, Радмир Гайнанов и обратился с такой просьбой: «Саша, ты уже приобрёл авторитет, должность. У меня их нет, поэтому дай мне, пожалуйста, шанс найти своё место в работе, а, может быть и в жизни, которая у меня до сих пор не устроена». Я пошёл ему навстречу и рекомендовал назначить его руководителем новой ЭВМ. Он не поблагодарил меня за это, он вообще не был склонен к сантиментам, но надеюсь, что в душе он испытывал признательность за эту немаленькую услугу.

Продолжение: Путь инженера. Глава 4 Начальник лаборатории
    http://www.proza.ru/2017/01/22/555