Мои хутора. Предисловие-реквием

Борис Лембик
Мои хутора: Предисловие-реквием

Несколько лет назад на малой родине отмечали 110-летие родного хутора Новокиевка и 100-летие школы. В субботний июльский день много было гостей, тех, кто когда-то жил в наших хуторах и учился в школе. Не смог тогда вместить всех желающих зал Дома культуры, не хватало места.
И был на сцене девиз встречи: «Пусть в этой деревне никогда не погаснут огни». Смотрел я на эти слова и думал о том, что если бы пришлось выступать, то сказал бы я, наверное, следующее:

«Родился я в середине прошлого века в несуществующем ныне хуторе Ивановском несуществующего Полтавского сельсовета несуществующего Калининского района перекроенной и переименованной Сталинградской области. Мой отец, Лембик Николай Дмитриевич, работал тогда учителем в Полтавской семилетней школе (уже не существующей), а мама, в девичестве Ряснова Антонина Никифоровна, токарем в Новокиевкой МТС (та же судьба). Когда мне было пять лет, в 1956 году, наша семья переехала в хутор Полтаво-Звонаревский, так как отца перевели туда заведующим и учителем начальной школы. Если в Ивановском мы жили по съемным хатам, то тут поселились прямо в школе.
Именно Полтаво-Звонари я считаю своей родиной, так как с ними связаны мои самые первые детские воспоминания, здесь рос, взрослел и учился жизни. А ещё, как оказалось, именно сюда переехал в начале двадцатого века с Украины, с Малороссии, мой дед Дмитрий Афанасьевич Лембик, тут родился мой отец. Я подрастал, бегал в соседний хутор Головатовский, где жили ровесники, одноклассники, а ещё семья дяди Лёни (Алексея Дмитриевича). Помнится, как держал в старой хате в руках скрипку, изготовленную дедом Дмитрием. Увы, недолог потом оказался её век в детских руках. Весёлая ребячья компания тех лет навсегда осталась в памяти.

Проживание в школе было удобно для работы, но не очень хорошо для жизни. В 1967 году мы переехали в свой дом в Новокиевку, поскольку у отца приближался пенсионный возраст, и надо было иметь собственное жильё. А через несколько лет колхозную бригаду расформировали, жители разъехались, и хутор Полтаво-Звонаревкий в 1977 году закончил своё существование. Чуть раньше не стало Головатовки.
В Новокиевке я окончил школу и в 1968 году уехал окончательно и бесповоротно. Сначала была учеба в институте, а с 1973 года моя жизнь связана с городом Углич, местом красивым и историческим. Там, в Угличе, - работа, семья, там дом. Но и здесь дом. Новокиевку я тоже считаю своей родиной, и пока были живы родители ездил я «из дома домой». Может, чаще надо было приезжать, но не всегда получалось, о чём сейчас жалею. Здесь, в Новокиевке, обрели мои родители своё последнее пристанище, вечная им память.

А со временем могил моих родственников на кладбище стало больше, чем живых родных в хуторе. Кто постарше, закончили свой жизненный путь, и вспоминаем мы их только хорошим: трудные жизни они прожили, но достойные. Ну а те, кто помоложе – уехали в города. Но почему-то не отпускает, не уходит из памяти НАША МАЛАЯ РОДИНА, и чем становимся старше, тем чаще оборачиваемся мы в прошлое, вспоминая её.
Так пусть не постигнет Новокиевку участь Полтаво-Звонарей, Головатовки, Красавки, Ивановского и десятков других мелких хуторов. Пусть никогда не погаснут огни в окнах её домов».

Думаю, что подобные мысли возникали и у других земляков, чьи судьбы оказались связаны с нашими краями.
Полтаво-Звонари! Головатовка! Простые названия обыкновенных степных хуторков, но так много значащие для их бывших жителей. Одни  прожили там всю жизнь, кто-то от рождения до расселения или переезда, других связывает детство или другой отрезок жизни. Возможно, что жизнь в других местах стала для них интереснее и насыщеннее, чем в бедных и неустроенных во многих отношениях хуторах. Но почему-то простое, обычное повествование, рассказ о них способны вызвать ряд дорогих воспоминаний. Может от того, что там оставлена частица души. Почему теперь, по прошествии немалых лет, та жизнь в хуторах кажется милее?

Один вспомнит родные пейзажи: степь, балку, дорогу, раскидистые вербы у плотины, дома и хаты. Потом всё это выстроится в памяти в определённый порядок и нахлынут воспоминания о людях - родных и просто односельчанах.
Другому вспомнится жаркое дневное солнце, тень от вербы, теплая вода в прудах; или наоборот – темная ночь и яркие звезды на небе, такие, которых не увидишь сейчас в освещенных фонарями городах и селах.
А третьему приснится то, как вечером на ближайшем пруду лягушачий хор выводит свои песни, которые далеко разносятся по притихшей после жаркого дня степи. Во дворах покрикивают хозяйки, загоняя корову в стойло. Чуть позже, в сумерках, звонко ударят в дно ведра первые струи парного молока.
Где отыщется теперь такое? Только в памяти!!!

Сейчас почти всегда здесь стоит тишина, которую нарушают только звуки работающей в сезон техники на полях. Иногда мелькнут рыбаки, которым и камыши не помеха. И редко, совсем редко ступает сюда нога человека, решившего навестить землю своих предков. Приедет он сюда, чтобы вдохнуть степной воздух, послушать шум ветра, шорох травы и камышей на пруду, чтобы пройтись по старой степной дороге, и наоборот, попытаться угадать её на поле. А может захочется ему просто постоять и повспоминать...
Этой статьёй я начинаю подготовку и публикацию будущей книги, посвященной родным хуторам Полтаво-Звонаревский и Головатовский. Почему вместе два хутора? Я просто не могу представить их отдельно, слишком многое их объединяло за время существования. Одновременно создавались и развивались в начале прошлого века, с тридцатых по пятидесятые годы были одним колхозом «Красный Октябрь», а позже стали бригадой №4 колхоза «Заветы Ильича». Была на два хутора одна начальная школа, через которую прошли все местные дети. Да и жителей часто объединяли родственные связи. Ну и практически одновременно в середине семидесятых закончили они свою историю.

Составляя эту книгу, я пытаюсь восстановить и сохранить историю нашей малой Родины. Не имея возможности работать в архивах, основной материал получаю от земляков, записывая их воспоминания, рассказы, собирая фотографии и старые документы. Хочется написать так, КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ, без прикрас и перегибов. Но прошедшее немалое время и несовершенство человеческой памяти не гарантирует это полностью, да и каждый видит прошедшие события по-своему. Но надеюсь, что получится у меня достаточно реальная картина, интересная и содержательная.
В книге вероятнее всего будут следующие главы:
1. История основания наших хуторов
2. Административные реорганизации
3. План и список жителей хутора Полтаво-Звонаревский
4. План и список жителей хутора Таврический
5. План и список жителей  хутора Головатовский
6. Коллективизация для жителей хутора – документы и воспоминания
7. Военные годы. Жизнь в тылу.
8. Книга Памяти: погибшие и вернувшиеся солдаты-земляки
9. Герой Советского Союза С.Т.Анисов
10. Школа
11. Колхозная жизнь
12. Еда
13. Фотографии жителей с пояснениями и комментариями
14. Немного о забытых словах и вещах
15. Байки и смешные истории.

Эти названия условные и список примерный, он будет изменяться (уменьшаться или увеличиваться) в зависимости от того материала, который удастся собрать. Поэтому приглашаю к сотрудничеству всех заинтересовавшихся, особенно потомков тех, кто когда–то жил и трудился в наших хуторах. Очень ценны ваши воспоминания. Для общения предпочтительнее использовать электронный адрес lembikboris@mail.ru ; телефон для контактов и почтовый адрес могу при необходимости сообщить при переписке.
Каждая глава книги со временем будет размещена здесь.
А пока тут уже можно прочитать мои работы по родословию семей Лембик, Рясновых, Гришиных и Сапожниковых, а также некоторые другие материалы. Ну а на моей странице в «Одноклассниках» есть фотоальбом «Лица из прошлого», в который я помещаю фотографии моих земляков, в основном прошлого века.
Еще раз обращаюсь к землякам за помощью: вспоминайте, пишите, звоните.