Запоздалые слезы

Дария Джумагельдинова
Бывает так: останешься один,
Когда невзгоды злые свет застят.
И думаешь: вот был бы рядом сын!
А нет его. Ведь он теперь женат.
И он тебе не то, чтобы чужой,
Но просто так уже не позвонишь...
Он ЗА ЖЕНОЙ, как будто за стеной
Так радуйся! Ведь вырос твой малыш!
Нет, он придет, когда замкнется круг,
И жизнь уйдет из одиноких глаз,
И будет так же поздно, как сейчас,
И будет не согреть остывших рук...

Инга Артеева.


Асет вернулся домой после похорон матери. На похороны не взял ни жену, ни ее родственников. Когда получил телеграмму, всю дорогу корил себя, что виноват. Мать умерла от тоски, одиночества и предательства сына.
Жена открыла дверь с заплаканными глазами. Только Асет хорошо знал жену, не верил, ни ей, ни ее слезам. Она никогда не будет плакать из-за его матери, всегда каплями для глаз пользуется, когда хочет вызвать жалость к себе его или отца. Он слегка оттолкнул ее и стремительно вошел в свой кабинет.
Перед глазами, как картинки проходили детские годы. После развода родителей, он стал опорой для матери, всегда был рядом. Они с матерью, можно сказать, были пришиты друг к другу невидимой нитью, которая, казалось, никогда не порвется.
Мужчина до мельчайших подробностей помнил детство, как мать забирала его из детского сада, гордо шла, взяв за руку. Он захлебываясь задавал вопросы, а она, не спеша, с улыбкой отвечала. Мама имела высшее образование, была начитанной и сына приучала к чтению. Асет любил сказки, наизусть знал много стихов.
Однажды в автобусе, пожилая женщина, взяв его на руки, спросила: «А какие стихи ты знаешь?» Асет, увидев, как внимательно пассажиры прислушивались к ее словам, до самого дома вслух с выражением читал стихи Агнии Барто и Корнея Чуковского. Люди восхищались им и благодарили мать за хорошее воспитание ребенка.
Как-то он стал расспрашивать мать о космосе, она извинилась и попросила подождать. А после сама напомнила, и в один из воскресных дней они вместе рассматривали книжку, где была нарисована вселенная, и мама рассказала о космосе столько, сколько может узнать женщина. Однажды, она пришла в садик и увидела сына расстроенным, он пожаловался: мальчишки смеются над ним, ведь у него нет папы. А воспитательница пожаловалась, что Асет до хрипоты кричал, доказывал, что у него есть отец. Мать предложила не расстраиваться, а отнести фотографии из семейного альбома и показать их детям.
На следующее утро мальчик гордо вышагивал с матерью, он нёс фото, где в свадебном вальсе кружились его родители. Детишки убедились, что у него есть отец, только он развелся, когда Асету было два года, и больше не дразнились. Отец платил, небольшие алименты и не интересовался сыном.
В школу мать готовилась заранее, она купила сыну лучший костюм и рубашку, как у взрослых. Мальчик стоял красивый и гордый, и радовался: теперь будет одеваться, как настоящий мужчина. Мать пригласила подружек, они поздравляли Асета, говорили, что он вырос и станет защитником матери. Все были счастливы.
Сколько в его жизни было таких дней? Много. Юноша долго не женился, хотел, чтобы жена была похожа на мать. Но ошибся в выборе, вернее, будущая жена сама выбрала его. Она даже на пять процентов не была похожа на мать…
Асет подошел к окну, мимо проходила пожилая женщина, напомнившая мать. Мужчина зарыдал вслух, в его голосе было отчаяние, боль за одиночество матери, за слабость свою. Жена услышала, хотела войти, начала стучаться в закрытую дверь. Асет закричал:
— Уходи!
Рыдания мужчины были похожи на плач боташки, так ласково казахи называют малышей-верблюжат. Старики признаются, ни одно животное на свете, не плачет так жалобно.
Одинокий отчаянный крик разносится на несколько километров, старики и женщины, сразу определяют, что это плачет верблюжонок. Малыш своим криком выражает горе, тоску, отчаяние, страх, жалость к себе, безысходность, и никто не в силах помочь, успокоить его. Асету тоже никто не поможет, особенно жена, которая сделала все, чтобы он обрек мать на одиночество.
Он помнит, когда пошел в первый класс, попросил мать: «Сделай мне праздник, как у космонавтов». Он — единственный среди детей мечтал стать космонавтом, над ним смеялись, одна из подружек сказала, что это не модно. А он любил смотреть документальные фильмы, где космонавтов встречала толпа, дарила им цветы. И маме удалось сделать так, чтобы этот день остался незабываемым в памяти сына.
У матери была подруга журналист. Она получила задание сделать репортаж о школе, куда пошел учиться Асет, мальчишка стал главным героем дня. Его поднял на руки старшеклассник, мальчик звонил в колокольчик, который ему торжественно вручили в школе. Асету тоже подарили цветы — мама и её подруга. Его снимали и показывали по телевизору, он был горд. Соседи и знакомые мальчишки поздравляли его. Мать сделала праздник сыну. А делал ли праздники он для своей матери? Пробовал, получалось неуклюже, мать успокаивала: «Ты мужчина, тебе нельзя распускать нюни»…
Мужчина зарыдал с новой силой, не мог успокоиться, горе распирало тело, заполняло грудь, расширялось, добиралось до ребер. Становилось тяжело дышать, он боялся, что не выдержит сердце. У матери тоже болело сердце, от горя и переживаний, когда сын бросил ее и уехал в столицу. Она осталась одна, рядом не было никого, кто мог бы принести таблетки и дать стакан воды, сесть рядом, как она в детстве, погладить и поцеловать. Это должен был сделать сын. Горе напоминало вновь и вновь о себе, Асет сидел, обхватив голову руками.
— Что я наделал? Прости, мама! Я не должен был оставлять тебя одну. Когда я сделал первую ошибку? Когда отправился в столицу и попал в объятья Раушан? Когда, доказывая свою значимость, пошел на поводу её родни? Когда потерял себя, стал тенью жены? В Казахстане и имея семь пядей во лбу не пробиться, надоело работать на хозяев, которые были глупее, тупее меня. Я стал предателем семьи, а это то же, что и изменник родины. Твой сын оказался никчемным человеком, ничего не смог добиться сам! Даже должность подарили за то, что женился на старой деве, которая нагулялась, и решила вернуться к праведной жизни.
Когда пришла телеграмма, что заболела его мать, жена отправилась в провинциальный городок. Раушан подсуетилась, наняла медсестру, сиделку, а его постоянно обманывала:
 — Ничего, болезнь старческая, ей стало лучше!
Асет получал бодрые сводки о болезни матери, жена делала все, чтобы он туда не поехал. А мать хотела увидеть сына, скучала, ведь у нее никого больше не было.
Как он был слеп! Как мог забыть свою мать? Она растила сына, носила на руках в садик, чтобы еще немного поспал. Всю жизнь носила чужие поношенные вещи, а ребёнку покупала новые.
Асет женился на лживой женщине. Раушан притворялась, что заботится о нем. У нее были отговорки: «Ты мужчина, тебе это не нужно! Не скатывайся до уровня аульской бабы».
Асет корил себя:
— Разве Раушан одна виновата в твоих бедах? Зачем отправил к больной матери, ты знаешь жену, неужели поверил, что она будет заботиться об абсолютно чужой ей женщине? Просто тебе так легче было жить. Обманывать себя и купаться в роскоши, ты хоть раз задумался, как твоей матери живется? Каждый год ездил в Европу, то в командировку, то на курорты. Почему не отправил мать на отдых? Твой тесть занимал высокий пост, он устраивал твою жизнь, ты постоянно поднимался по служебной лестнице, стремился вверх и все дальше отдалялся от матери. Ты высылал деньги, а ей нужны были твое внимание и любовь. Звонил редко до такой степени, что можешь сосчитать звонки.
Мужчина зарыдал. Высокий, с копной седеющих волос, он выглядел жалко и омерзительно и знал это, понимал — нет оправдания его безразличию к матери. Он был уверен, сейчас на кухне жена с пренебрежением отзывается при детях и домработнице о муже: «Слизняк!»
Да, он слизняк, подкаблучник! Предал родную мать, чтобы выбраться из серости. Благодаря жене и ее семье, стал уважаемым человеком. А уважает ли сам себя? В доме он — никто, не имеет права голоса, жена все время останавливает: «Чего высовываешься, если бы не отец…» В порыве серьезных ссор, она называет мужа мразью, неудачником, постоянно укоряет, что только благодаря ее отцу он стал человеком…
Когда впервые мать приехала в гости, увидела, что сына в семье не уважают. Айша-апа, так называли ее соседи, на второй день попросилась домой. Она скрывала от соседей положение сына. Знакомые завидовали ей, просили помочь трудоустроить детей. Асет перестал звонить матери, чтобы не слышать ее просьбы.
Мать тихо таяла, как свеча, при виде того, во что превратила жена и ее родственники сына. Асет горько усмехнулся, он при матери хотел показать свою значимость — не получилось. Жена, заявила: «Твою мать в аэропорт отвезет водитель, а ты не вякай, поедем к отцу, у него будут нужные люди». Он поцеловал мать в щечку, всунул пятьсот долларов. Она вернула деньги, незаметно положила ему в карман.
Айша-апа поняла, что потеряла сына, он превратился в тряпку. Как сказать, что не должен он мириться с таким положением? Когда мать снова приехала, жена ни на минуту не оставляла их одних, позже ее пригласили в гости сваты.
Мать пожалела, что пошла. За столом семейство рассказывало курьезные случаи про ее сына. Оказывается, Асет некрасиво ел, они учили его правильно держать вилку и нож, научили пользоваться салфетками вместо платка. Тесть хвастался:
— Мы сделали из него человека.
Для матери нет ничего омерзительней, чем видеть, как на ее глазах унижают сына. Айша-апа после трапезы встала из-за стола, поблагодарила сватов за гостеприимство и сказала, обращаясь к сыну:
— Я растила тебя одна, хотела, чтобы ты стал достойным человеком, патриотом своей страны. Теперь убедилась, тебе не хватало мужского воспитания, скорее всего, я неправильно тебя воспитывала, раз ты дал возможность сделать из себя тряпку. Здесь каждый, рассказывая о тебе с пренебрежением, вытирал ноги и смеялся над моим воспитанием. Сынок, разве я не учила тебя отстаивать мужское достоинство? Впервые я пожалела, что не вышла замуж. Очень боялась, что тебя будет обижать отчим. Как глупо! Пусть отчим — не родной, но он смог бы на своем примере сделать из тебя мужчину. Неужели должность для тебя выше собственного достоинства? Сынок, ты стал проституткой! Не обижайся, нельзя быть подстилкой, чтобы получить портфель, — Айша-апа обратилась к сватьям: — Если мой сын такой плохой и бестолочь, что же вы торопились со свадьбой? Сами сделали свадьбу, знали, что вашу дочь не каждый возьмет с ее прошлым. Вы купили моего сына для дочери. Посмотрите, как он красив! На фоне его ваша дочь просто бледная поганка. Спасибо! Вы сделали из моего сына безмолвное животное!
 Родители жены, стали оскорблять мать Асета.
— Скажи спасибо, что из раба мы сделали господина, — брызгая слюной подскочил тесть. — Ты, женщина, посмотри, куда попала, и кем стал твой сын? Я могу стереть его в порошок!
Айша, взглянув с презрением на свата, ответила:
— Ты лучше бы дочь свою правильно воспитал! Ты думаешь, я не наслышана об ее прошлом? Как не скрывай, а народ знает больше, чем ему положено!
В тот день Асет не смог отправить мать домой, не летали самолеты, отвез в гостиницу. Дома жена проклинала мать, а он, дурак, извинялся за нее перед женой и ее родственниками. Мать права, он, как баран, которого оставили на заклание, не смог защитить мать.
Асет помнит, когда встречал мать, боялся обнять и поцеловать ее. Постоянно находился под неусыпным контролем жены. Мать поняла это, и нарочно целовала его, хвалилась его достижениями, отличной учебой в школе и в институте.
— Мальчик мой, — обратилась она к сыну. — Ты стал как Кай из любимой сказки «Снежная королева», вместо сердца у тебя лед, ты стал мальчишкой с льдинкой в сердце. Неужели ты забыл все лучшее, что мы имели в своей маленькой и дружной семье? Неужели мое присутствие не подействовало на тебя, ты не оттаял? Я уезжаю с тяжелой ношей, которую и разделить не с кем. Может, задумаешься? Нельзя так жить! Прощай!..
В квартире потемнело, мужчина не стал включать свет. В детстве Асет часто оставался один и боялся темноты. Однажды он не выдержал и признался. Мать в ответ заплакала и сказала: «Сынок, мне не с кем тебя оставить, если хочешь стать настоящим мужчиной, постарайся убить в себе страх! Ты вырастешь, я состарюсь, кроме тебя у меня никого нет. Кто защитит меня? Учись быть храбрым!» После этого мальчишка специально не включал свет, сидел в темноте и переборол страх…
Асет чувствовал, что боль потихоньку отпускает. У него нет даже фотографий матери, когда переезжали в новую шикарную квартиру, жена «позаботилась», забыла в старой квартире его альбомы с фотографиями.
— Так тебе и надо! — повторял он вслух.
Как мог забыть он свою мать? Когда сын болел, она сидела у изголовья и плакала, боялась потерять его. Она ходила в мечеть молилась, просила, умоляла Всевышнего сохранить ей сына. А что он сделал для матери? Почему не дал возможность порадоваться возможностям сына, увидеть красивый город, не купил ей квартиру в столице? Ничего не дал, она напрасно родила и воспитала его. Ушла из жизни разочарованной, всю молодость посвятила ему, а взамен ничего не получила, кроме боли и тревоги за его будущее.
Когда Асет окончил институт, мать не разрешала даже думать о свадьбе, не хотела, чтобы он женился, на ком попало. Мечтала видеть сына богатым и счастливым. Он приводил девушек, мать отбраковывала их, как бабушка яйца, когда высаживала на них кур. В этом была вина матери, ей казалось, что еще не родилась сноха, достойная ее сына.
В Астане он случайно познакомился с Раушан. Она мертвой хваткой ухватилась за Асета. Высокий под два метра красавец понравился ей. Она была староватой девицей тридцати трёх лет. Раушан выбрала Асета, как выбирают жеребца, чтобы кобыла принесла здоровое потомство. Кандидатуру Асета одобрил отец — крупный чиновник, только поставил условие, чтобы его мать не мельтешила в доме.
— Понимаешь, — говорил тесть, — мы входим в элиту, скрыли от родных и близких, что дочь вышла замуж за сироту.
У казахов мальчишек, которые не имеют отца, называют сиротами.
Асет женился, на свадьбу мать разрешили пригласить, а дату поменяли. Мать не смогла приехать, а родители жены даже не извинились, Асет им нужен был без матери…
Мужчина заплакал, но уже не так сильно, горечь, жалость к матери постепенно утихала, не жгла внутренности.
Что сказать, это он обрек мать на одиночестве при живом сыне. Что толку, что казахи молятся на сыновей? Мужчина вспомнил судьбу некоторых знакомых. Женившись на дочери влиятельного человека, они тоже оказывались в таком положении.
Асет решил всю ночь посвятить воспоминаниям. Завтра жена опять будет довлеть над ним, но он не уйдёт — не хочет, чтобы дети при живом отце стали сиротами. Отец нужен детям. Он оставит все, как было, ради них, как когда-то мать отказалась выходить замуж, чтобы никто не обижал ее сына.