Лети, Ника!

Борис Алексеев -Послушайте
 
Поразительно! Как только глина в руках художника обретает человеческие формы, кажется, что внутри вовсе не серая аморфная масса, а реальные анатомические органы. Посмотрите на Нику Самофракийскую. Под тончайшей туникой вздымаются чувственные груди, и бьётся  настоящее трепетное сердце. Как она хороша! Воистину античный мастер уподобился Богу и из безликой глины создал восхитительный живой образ!

…Затаив дыхание, вхожу в мастерскую художника. Вот она кузница Гефеста! Оглядываю прикрытые целлофаном ванны с глиной (грядущая плоть!). На рабочем столе разбросаны графические листы, выполненные углём и акварелью (чертежи будущего чуда!). Вот-вот вернётся хозяин. Он увидит чужака и наверняка рассердится, или ему станет неловко от моего непрошенного присутствия, ведь художники – натуры непредсказуемые.
Делаю шаг к двери и чувствую, как увлажняется моё сердце. Оглядываюсь вокруг и вижу, что я стою по грудь в сверкающем ручье. Догадываюсь - это ручей Красоты.
Смотрю вслед убегающим серебристым водам. Ручей множится, прокладывая русло сквозь тысячи особых человеческих дарований. Реки красоты сливаются в моря и образуют цивилизационные пространства. В этих пространствах рождается человеческая культура, новая, неведомая аналитическому уму!..

В каждом из нас сидит булгаковский дармоед Шариков. Увы, покидая «Божественную мастерскую», мы начинаем исподволь, а потом и намеренно проявлять свою аморфную глиняную сущность. Помните, раньше продавались забавные игрушки, у которых можно было смять резиновую маску в любую гримасу? Так и мы. Оставь нас Бог Своим вниманием хоть на малое время, мы тотчас начинаем портиться и как фрагмент Высочайшего замысла, и просто как вещь.
 
К чему я говорю всё это? Вот к чему.
Есть расхожая фраза «Художника обидеть может каждый». Конечно, эта фраза - шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Поэтому, люди добрые, послушайте:
- Нам, затвердевшим слепкам, негоже мять бока глиняному собрату, не желающему твердеть! Давайте, научимся быть терпимы и благосклонны к иноходцам нашей стаи. Пусть они малюют своё художество, плачут из-за него, дерутся, не спят по ночам!
Их ночные посиделки когда-то и нам дорожку высветят. Давайте, скажем:
- Малюй, Доменикос Теотокопулос с острова Крит*,
  ваяй, Пифокрит из Линдоса**.
  Лети, Ника!


* Эль Греко
**Пифокрит - автор скульптуры "Ника Самофракийская"