Кое-что о традесканциях

Джеймс Александр Даркфорс
  Если вы не «халфер» и не подключены к «Steam», то вам это сложно будет объяснить, наверное. Есть, конечно, и не только «Steam», есть другие «миры» подобного толка, я имею в виду игры, которые называются «песочницами». У меня такая есть, я уже создал на ней пространство своё, в котором даже делал простенькие пока карты. А у меня есть друзья, с которыми мы обмениваемся опытом. Ну, и кое-что, вроде, даже удалось сделать посложнее – уже в кооперации.
  Есть пространство со своими законами, есть элементы, из которых можно собрать мирок на такой площадке и даже создать сюжет для небольшой игры. Ты сам ничего не сделал из этих элементов – ты их скомпоновал.
  Кстати, у меня ещё же есть знакомые инженеры в Чехии – Ондржей и Вацлав. Я у них на сайте инструменты заказывал для своих наработок (друзья, с которыми я работал по теме «Ludum Dare» наших местных и не только, иногда используют эти самые наработки в играх, я даже кое-что получил с этого). Так вот, они программируют «Arduino», мне тоже кое-что рассказывали, что мне и помогло сделать мой «набор деталей» и так его довести до ума в итоге, что это позволило мне даже писать что-то и для игровых саундтреков. Вот – тоже элементы: платы, чипы, матрицы для модуляции, кое-что монтировалось в корпуса уже другими людьми (я покупал наборы для сборки). Сделали другие, я на этом делаю уже своё.
  «Песочницы».
  Конечно, я этим пока не так сильно зарабатываю, не формат для масс, чтобы на хлеб с маслом и икоркой хватало. Я в другом месте работаю, приходится. Обычный офис, обычной сейчас конторы по работе с малообеспеченными гражданами. Просто я там занимаюсь своей частью работы, делаю тексты, оформляю документы. Но контора частная, вот я к чему. Таких сейчас много стало.
  Там на самом деле другое интересно. Я уже года четыре не выхожу на работу восьмого июля. С того момента, когда в открытую сказал, что для меня значит этот день. Был не очень хороший разговор с нашей директрисой, я уж думал начать искать другую работу. В конце она сказала, что восьмого я на работу не выхожу, а девятого – как обычно. Помню, как она завела разговор о тех самых «ценностях», о моей короткой памяти (ну, конечно, я же не обязан докладывать каждому встречному не относящиеся к работе детали моей биографии – работать не мешают). Кто кому и когда недодал варенья (если бы дело было в таких мелочах, знаете ли). И пошла эта муть про «корни», в итоге давшая это тупое, в общем-то, сравнение с «черенками традесканции» (в МЛС, наверное, популярное растение при украшении помещений). Разумеется, это я сейчас продолжаю язвить, но на самом деле-то всё нормально. Я не хожу на работу восьмого июля, не получаю денег за этот день, но никто не выдвигает мне там претензий по поводу моего отношения к праздникам и ценностям. Это моя жизнь. Просто я «включил фламандского гёза», как говорится.
  Кто не знает, «гёз» – это «оборванец», так испанцы в Нидерландах называли повстанцев, которые выступали против владычества испанской короны и произвола инквизиции и «Кровавого совета». Ну, они там и решили: «Ладно, будем для вас оборванцами. Но не вашими подданными». И всё, понеслась по кочкам.
  Вот и эта тема – «черенки традесканции». Чем не угодила моей шефине бедная традесканция, не знаю. Может быть, тем, что она размножается черенками, не особенно капризничая на почву? Та самая тема отсутствия корней и того, что они легко отрастают в новой среде, я просто знаю хорошо, у меня тётка и двоюродная сестра любят всякие растения такие, бегают за ними, как некоторые и за людьми не бегают. Поэтому я понимаю, о чём речь, когда говорят об алоэ, традесканциях и кактусах.
  Ещё раз: сейчас всё нормально и утрясено. Мы нужны друг другу in ratio. Я делаю работу, мне платят за неё. Остальное уже давно перестало иметь значение. Меня нет на корпоративах, если это так можно назвать. Я живу своей жизнью, а те, кто «в коллективе» от и до, не интересуются моими выступлениями и записями. Это публика с «другой стороны баррикад», и вне работы мы никак не общаемся. Сейчас это нормально.
  Ты нужен? Подойдут и спросят. Не нужен? Тебя нет. Так некоторые формулируют. Со злостью или сожалением, бывает. Но понимают, что всё так. И либо создают «свой луна-парк», либо ratio вступает в права и на их территории. А что делать? «Капитализм», и не я дал это определение. Да и потом, при чём тут капитализм, вот вопрос. Хотя, наверное, да – или делай сам, как умеешь, или оплачивай работу. Мне повезло в том, что моё начальство предпочло платить работникам вроде меня (хотя у нас в конторе я один «капиталист»). В принципе, сейчас есть другие такие частные компании, их некоторые называют «косовороточниками» – в одной из наиболее известных дресс-код был вот такой: косоворотки, длинные платья у женской части, и там нет «капитализма». Там таких, как я, не держат, и работают там «за идею». Где я работаю, тоже так же, но всё-таки им нужны по большей части те, кто делает дело, и тут можно, наверное, и «капиталиста» нанять. Вот так и вышло. Кстати, у нас такого ярко выраженного дресс-кода нет, по крайней мере, у тех, кто не ходит по домам, там есть требования к одежде и причёске, да. Но это не «униформа». Если в том же кабинете, что и я, есть сотрудница, её Алёной зовут – так она, когда тепло, вообще может спокойно прийти на работу босиком и уйти так же. Мне по барабану, её выбор, да и среди друзей есть любители. Просто у каждого барона своя фантазия, и я, если классифицировать – «гик» (и я не сильно возражаю против такого обозначения). Круг общения – соответствующий.
  У нас во дворе, кстати, живёт девчонка одна, мы общаемся. Так вот, она интересуется чипами, программирует «Arduino» и даже делает компьютерные игры. Она у нас часто бывает на «Ludum Dare», мы с ней там по-настоящему и сошлись-то. А так как я занимаюсь звуковым дизайном и музыкой (больше всё-таки звуковым дизайном, конечно), то она и обращалась ко мне за помощью по части звуковой составляющей игр и «озвучки» гаджетов всяких. Это, конечно, «капитализм», но только в том плане, что мне надо, ей надо, ей надо то, что есть у меня, мне – то, что есть у неё. Мы работаем. Я делаю для Насти. Настя делает для меня (в частности, она же мне и помогала часть инструментов разработать, которые на базе чипов «Arduino»). Но «капитализм» – не всю дорогу. Мы дружим.
  Да, милочка, вы не ослышались. Вот до чего на самом деле в своё время шло «обнуление ценностей». До реального. Когда дружба – это дружба, а ненавидишь за то, что тебе лично сделали или делают. Не по ту сторону нулевого меридиана и не мифическому «мы», а тебе лично и тому ближнему кругу, который тебе небезразличен по-настоящему. Остальное – это вроде стишков из детской колонии про еду, что и почему нельзя есть. И если для вас те, кто призывает вернуться к начальным значениям, являются «биороботами», «отростками кактусов» или, шут с ними, «черенками традесканции» – это ваше решение, как лично моё решение – считать «глопатистами» или «животными доктора Моро» вас. «Ведь мы – люди». Я лично читал Герберта Уэллса и Натали Хенненберг, если вы наивно думаете, что можете меня поймать на путанице, как одного моего знакомого, который увлекается синтезаторами и визуальным искусством, пытались подловить на истории с настоящим именем Алексея Кручёных.
  Вот ведь с чего на самом деле всё началось в своё время. Просто танцевать, просто жить, просто любить или ненавидеть искренне и без поправок на искажённые цитаты из книги Анатолия Иванова. Без тупого «мы», когда речь идёт о мифических общностях. Реальная дружба и реальная любовь, как принятие человека таким, какой он есть. Без ненужных идей, сердцем, как сказали бы вы, внешне скромная девочка в синем платьице в белый горошек и громогласными вопросами к людям, которых вы не знаете, чтобы огульно обвинять в неискренности и продажности.
  Мы – те, о ком лично я могу сказать так, – не «киборги» и не «циники». Я давно уже понял, что это смотрится наивным романтизмом, я согласен с тем, что лично я – наивный романтик, который верит в реальность и живёт ей. У меня нет желания говорить неискренними стихами, когда речь заходит о городе, в котором я живу: эти отношения совсем не предназначены для обозрения и обсуждения, уж извините. А «капитализм» – это честность и уважение к тому, что делают люди. Возмещение того, что они потратили лично на тебя, чтобы они могли делать свою работу, а если у них возникнет желание сделать что-то по дружбе – пусть у них будет возможность это сделать так, чтобы потом и вы поступили с ними так же. А ваше «Делиться надо» – это воровское «Всё для меня, ничего от меня». «Надо» заработать. Это, я надеюсь, понятно.
  Вацлаву и Ондржею я плачу за работу, плюс есть момент того, что они сумели и меня вовлечь в эту тему. Отчасти это касается и Насти. То же самое касается всех этих тем с «Ludum Dare». Либо нам что-то друг от друга нужно, либо нам одинаково близки эти темы, и мы готовы сотрудничать на этой основе. Остальное, по большому счёту, уже не так важно.
  Кстати, если вот так говорить – на самом деле никогда не было, да и сейчас нет такого, что люди разбежались по углам из-за убеждений, и одни за ratio, и всё у них «по капитализму», а другие так духовны, что питаются солнечным светом. Может быть, у «духовно богатых» в голове и так, но в реальности это совсем иначе выглядит. Люди есть люди, они не машины и не ангелы, а острые углы, как известно, не вечны.
  Взять даже тех, с кем я работаю, хотя я-то как раз – человек принципиальный в этом вопросе, но есть и жёстче. Так вот, обычно, то есть почти всегда я лично прихожу на работу, прошу прощения за тавтологию, работать. Деньги зарабатывать. Так что все мои разговоры на работе – сугубо по работе. Я с самого начала дал понять, для чего я прихожу в этот офис. В соцсетях мы не друзья, да большинство из них уже давно перетекло со старых сетей в новые пространства, где таких, как я, нет. А те, кто есть – чаще всего мы просто не видим друг друга, поскольку сейчас очень активно стал внедряться «фильтр Цукерберга». То есть вы попали в игнор – и обе стороны не видят действий друг друга. В реале сложнее, конечно, вы не можете «отключить» человека, как в соцсетях. Это, как вы понимаете, тоже надо учитывать. Но я немного не о том.
  Вот я про ту самую Алёну говорил, которая работает со мной в одной фирме. Её совершенно не интересовало то, чем я занимаюсь в плане музыки, она такое, в общем-то, не слушает. Где-то, мне кажется, даже принципиально. Точно так же я не задеваю «её» тем. Мне это просто не близко, я своей жизнью живу. Но есть один момент.
  Среди «духовных» на самом деле всегда было очень много тех, кого называют «миротворцами». Если основная масса воспринимает тебя, как «заблудшего» и либо отвергает, либо тебя пробуют вразумить, то эти считают, что не нужно пытаться менять человека с такой активностью. Нужно просто общаться. Алёна – «миротворец». Я это понял не сразу, поскольку, повторюсь, после того, как был этот неприятный разговор насчёт праздников, предков и традесканций, мне больше не требовалось объяснять что-либо: все поняли это, и общение со мной на работе свели к сугубо рабочим темам. В частной жизни – всё, никаких разговоров. Выбор человека. Алёна пошла другим путём. На работе – понятное дело, никаких посторонних разговоров, только по делу. Но ведь жизнь не состоит из одной работы. И она это поняла так, что вне работы попробовать наладить контакт можно, а то и нужно. Причём, сделала то, чего бы, в общем-то, не стоило делать в её ситуации: моя частная жизнь никого на работе не касается. Касается моя работоспособность, навыки профессиональные касаются, а частная жизнь – это моя территория. Так что нормальные в среде Алёны расспросы о родственниках и том, один я живу или нет, были основанием в жёсткой форме «закруглить» этот диалог с самого начала, и я это попытался сделать.
  Ну, само собой, крайнее удивление, не столько раздражённый, сколько недоумённый вопрос: «Ты что, с ними вообще не общаешься?» Причём, было понятно, что для неё такое отношение к родным – за пределами логики, дым из ушей, как у сломавшегося «стрекозоида», в общем, я монстр или инопланетянин, так получается. Я несколько раз напрямую дал понять, что тема закрыта для посторонних, и она – одна из этих посторонних. Около пары месяцев – ни слова даже по работе, если что-то было нужно, ко мне обращались соседи по кабинету. А потом был новый «подкат», в котором был применён железный аргумент в духе: «Пойми, я не заставляю тебя менять убеждения, пусть всё будет, как есть. Ну, не празднуешь ты наши праздники – твоё дело. Стоишь ты за свои европейские ценности – тебе виднее, за какие ценности стоять. Но ты так со мной разговариваешь, как будто я тебя чем-то обидела». Возврат к формуле «Частная жизнь – закрытая территория для посторонних» дал только то, что Алёна прекратила разговор, поняв для себя, что я не в настроении разговаривать. Стоит сразу же отметить, что на сей раз, даже если обида и была, то не было двухмесячного «бойкота». Буквально через день состоялась ещё одна попытка. Причём, так же, как и предыдущая, она была «попыткой отрубленной руки», как я её назвал. Наверное, звучит жутковато. И как бы не совсем понятно, почему именно такое сравнение, если учесть то, что реального членовредительства ни с одной из сторон, конечно же, не было. Поэтому позволю себе небольшое лирическое отступление.
  В своё время я читал об эмблемах судоходных компаний – как раз в связи с упомянутым мной определением. Так-то, если серьёзно, я этой темой особо не увлекался, если только не в целях повышения образованности. Но термин заставил. Стало интересно. Изначально-то я слышал про американца, который имел пароход и двух сыновей. Американец этот понимал, что один пароход на двоих не поделишь, а справедливость быть должна. Вот он и указал в завещании, чтобы дали парням лодки, вёсла, поставили пароход, чтобы от обеих лодок в итоге было до цели одинаковое расстояние. Пароход получал тот, кто коснётся его рукой. Младший брат в итоге начал отставать, и какие-то секунды, усилия, рывки – и не видать ему парохода. Тогда он схватил топор и отрубил себе кисть руки, бросив её в пароход. В результате он попал в пароход, формально коснувшись его рукой раньше, чем старший брат. Пароход достался ему ценой отрубленной руки. Я, конечно, первое время думал, что это история в стиле О’Генри или то, что я у него не читал – меня всё ещё можно подловить на незнании каких-то книг. Но мне в своё время друг, с которым, помнится, мы учились на одном факультете, дал почитать книгу, в которой рассказывалось об эмблемах различных судоходных компаний. И выяснилось, что компания «Hain & Sons» не имеет к США никакого отношения – это ирландская судоходная компания. Просто у них на трубах судов рисуют кисть руки с тремя каплями внизу (кулак вверх, по-моему, хотя могу и ошибаться). И про историю этой эмблемы моряки во всём мире такие штуки рассказывают в разных вариантах. Хотя это может быть и отсылкой к более старым ирландским гербам – кажется, это Ольстер, там распрямлённая красная рука, направленная вверх, в центре герба, и история возникновения такая же почти, только в поправкой на реалии Средневековья. Как бы то ни было, это получило такое определение, и не я первый его озвучил.
  Так вот, возвращаясь в наши дни и к моему случаю (хотя из литературных тут явно не О’Генри, а как-то больше Диккенс с его Эбенезером Скруджем, который был скуп и нелюдим, а его «любовь» к тратам и праздникам вошла в легенды). Алёна решила повторить попытку, пользуясь «первым правилом педанта». То есть: если на рабочем месте личные темы закрыты, то не на рабочем месте договор не действует, это не офис, и там хотя бы можно попытаться обойти то, о чём ясно и чётко было сказано в офисе. А отказ можно было бы истолковать, как «взбрык». То есть человек просто взял и отказался отвечать на вопросы, и логична ответная реакция в стиле: «Ну, здрасте вам через окно». По крайней мере, она так думала, если снова завела этот разговор, сделав вид, что поняла это так, что я не общаюсь с родственниками из-за старых конфликтов (история распространённая, молодые на стариков часто обижаются и долго не хотят общаться). И начала с этого бока – я же не сказал ей до этого, что она ошибается, я сказал, что это не её дело. А она это истолковала так, что я не хочу её посвящать в эту историю, потому что неохота выслушивать все эти: «Родители не вечны, и однажды их не будет». И начала. Знаете, в таких случаях говорят: «Те же яйца, только в профиль». Я ей попытался так же по второму разу объяснить, что это частная территория, и как раз её с её расспросами там не стояло. То есть просто врубил напрямую: «Я уже устал объяснять, что не обсуждаю свою частную жизнь с посторонними людьми. Что ещё непонятно?» Честное слово, я ей чуть не нахамил по-настоящему, потому что человек не понимает по-хорошему. Я почему и про Скруджа-то сказал мимоходом. Она после второго отлупа задала вопрос, который в их среде, наверное, тоже такая «палочка-выручалочка»: «Вот интересно стало, много так можно друзей набрать? Это обсуждать нельзя, то закрытая территория, частная жизнь… Я бы так не смогла». На что я ей тогда сказал, что этот прикол уже старый, и лично я «монстров общения» на двух работах до этого офиса проходил, так что подкаты бесполезны. И если она хочет попробовать себя в роли «рождественского духа» по Диккенсу, то я не Эбенезер Скрудж, и по сравнению со мной старичок Эбенезер – просто душка, каких не будет. Ну, в таком духе.  Последовавший вопрос, кто такой этот Скрудж, и при чём тут Диккенс, как вы понимаете, не только с моей стороны был бы «отвечен» рекомендацией либо не обманывать, либо прочесть Чарльза Диккенса, конкретно – «Рождественскую песнь». Ответа, как такового, не последовало. Алёна просто поехала домой, но по тому, как она промолчала, было понятно, что она обижена по-настоящему, и либо мне стоит ждать уже, как минимум, полугодового бойкота, или меня будут «брать измором», и не исключено, что не только она. Впрочем, насчёт последнего я всё-таки ошибался: стоило мне в своё время дать им всем понять, зачем я в этот офис прихожу в половине седьмого и работаю до семнадцати часов по местному времени, как все разговоры за пределами необходимых по работе, «схлопнулись». И до Алёны желающих «прорвать оборону» не было. Вообще. То есть, как это и предполагалось, она же и продолжила. А так как я не скрываю, на что помимо еды, одежды и жилья зарабатываю (другое дело, что такое мои сослуживцы не слушают, насколько я знаю – но могу ошибаться, всё же частные территории)… Ну, в общем, разговоры начали переходить на темы искусства. Вернее сказать, это были попытки познакомить меня с творчеством каких-то её знакомых, о которых я и так уже знал, и о сотрудничестве с этой публикой не могло быть и речи, так как направленность их творчества и мои убеждения разнились, как день и ночь.
  Вспомнилось – ответ на громкие заявления «духовно богатых» несколько лет назад: «Не Химерическое находится между некими сторонами света и помещёнными в них "противостоящими" химерами, а справа и слева от Химического Дома (и Колодца) находятся видения, в действительности наблюдаемые исключительно в одиночных пространствах и безоглядных глубинах печальных жителей Земли.
  В физической реальности всего этого не существует. Существуют те, кто “в автобусе” и те, кто “вне автобуса”. Они существуют в Реальности. Одни из них сновидят, другие ловят день. “Carpe diem”, как манифест, проклинаемый одними и возносимый другими, вкладывающими в это много большее, нежели манифест безудержного гедонизма и нежелания задумываться о чём-либо кроме сиюминутного удовольствия.
  Прошлого уже нет. Будущее ещё не наступило. Carpe diem».
  Не помню, кто именно это сказал, но от очень большой части согласен насчёт прошлого и будущего. Кстати, нечто подобное насчёт прошлого и заслуг предков я и сказал Алёне – эти взгляды я высказывал и высказываю в открытую. Нескольких таких прямых ответов на её расспросы, которые часто свойственны «монстрам общения» (что чуть отдельная тема на самом деле) или «миссионерам», привели к тому, что я стал монстром для неё и её друзей. Но уже не общения, а нигилизма. Отчасти поэтому на одном из перформансов, в котором я принимал участие со своими инструментами, парочка, так сказать, оппонентов подкинула к входу в зал, где это проходило, книгу Джеральда Гауса «Как важно заниматься своим делом». Парочкой, кстати, были уже упомянутая Алёна и её друг, кажется, Владом его зовут. Там, где я работаю, он никак не задействован – он как раз является представителем тех самых «косовороточников», работает в фирме, реализующей фермерскую продукцию, у него также есть пара каналов на потоковых сервисах, где он выкладывает ролики с песнями и разборами книг и фильмов всяких. Я не смотрю, просто знаю, что есть такой персонаж, да мы как-то в своё время даже впрямую схлёстывались, дело дошло до скандала, к счастью, «Поджог Каспийского моря» не состоялся, а по другому делу он сам попал под суд за заведомо ложный донос. Один, кстати, из первых громких процессов «триста шестых», с которых началась волна. Я не участвовал, конечно, но имел высказать кое-что в поддержку такого метода ещё до того процесса. Книгу я, понимая, что назад её отправители не возьмут, сдал в библиотеку – есть сейчас такие, где бумажные книги можно сдать, если они тебе не нужны, хозяева-библиофилы стремятся такие книги сохранять.
  В общем, вот так на самом деле всё. Перформансы, акции «в рамках перформансов» (сейчас иногда бывает такой вариант – без вмешательства, как такового, но символический акт имеет место быть), последнее даже кто-то назвал «контр-перформансом». Не сильно частая история во все времена, как говорится, сейчас «духовные» чаще просто создают свои площадки с «духовным» искусством, на которых собираются те, кому такое искусство нужно. Если, конечно, речь не идёт о «практиках», которые считают, что самовыражение через искусство – это «картон», и надо делать другие дела. Так мыслят очень многие «косовороточники», среди которых и предприниматели, работающие с селом, и вот такие конторы, которые занимаются вопросами брошенных стариков, детей, которые остались без родителей, всяким таким.
  Разумеется, подобными темами занимаются и те, кто никакого отношения к «духовным» не имеет, но тут как раз это всегда рассматривалось, как исключительно личная инициатива с полной ответственностью. И это не сопряжено с рассуждениями «практиков» об искусстве. Это просто практика, без рассуждений. Просто поддержка чего-либо. Я участвую, если считаю это нужным, хотя у меня с социальной темой связана оплачиваемая работа, и если мне что-то имеет смысл поддерживать не за деньги, так это то самое искусство. Просто вкладываешься в выставку, если не деньгами, то приносишь тот же чай, печенье, ещё что-то, помогаешь расставить, убрать. В той среде, где самоутверждаюсь я, подобное давно стало естественным. И является основанием, если что, объяснить оппонентам, что их здесь не стояло, и именно ты с полным правом можешь потребовать, чтобы эта публика вымелась вон со своими претензиями.
  Не вспомню, к сожалению, откуда конкретно появилось такое определение, но уже давно так многие пишут достаточно серьёзно, порой и к себе это относя: «Реформированный Эбенезер Скрудж». Ну, или как-то так. То есть это не выкристаллизованный скряга, скорее, индивидуалист, напоминающий «Гришу-Гарри» с советских плакатов против стиляг. Человек, который против безадресной благотворительности, за упорядочение таковой и полный контроль по данному вопросу, дабы «общественная инициатива» не превратилась в банальный рэкет, пусть даже без утюгов и прочего насилия. Поползновения были, в наше время это больше на уровне того, что тебя просто словесно осудят, задав вопрос в духе: «Но ведь на такую одежду хватает». Конечно, таких уже давно меньшинство, да и ответы на такие вопросы среди моих знакомых нередко бывают не то, чтобы стандартизованными, скорее, логичными в данном плане. Потом, не только ведь благотворительность, Скрудж в оригинале ведь не любил праздники ещё и за то, что это всё глупость, и не только в чрезмерных тратах дело. Просто непрактично, даже если это и недорого.
  Вот тут, мне кажется, самое время вернуться к «традесканциям», почему вообще лично я такое слышал. Я ведь тоже считаю, что образование – это не столько мантия и диплом, сколько само по себе то, что ты хотел узнать, тот навык, который ты оттачивал всё это время. В конце концов, тот самый механизм, благодаря которому ты нарабатываешь нужный навык. Та самая практическая сторона, когда неважно, из какого ты рода, куда важнее то, что ты сам знаешь и умеешь, и как это может быть применено практически.
  И именно поэтому те, кого мои лично оппоненты называют «черенками традесканции», говорят о том, что нужно запоминать не свою родословную, а то, что может пригодиться в жизни. И учить этому. А развлечению всегда найдётся время, в том числе – изучению той же самой истории или чтению книг, танцам. Если обращаться к истории, то в Греции именно так образование и строилось. Ты зарабатывал себе на жизнь и обучение, а в свободное от работы время шёл в школу и учился. Те же симпосионы, ещё не выродившиеся в попойки с развлечениями, были такой же школой, как были школой и прогулки по перипатам. Во время всего этого ты получал знания. Вот что важно. Хотя, конечно, я не могу назвать себя таким «реформированным Скруджем», который не читает беллетристики по той же причине, что и Шерлок Холмс, считающий, что в своём мозге нужно держать ровно то, что будет нужно тебе в твоём деле. Хотя с портретами по весне я, знаете ли, строем никогда не ходил, а когда меня спросили, почему я этого не делаю, сказал, что для меня важнее учиться и работать, а не забивать голову ненужной дрянью. Кстати, после этих слов я очень быстро понял, кто на самом деле мои настоящие друзья, а кто – «монстры общения» или просто «мастхэвники» (не я придумал, но определение хорошее).
  «Must have». Я действительно помню, как с некоторыми своими знакомыми обсуждал эту тему, что есть такие «мастхэвы», которые тебе на самом деле впаривают, а практической пользы от них не наблюдается.
  В то самое время, по которому «духовные» сейчас очень вяло, но всё же стараются топтаться, была такая разновидность мелкой торговли – «забодайка». Вам предлагали товар с невероятными свойствами (вроде самоочищающейся скатерти), вы платили «вместо рубля пять копеек» и получали бросовый товар без чудесных свойств. Причём, вам довольно активно долбили мозги, чтобы вы купили этот товар.
  Или «правильная» одежда, которая просто обязана у вас быть в гардеробе. Новая модель телевизора или компьютера, который будет в состоянии работать с новыми «осями» и софтом, который старые компьютеры просто не поддержат. Это уже позже началось. Всем говорили, что без этого нельзя. «Must have». Физического порядка. «Выбрось свой кассетник, все уже давно перешли на CD». Тоже частая история. Потом то же самое – с Интернетом. Хотя, в принципе, это тоже не «духовное», а вполне физическое. Электронное, может быть. Но тоже, в общем-то, физическое. Просто его потрогать нельзя.
  На уровне «духовности» это тоже есть, сейчас больше для причастных, и это больше, чем на физическом уровне делается. На физическом тебе никто не пожелает гореть в аду, если, скажем, у тебя нет компьютера с новой версией самой ходовой ОС, или ты не стремишься купить новый настенный телевизор, в котором изображение имеет сверхреальность какую-то, а в некоторых случаях и вовсе потребуются поляризационные очки, чтобы рассмотреть всё, как положено. Тебе от силы скажут: «Ты много потерял». А от «духовных консюмеристов» я лично наслушался много всякого интересного, чего о себе не знал – и только самые безобидные подробности включали в себя то, что я «американец», «злой на всех» и мне стоит уехать отсюда туда, где полный соцпакет и ноль беспредела. Только потому, что дал в открытую понять, что «бодать» мне эти чудо-товары без толку, ибо не интересует. На физическом уровне это в 99, 99 % случаев закончится тем, что персонаж извинится и пойдёт искать балбесов в другом месте. Ну, если не иметь в виду MLM – сейчас эта публика заняла нишу «духовных» в том же «МирТесен» и тому подобных «сетках», откуда «духовные» в своё время массово удалялись, чтобы общаться на «инвайтных» ресурсах, куда самостоятельно не зарегистрируешься, требуется приглашение от уже состоящего там человека, который тебя знает и может за тебя поручиться (если что, попрут обоих – и очень бодро). Уровнем выше упомянутых «сеток» MLM уже практически нет: администрация таких соцсетей довольно быстро убирает такие аккаунты. «Духовные» – есть, обычно это умные люди, которые понимают, чего делать нельзя, или это «кактусовые мыши», которые «продолжают борьбу», несмотря на то, что обычно это заканчивается переходом на «профильный» ресурс после предупреждающей блокировки. Я сам помню комментарий на странице кого-то из «фейсовских» друзей, который не заблокировал ещё этого балбеса. Дескать, свободы нет у вас, вы злые, сбылись пророчества «Беспощадной толерантности» и Тэрла из Киева. Как говорится: «Злые вы, уйду я от вас». И ушёл. С цитатами, наверное, из Бендера Родригеса. Робот такой.
  Но я тут опять ухожу от темы «традесканций». А коль скоро речь пошла о Sci-Fi, «либеропанке» и Джоне Нормане, то я тут вспомню одного моего коллегу по электронной сцене (кстати, он не так давно оформил загранпаспорт и поехал в Финляндию выступать – предложили тут). Так вот, я от него слышал про какой-то рассказ, где автор, так сказать, «напророчил» потоки сознания моих лично оппонентов. И не только моих. Например, про то, как мы будем «хоронить» родных – кремация, без личного присутствия, без лишней скорби, как убрали хлам (и спасибо, что не на помойке). Наверное, на дне Тихого океана уже построен «Терий», как его в том рассказе называли. Или на дне Атлантического? Я, кажется, даже знаю, что это за место. Флорида, Пуэрто-Рико, Бермудские острова. Там же до сих пор безобразия творятся. А людей у «нас», наверное, принято заказывать не киллеру, а хакеру. Рассказ, кстати, так и называется, если мне не изменяет память, «Я закажу тебя хакеру». А вот автора придётся поискать, кто это написал. По-моему, всё-таки русский какой-то. А вот, как зовут – говорю, поискать надо… А, секундочку, если я точно запомнил название… Ну, да, конечно, оно, и автор – Ярослав Астахов. Этого я не знал, что не есть хорошо. Надо будет почитать, как следует, что за Ярослав Астахов такой.
  Ну, Ярослав Астахов – это Ярослав Астахов, я о другом. «Полное отречение от родственников» и поголовная приверженность идеям child free, а также «Теории Мальтуса» существуют в головах тех, кто говорит о «традесканциях» и «отречении от предков». В реальности существуют любые отношения на частных территориях, и посторонним там делать нечего. Посторонние злятся, это уже понятно: им же не дают соваться на новые территории. Вот и придумывают то, чего нет. Хотя, скажем, в моём случае это уже ничему не мешает: все те, кто рассуждает о моей жизни, знают, как будет скверно им хотя бы раз озвучить это в характеристике работника. Самое страшное в этом случае – если тебя «отрекомендуют», как работника, который плохо делает свою работу и часто ругается с сослуживцами на ровном месте. У меня был один раз такой опыт. В ответ на это я посоветовал всем своим друзьям не наниматься на работу ни туда, где мне отказали в приёме после того, как получили характеристику с прошлого места работы (потому что они верят в сказки тупые), ни туда, где про меня наговорили ерунды – ибо самодуры и мастера соврать.
  В большинстве случаев мы расставались достаточно буднично и политкорректно: я получал расчёт и сообщение о том, что в моих услугах больше не нуждаются. На новом месте оттуда узнавали только то, что такой работник у них был, они с ним расстались, потому что данный работник ушёл сам, вероятно, нашёл другой источник дохода, на данный момент не работающий. Но это не относится к теме «черенков традесканции». Может быть, только в том плане относится, что, как любят говорить мои оппоненты, такие, как я, заботятся о наличии денег в кармане и на работу устраиваются исключительно ради этого, даже в социальные конторы, вроде той, в которой я работаю (в данном случае всё верно, но в целом – слишком уж это категоричное заявление).
  Милейшая Лори Кэбот, пусть и на свой лад, но очень хорошую мысль высказала как-то раз: «Поскольку мы о себе ничего не говорили, это сказали за нас наши оппоненты». Я не имею к этой теме никакого отношения, хотя друзья-виккане у меня есть, с кем-то мы даже иногда работаем вместе, но это-то как раз больше идейная работа, а деньги третьестепенны. Мне интересна сама идея – и это способствует. То есть это несколько не «капитализм» и где-то даже не ratio, как его рисовали со времён «Рождественской песни». Либо ratio – нечто более широкое, и Эбенезер Скрудж попросту карикатурен уже в оригинале, не говоря о производных от него.
  Потом, те, кого мои оппоненты называют «традесканциями» не были бы (и не могли бы быть) «традесканциями» без «собственного права». Его тоже не выкинешь. И то самое закрытие пространств на самом деле по большей части и происходит сейчас «по собственному праву», то есть человек вправе сам решать, с кем он будет общаться в частной жизни, а кого в ней не будет. Без объяснения причин или со ссылкой на «собственное право». Не новая вещь, но сейчас об этом мои лично оппоненты и оппоненты моих друзей (не люблю это слово «наши» – не всегда имеет место быть сообщество) очень много говорят, как о «сектантском» методе, расписывая общество, в котором «собственное право» разрушает все устои, и человек ведёт себя так, как ему в голову взбредёт, и нет авторитета у неписаных законов, да и писаные уже не указ. А настоящий авторитет в данном случае – «отцы» и «иллюминаты», которые разделяют и властвуют. То, что на самом деле это всё не соответствует реальности, и своды правил существуют (надо же как-то сочетать ratio и «собственное право»), не берётся в расчёт. Я читал в своё время такую книгу, называется «Общество “QR”».
  Автора этой книги, кстати, лет пять назад не стало – в своё время он общался с небезызвестной Гойдой, той самой, которой как раз те самые пять лет назад полоснули по горлу за требование «пояснить за шмот». К книге это никак не относится, конечно, там больше страхи луддитов обычные, и сейчас такое можно встретить. И там очень много говорилось «с той стороны баррикад», если для меня, что «традесканции» выгодны персонажам, которых лично я описывал в своё время в альбоме «Каланиль Мурека»  (это я по Интернету с человеком переписывался, и мы в итоге через программу, которая у нас стояла на «Steam», писали совместный проект). Ну, и QR, гаджеты и всё такое, как раз тема «Электричество против Духа». Что этому способствуют «отцы и иллюминаты». Не знаю, чьи там у кого «отцы», а что касается иллюминатов, то по своим временам это были очень прогрессивные люди. Хотя ни я, ни кто-то из моих знакомых не являются сторонниками иллюминизма. В курсе, что такое, но у меня лично другие взгляды, да и те, о ком я могу что-то уверенно говорить на данный счёт, далековаты от этого. Скорее, сюда можно «пришить» кого-то вроде Докинза. Хотя я не «аметист», по большому счёту. Я не атеист даже, скорее, если так вот – агностик. Я просто не в курсе и пока не исследовал эту тему. Меня больше интересуют ZIPI-протокол, CVили MIDI, если так вот говорить. Помню, к слову, как меня один раз «обозначили», когда я что-то подобное сказал, намекая, что это очень похоже на Герберта фон Караяна (кто такой, знаю, но не любитель, как говорится). Он, кажется, что-то сказал о музыке такого. Ещё раз: я не ссылался на Караяна…
  Минуточку… А, ясно, по нашему гигу всё в силе, уточнили место, готова афиша. Ratio состоит в том, что ты за этим больше следишь, чем за Химерическим в головах оппонентов. Пока человек сам в своей голове гоняет химеры, это его дело. Моё здесь и сейчас – отрепетировать программу, у меня ещё две недели на подготовку своего материала для вывода на сцену. Обещали, кстати привезти довольно интересный аппарат, видеосинтезатор самодельный. Хочу посмотреть, что он может. Давно слышал, разрабатывали друзья такое. Где надыбали схему, не знаю, может, сами что-то вывели, там есть такие умельцы.
  Пора выключать ноут и начинать репетировать. Хочу прозвучать достойно.