Гори, гори, моя звезда. Екатерина Юровская

Любовь Кирсанова
Мысль написать этот рассказ появилась сегодня, когда я получила отзыв от одного из авторов "Прозы.ру".
Владимир Байков, прочитав мою миниатюру "Русский романс прошлого", напомнил ещё об одной исполнительнице
русских романсов -  Екатерине Юровской и прислал две ссылки:

"Вернись, я всё прощу"
https://www.youtube.com/watch?v=_b05pxX_2mY

"Вот что наделали песни твои"
http://www.youtube.com/watch?v=GaG-yMbGYX8

Я с огромным удовольствием прослушала эти два романса.
И ещё нашла в исполнении певицы один из моих любимых романсов:

"Гори, гори, моя звезда".
http://www.youtube.com/watch?v=I2yu7bMi-ik

В наши дни имя Екатерина Юровская помнят немногие, а ведь когда-то оно стояло в одном ряду с именами
Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой и других известных певиц прошлого.
Я решила побольше узнать об этой певице и вышла в интернет...

Екатерина Николаевна Панкратова родилась в 1885-ом году. (Иногда указывается 1886-ой год). Училась у известного итальянского вокального педагога Мартина Петца. Принимала активное участие в любительских концертах,
исполняя русские народные песни и романсы. Вскоре она вышла замуж за антрепренера Иосифа Адамовича Юровского
и уехала с ним в Москву. Там Екатерина Николаевна Юровская познакомилась с руководителем хора русской песни Богдановым. В 1908-ом году вместе с этим хором совершала большие гастроли по Сибири и Дальнему Востоку.
В 1911-ом году перешла в хор Анисимова и с большим успехом пела в течение шести лет.
С 1917-го года начaла работать на эстраде самостоятельно.

Сорок лет концертной деятельности. Несколько тысяч концертов. Популярность ее была огромна. Екатерина Юровская исполняла народные песни, песни композиторов-современников, но главной любовью певицы были старинные романсы.

В 20-40-ые годы двадцатого века имя Екатерины Юровской не сходило с концертных афиш Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза.  Её имя собирало полные залы многочисленных поклонников таланта, выступления всегда проходили с огромным успехом.

В годы Великой Отечественной войны уже немолодая певица в составе фронтовых бригад выступала на передовых позициях, в госпиталях, на сборных пунктах.

Народная артистка РСФСР Екатерина Николаевна Юровская умерла в 1949-ом году, похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

"Я только начинала свой творческий путь, а Екатерина Николаевна Юровская была уже в зените славы. Мне не раз приходилось слушать её с концертной эстрады. Слушателей всегда покоряло её исполнительское мастерство – темпераментное, содержательное и всегда с настроением. Я уважала эту певицу как большого мастера жанра, в котором она выступала". (Клавдия Шульженко)

«... Тыльная сторона кабаре выходила на нашу улицу. Мы просверлили дырочку в заборе и смотрели через нее выступление прославленной исполнительницы старинных русских и цыганских романсов Екатерины Юровской». (Изабелла Юрьева)
(Из воспоминаний внучки, актрисы  Татьяны Владимировны Стебловской).

«Впервые мы встретились с Екатериной Николаевной в 1924 году. В то время я работал аккомпаниатором, и мне часто приходилось встречаться с ней на концертах. Успех Екатерины Николаевны был колоссальный. Публика любила ее за какое-то необыкновенное умение исполнять старинные романсы, цыганские и русские народные песни. В них певица вкладывала весь пыл, всю страсть своего горячего сердца. Прекрасная это была певица. Редкого дарования. Одна из немногих, умевшая на протяжении долгих лет достойно представлять свой жанр на концертной эстраде». (Композитор Дмитрий Покрасс).

Я писала этот рассказ, а в моей комнате продолжали звучать русские романсы в исполнении Екатерины Юровской.
Душа моя была полна чувством радости общения с настоящим исскуством, которое дарит людям минуты счастья.

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Возможно, на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Екатерине Юровской и о её творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях.
Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.
Спасибо за прочтение.

P.P.S. Спасибо Владимиру Байкову, который вспомнил имя замечательной певицы и дал ссылки на романсы в её исполнении.

17.01.2017-го года

Использованы материалы из интернета:
Фотография
http://pogudin-oleg.ru/forum/11-1447-1
http://m-necropol.narod.ru/urovskaya.html