Осман Чехов...
А.П.Чехов и крымские татары.
В 1899 году А.П.Чехов поселился в Верхней Аутке, где большинство населения составляли крымские татары, Что известно об отношениях Чехова с соседями? По свидетельству И.Бунина, Чехов не терпел уничижительных высказываний об инородцах и при любом удобном случае с восхищением говорил, какой трудолюбивый и честный народ его соседи-татары. Сохранилось воспоминание А.Куприна о реакции Чехова на унижение, которому подвергся крымский татарин в ялтинском порту. Чехов сходил с борта парохода, носильщик-татарин бросился за багажом, а помощник капитана ударил его по лицу. Утирая кровь, татарин выпрямился и крикнул чиновнику: «Ты думаешь, меня ударил? Ты вот кого ударил!» – и он указал на Чехова. Все увидели, как страшно побледнело лицо писателя. Гуманизм Чехова, который касался всех людей независимо от национальности и веры, поразительно перекликается с идеями великого крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского. Известно, что они были в контакте.
Для постройки дома Чехов выбрал участок на окраине Ялты. Строительство велось местными жителями — татарами и турками под руководством Бабакая Осиповича Кальфы. О соседстве и общении с татарами Чехов в шуточной форме писал московской знакомой: «Я перешел в магометанскую веру и уже приписан к об-ву татар деревни Аутка близ Ялты …Осман Чехов» (1899).
В один из первых приездов в Крым в 1889 году Чехов познакомился с татарином Нури, часто бывал у него в гостях. Участниц таких встреч Е.Шаврова вспоминала: «Антон Павлович сидел возле Нури на самом почетном месте, пил кофе … и расспрашивал так подробно обо всем, точно был первым другом Нури...». Узнав, что писатель поселился в Ялте из-за туберкулеза лег¬ких, Мустафа Нури регулярно поставлял ему кумыс в глиняных кувшинах.
Где бы ни жил писатель, он всегда особое внимание уделял народному образованию. В Ялте был членом попечительства женской гимназии и Гурзуфского земского училища, принимал непосред¬ственное участие в организации школы в деревне Мухалатка. Школа была построена в 1901 году, но еще в самом на¬чале строительства Чехов беспокоился об учебниках. В марте 1900 года он пишет редактору крымскотатарской газеты «Переводчик» Измаилу Мурзе Гаспринскому и просит при¬слать учебники для мухалатской школы. Вскоре из Бахчисарая были получены учебники в количестве 265 экземпляров. Стоимость их была оплачена Чеховым.
«Белая дача» Чехова находилась недалеко от греческой церкви св. Феодора Тирона и мусульманской мечети. Сквозь от¬крытые окна кабинета писателя доносился с минарета голос муэдзина. Заходил к Чехову аутский мулла поговорить о делах татарской школы, для которой Антон Павлович выписы¬вал из Москвы письменные принадлежности.
Одно время Чехов был посетителем павильона в Таганроге, где продавался кумыс. Его хозяин позже вспоминал об интересном разговоре, который начал сам писатель:
«- А вас как зовут?
- Абдул, — ответил я и засуетился, приглашая гостя к столу.
- Абдул? — серьезно спросил Чехов. - Татарин? А отчество?
Я сказал. С тех пор Чехов называл меня только по имени и отчеству:
- Абдул Гамид Зейнулович.
И серьезно добавил:
- Усекать можно пирамиды, а не человеческие имена. Человека уважать надо.
Затем продолжал:
- А вы по-своему умеете говорить?
- А как же! - обрадовался я.
- Это хорошо. Родную речь надо любить».
* * *
После смерти писателя его гуманистические традиции продолжала сестра и наследница М.П.Чехова. Мария Павловна не без юмора рассказывала сотруднику музея С.Г.Брагину о своих взаимоотношениях с соседями. Кто-то из татар, живших поблизости с чеховским домиком, повадился в пьяном виде подшучивать над ней. Увидит Марию Павловну во дворе или в саду, остановится и крикнет: «Мария Павловна, турька идет, резить будет!»
- «А я как будто не слышу, - говорит Мария Павловна. - Он кричит еще громче. И будет кричать, пока я не подниму головы. Смотрю на него. Он смеется, довольный тем, что испугал меня.
Но татары ко мне относились хорошо. Подобные выкрики были редким явлением. Татары – и молодые, и старые – приходили ко мне лечиться. Я давала им лекарства».
Добавлю, что в 1987 году Евгения Михайловна Чехова, племянница писателя, передала в музей черновую рукопись воспоминаний Марии Павловны Чеховой, записанных ее племянником С.М.Чеховым. В рукописи есть эпизод, раскрывающий драму жителей Крыма после изгнания немецких оккупантов. 18 мая 1944 года по приказанию Сталина было выселено все татарское население, а заодно и другие неславянские национальности. Это коснулось и музея Чехова: Елена Филипповна Янова, помощница М.П.Чеховой, была по происхождению гречанкой. Она была вместе с семьей уже на машине, уже заводили мотор, когда дали команду отменить высылку. Это Мария Павловна сумела дозвониться до начальства.
Потом М.Чехова заходила по соседству в несколько брошенных татарских домов. Обстановка, в которой только что жили люди, а теперь не живут, произвела на нее гнетущее впечатление. В одном домике ее потрясла недоеденная яичница на сковороде. Говорили, что один солдат-татарин, награжденный за храбрость многими орденами, просил Сталина о возвращении его матери… Ему было отказано.
Вместо выселенных татар и греков в Крым привезли русских и украинцев с Дона, потому что на Дону тоже занимались виноградарством. Многим предлагали халупы и сарайчики. Они негодовали и отказывались поселяться в плохих условиях. В один прекрасный день все улицы Ялты были загромождены шалашами и сделанными из мешковины палатками, поставленными в знак протеста. Крымским начальникам и приезжим хапугам, которые захватили лучшие татарские дома, пришлось потесниться.
Многие из приезжих ходили в валенках. Люди жаловались, что кругом камни, а земли-то и нет.
В Доме писателя до сих пор бережно сохраняются предметы татарского быта из личной коллекции Чехова. Это и красная феска, и вышитый платок, которым татарские женщины покрывали голову. Сам Антон Павлович, выходя из дома, постоянно пользовался тростью работы крымско-татарских ремесленников. Это искусно загнутая и отшлифованная ветка кизила с медным наконечником, тонким орнаментом и выжженным рисунком – скалами Симеиза. Сейчас эти вещи можно увидеть в экспозиции «Чехов и Украина», расположенной на старинной ялтинской даче «Омюр» по адресу: Ялта, улица Кирова, 32.