Маргарита Алигер

Александр Смирнов 83
Моё первое знакомство с русской литературой состоялось в 1940 году, в восьмилетнем возрасте, когда я открыл красиво оформленный томик избранных произведений А.С.Пушкина, в котором были «Капитанская дочка», «Дубровский», стихи о природе и другие произведения. Я сразу же ощутил прилив радости от прочитанного, и эта любовь к творчеству Пушкина сохранилась у меня на всю жизнь. С тех пор чтение книг стало моим главным хобби, и чтение хорошей книги доставляет мне большое удовлетворение. Я считаю, что без регулярного чтения художественных книг молодой человек не может стать культурным и грамотным человеком, и никакое телевидение и компьютеры не заменят хорошую книгу.

Россия в течение веков славилась своими писателями и поэтами, произведения многих из них до сих пор являются мировыми шедеврами. В начале двадцатого века в России начался новый подъём поэзии, яркими представителями которой были такие талантливые поэты, как Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок. Позднее появилось новое созвездие талантов: П.Антокольский, М.Светлов, К.Симонов, А.Твардовский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский и многие другие.
 
В тридцатых годах на поэтическом небосклоне появилась Маргарита Зайлигер, принявшая псевдоним Алигер. Маргарита Иосифовна родилась 7 октября 1915 года в Одессе, стихи начала писать с 10 летнего возраста, но быстро разочаровалась в своих способностях, считая, что её стихи не соответствуют уровню настоящей поэзии. И только после окончания химического техникума твёрдо решила посвятить себя поэзии. Первые стихи: «Будни» и «Дождь» были опубликованы в журнале «Огонёк» в 1933 году, когда ей исполнилось 18 лет. С 1934 по 1937год она училась в Литературном институте имени Горького. Во время гражданской войны в Испании в 1937 году поэты Долматовский, Симонов, Матусовский и Алигер сочинили стихотворное послание «Героическому испанскому народу». Именно тогда на её творчество обратил внимание И.В.Сталин. В 1938 году вышла её поэма «Зима этого года», в том же году она была принята в Союз писателей СССР. В 1940 году издан сборник стихов «Камыши и травы».

 Маргарита Алигер считала своими литературными учителями В.Луговского и П.Антокольского, но её первой любовью стал Я.Смеляков, с которым она познакомилась в литературной группе журнала «Огонёк». В стихотворениях «Год рождения», «Железная дорога» и других произведениях она создавала героико-романтический образ своих совремёнников, посвятивших свою жизнь созданию новых совремённых заводов, дорог, освоению обширных земель.
В начале войны Алигер отправилась в осаждённый Ленинград в качестве военного корреспондента. Война нанесла Маргарите тяжёлый личный удар: в начале войны погиб на фронте её муж-композитор, и возможно поэтому она особенно близко приняла судьбу десятиклассницы-партизанки Зои Космодемьянской, замученной фашистами, подвиг которой она прославила в поэме «Зоя». Когда она собирала материалы и встречалась с родными, друзьями и учителями Зои, она поняла, что не может не написать об этом. Яркий лиризм, доверительность интонации, драматизм повествования, нежный и мужественный образ юной героини обусловили популярность поэмы. Это произведение стало одной из вершин её творчества, ей была присуждена Сталинская премия. Премию она передала в Фонд обороны, за что 30 марта 1943 года её лично поблагодарил И.В.Сталин. Подвигам бойцов на фронте и тружеников тыла посвящен поэтический цикл Алигер «Памяти храбрых».
 
В послевоенные годы стихи Алигер выражали то, чем она жила, что её волновало и тревожило. Но главным в творчестве оставалась лирика: «Лирика-душа моя, это я сама, какая есть». К наиболее значительным произведениям Маргариты Иосифовны относятся поэма «Первый гром», вышедшая в 1947 году, сборники стихов «Лирика»(1955 г.), «Из записной книжки» (1946-1958 г.г), «Синий час»(1970 г.), «Четверть века» (1981 г.) Маргарита Алигер участвовала в создании альманаха «Литературная Москва», была членом Правления Союзов писателей СССР и РСФСР. Она активно занималась переводами, переведя с подстрочников произведения 40 поэтов. Её творчество было отмечено орденом Кирилла и Мефодия 1 степени, двумя орденами Трудового красного знамени, орденом Отечественной войны, несколькими медалями, в том числе медалью имени Пабло Неруды. Среди её близких знакомых были многие знаменитые литераторы того времени, в том числе Александр Фадеев, который стал отцом её младшей дочери.
 
В последние годы своей жизни Маргарита Иосифовна много путешествовала по миру и выпустила статьи и воспоминания, объединённые в сборнике «Тропинка во ржи», где помимо описания встреч с деятелями культуры, искусства и жизни простых людей в разных странах прослеживалось разочарование от потери жизненных ориентиров в наступающих перестроечных годах, беспокойство за будущее литературы и культуры в стране.
 
В своём творчестве Маргарита Алигер сумела придти к простоте и смысловой ёмкости, сохранив свою неповторимость и душу.
На её долю выпала нелёгкая судьба, удары которой она мужественно преодолевала на протяжении своей жизни. Сама Маргарита трагически погибла в 1992 году, в возрасте 76 лет, упав в сточную канаву, пережив близких, в том числе всех своих детей.

Привожу знаменитое стихотворение Алигер о любви.

Человеку в пути
Маргарита Алигер

Я хочу быть твоею милой.
Я хочу быть твоею силой,
свежим ветром,
насущным хлебом,
над тобою летящим небом.

Если ты собьешься с дороги,
брошусь тропкой тебе под ноги,
 - без оглядки иди по ней.

Если ты устанешь от жажды,
я ручьем обернусь однажды,—
подойди, наклонись, испей.

Если ты отдохнуть захочешь
посредине кромешной ночи,
все равно —
в горах ли, в лесах ли,—
встану дымом над кровлей сакли,
вспыхну теплым цветком огня,
чтобы ты увидал меня.

Всем, что любо тебе на свете,
обернуться готова я.
Подойди к окну на рассвете
и во всем угадай меня.

Это я, вступив в поединок
с целым войском сухих травинок,
встала лютиком у плетня,
чтобы ты пожалел меня.

Это я обернулась птицей,
переливчатою синицей,
и пою у истока дня,
чтобы ты услыхал меня.

Это я в оборотном свисте
соловья.
Распустились листья,
в лепестках — роса.
Это — я.

Это — я.
Облака над садом...
Хорошо тебе?
Значит, рядом,
над тобою — любовь моя!

Я узнала тебя из многих,
нераздельны наши дороги,
понимаешь, мой человек?
Где б ты ни был,
меня ты встретишь,
все равно ты меня заметишь
и полюбишь меня навек.
http://ruspoeti.ru/aut/aliger/t/1.html