Немножечко Волги в подарок

Инна Коротаева
     Ярославль и Волга – стали как бы одним нерасторжимым понятием. При том, город на первом месте, а река – на втором. Так и кажется... Тысячу лет назад наши предки присмотрели красивое и удобное местечко, зажгли там первые костры. Но чего-то не хватало им в летнем зелёном убранстве холмов и откосов, в золотой парче осеннего блеска. Тогда взяли да и протянули посреди своего будущего белостенного града синюю ленту Волги. Взглянули с крутых её откосов на открывшиеся дали, и сердце зашлось от красоты, осознания, что приобрели они сокровище, которому цены нет.

 
     И пусть всё было с точностью наоборот – это Волга благосклонно приютила на своём берегу шумный и суетливый люд, но предстояло обоим жить одним целым, дополняя и украшая друг друга. Тысячелетняя история Ярославля тесно связана с великой рекой. Она – его гордость, условие его славы и достижений, главная приманка для гостей.

     Так если говорить о бренде Ярославля к его тысячелетию, как без Волги обойтись? Спокойные и полноводные её просторы – синий фон для скользящей вечности, для коротких и потому особо драгоценных дней и часов нашего пребывания на её берегах.

     А, собственно, насколько век её больше нашего, насколько родословная богаче? Известный ярославский гидролог Владимир Леонидович Рохмистров после моего вопроса о возрасте Волги даже слегка опешил. А подумав, стал серьёзно и доходчиво объяснять, углубившись сначала в доледниковый период, потом, обратившись к четырём стадиям оледенения и тектоническим процессам, проходившим по Молого-Шекснинской долине и высокому тутаевскому берегу. Выходило, что с весьма приблизительной точностью основное русло Волги формировалось не раньше, чем миллион лет назад. Вот уж действительно «Издалека -долго течёт река Волга...»

     И тут Владимир Леонидович неожиданно рассказал, что есть в его квартире полка, на которой стоит семь бутылок с водой. Когда-то давно ещё он попросил своих друзей и близких, бывающих в разных краях, привозить ему бутылочки с водой тех морей, где им приходилось бывать. Так появились в его доме частички Жёлтого, Белого, Чёрного, Красного, Средиземного, Охотского и Эгейского морей. Присмотришься – увидишь оттенки далёких пространств. У Жёлтого моря – желтоватый от ила цвет, Красное море – синеватое, прозрачное – из-за крепкого соляного раствора. Рассматривая их, я призналась, что давно мечтаю о капле воды из Нила и Ниагары.

     Так неожиданно мы пришли к идее, сумасшедшей на первый взгляд, но... Что если в каком-то магазине сувениров появятся прозрачные ёмкости с этикетками «Волжская вода»? Вы спросите: да кому она нужна? Но зачем тогда профессору Рохмистрову его бутылки с водой далёких морей? Он всё знает про каждое из них: состав, запах, особенности. И все же что-то недоступное анализу и измерению в этих образцах есть – аура, пробуждающая представления о пальмах, раскачивающихся над золотыми пляжами, об опаловых айсбергах на ярко-синих просторах.

     Мы говорили о капле волжской воды «на память» с генеральным директором Ярославского «Водоканала», отмечающего сейчас своё 125-летие, Александром Аниськиным. Кажется, идея его заинтересовала.

     А я представила такой необычный, красиво оформленный товар в витрине маленького магазинчика на волжском откосе. Рядом другие сувениры: переславское кружево, ростовская финифть, рыбинский фарфор, угличские часы... Для практичных гостей – сухие и маринованные по-даниловски грибы, косы ростовского и даниловского лука. Путешествие по Волге на нарядных судёнышках с ночёвкой на берегу и рыбалкой – тоже память на всю жизнь. Поездки на Толгу – светлая радость, а для желающих и лёгкий экстрим – экскурсия к истоку самой красивой из наших рек – Соти.

     И ещё многое можно придумать и организовать. Время есть, но его немного.

     Северный край, 20 марта 2008