Немцы в деревне есть?

Виктор Панько
«НЕМЦЫ В ДЕРЕВНЕ ЕСТЬ?»

Уже более полувека не выходит из моей памяти один случай, о котором рассказал, когда я служил в армии, командир нашей войсковой части подполковник Александр Антонович Артюшевский. Во время войны он был танкистом, и, видимо, хорошо знал, когда и где произошло это событие.
- Во время боёв на территории Белоруссии командование армии планировало наступление советских войск. В штабе размышляли о том, где будет нанесён главный удар по немецким позициям. Ситуация вырисовывалась двоякая. Если деревня, находящаяся в двадцати километрах от Мозыря, не занята противником, то открывалась возможность наступать в одном направлении. Если же она в руках немцев – нужно было менять направление главного удара и поступать совершенно другим образом.
Генерал вызвал к себе в штаб одного лейтенанта:
- Берите танк и поезжайте вот по этому маршруту, смотрите сюда на карте. Проверьте, есть ли в деревне немцы. Срочно! Вернёшься – сразу же доложишь. Задание понятно?
- Так точно! Разрешите идти?
- Выполняйте!
Лейтенеант взял в своё подчинение танк с механиком-водителем и отправился исполнять приказание.
В штабе с нетерпением ждали их возвращения.
Через некоторое время лейтенант вернулся и поспешил на доклад к генералу.
- Товарищ генерал, разрешите доложить?
- Докладывайте!
- Я выехал из расположения части на танке Т-34 с механиком-водителем Петренко в 12 часов 32 минуты сегодня по направлению к деревне Козенки через Мозырь и маленькую деревушку Бобры. Погода была ясная, видимость – хорошая.
Генерала эти сведения совершенно не интересовали. Он нервно перебил речь танкиста:
- Немцы в деревне есть?
- Разрешите продолжать?
- Продолжайте!
- С правой стороны по курсу нашего следования мы увидели маленькую рощицу.Там – 15 деревьев, 11 берёз и 4 осины.
Лицо генерала начало становиться пунцовым от прилива крови. Казалось, глаза его вот-вот выскочат из орбит. Он изо всей силы грохнул кулаком по столу, на котором находилась карта, и заорал:
- Немцы в деревне есть?
- Разрешите продолжать?
Этот крайне неуместный вопрос чуть не довёл генерала до инфаркта. Он, может быть, впервые в своей жизни разразился матом и заорал:
- Кру-гом! Марш отсюда! Бегом! Разберёмся с тобой, что там за берёзки и осины! Вызовите срочно механика! Спросим его, есть ли в деревне немцы!
…Были ли тогда в той деревне немцы, или их там не оказалось, так я до сих пор не знаю.
Но зато после рассказа подполковника Артюшевского  одно я уяснил для себя прочно. Всегда надо стараться отличать главное от второстепенного, существенное – от несущественного, важное – от неважного. И учитывать это, когда разговариваешь с кем-то.
А когда кто-то из моих собеседников застревает в своих размышлениях в мелочах, мне хочется спросить его: «Немцы в деревне есть?».
И рассказать об этом эпизоде.
 14.01.2017.