Ярослава и Макошь

Ольга Суслова
 В некотором царстве, в некотором государстве жил именитый вдовый купец. Семья у него была небольшая: старая мать Ненила, дочка Варвара и падчерица Ярослава – от второй жены. Так глава семьи больше и не женился.

Купец часто был в разъездах, и поэтому девочки росли под присмотром  бабки Ненилы. Старая хозяйка невзлюбила приёмную дочь сына и всячески её упрекала. Её внучка Варвара всё это замечала и так же унижала Ярославу, ей хотелось быть во всём первой.
Жалела девушку только бездетная кухарка Лукерья за доброту и ласку. Девочки подросли и стали статными красавицами. Но Ярослава на вид была милее и намного красивее. Работу падчерица не боялась, получалось у неё всё ладно и в срок.
В свободное время девушки любили вышивать. На вышивках Ярославы всегда цвет играл яркими красками и оживал рисунок.

– У тебя иголка лучше, отдай её мне, – просила Варвара.
Ярослава не спорила с ней и менялась иголками, но опять у падчерицы получалось краше. Как-то закончив вышивку на скатерти, Ярослава постирала полотно и повесила на забор сушиться. Мимо купеческого дома проезжал царевич Елисей, увидев небывалой красоты работу, он удивился. Зайдя в купеческий дом, гость спросил бабку Ненилу:

– Кто у вас так хорошо вышивает?

– Внучка моя, Варвара, – сказала неправду Ненила.

– Как мне её увидеть?

– Она в саду, яблоки собирает.
Мать купца знала, что падчерица помогает кухарке на кухне, поэтому была уверена, что её внучка одна в саду. Но в это время Варвара позвала Ярославу отнести корзину с плодами.
Обе девушки, увидев молодца, сразу в него влюбились. А гостю, по сердцу, пришлась Ярослава. Но царевич решил узнать, какая из них лучшая мастерица:

– Пусть каждая девушка вышьет рушник и пометит своим именем. Чья работа мне понравится, ту замуж и возьму.

Услышав этот разговор, красавицы сразу принялись за вышивку. Трудились мастерицы трое суток без отдыха, устали у них глаза и пальцы. Наступил ещё один вечер, он то и склонил их в крепкий сон. И имя своё они не успели вышить на рушнике.
В этот день кухарка Лукерья задержалась на кухне допоздна – готовила еду к приезду купца, но тут она заметила, как Ненила что-то вышивает на полотне Ярославы. Заподозрив неладное, повариха подождала, пока бабка закончит работу и уйдёт спать. Взяв зажжённую свечу, Лукерья стала рассматривать работу и тут она увидела подмену. Имя Варвары было вышито на рушнике Ярославы, а имя Ярославы на Варварином. Услышав шаги, Лукерья быстро спряталась за печку.
Мать купца, завернув рушники, отправилась во дворец, чтоб успеть к утру на приём к царевичу. Елисей её радушно принял, посмотрев работы, сказал:

– Работа Варвары мне по душе больше, пусть вышьет мне рубашку, как будет готова, приеду сватать.
Девушки проснулись от шума во дворе, приехал купец с новым товаром и подарками. Тут же вернулась и бабка. Рукодельницы забыли про свою работу, побежали встречать отца. За столом, в обед, бабка Ненила объявила всем:

– Варвару сватает царевич Елисей, у неё лучшая вышивка, только он просит невесте вышить рубашку.
Поникла Ярослава, не быть ей вместе с Елисеем, расстроенная пошла она на кухню. Там ей кухарка и говорит:
– Подменила Ненила твой рушник, на нём вышила имя Варвары.
Совсем раскисла мастерица, пошла она, куда глаза глядят.
Долго, или коротко она шла, не помнит, только набрела девица на терем, с виду ладный резной, да расписной. Навстречу ей вышла высокая нарядная женщина, средних лет. Вышитый сарафан и кокошник переливались красками.
– Как ты, девица, сюда забрела? Нет дороги к моему терему.
Рассказала ей Ярослава всё, как обманным путём, подменили её рушник, и что царевич жениться на Варваре.
– Оставайся у меня. Зовут меня Макошь, поможешь мне в рукоделии, а там видно будет.
– Не получится у меня ничего, пропало вдохновение и желание вышивать, пойду я дальше, – ответила путница, не понимая, с кем она разговаривает.
А женщина была сама богиня судьбы, покровительница всех рукодельниц. Хорошо она знала работы Ярославы, да и сама девушка ей нравилась своим мягким добрым характером.
– Пойдём ко мне, я чаем тебя напою, устала ты.
Девушка согласилась, выпив чаю, она забыла про усталость, но самое главное у неё возникло желание вышивать.

 
Достав кудель, Макошь отдала Ярославе, чтоб она напряла ниток, а сама стала готовить краски. Закончив работу, мастерицы окрасили пряжу и понесли её в  волшебный родник, выполоскать в холодной воде, после этого они развесили её высыхать.

– Я тебе покажу один узор, вышьешь его на рубашке и подаришь её Елисею, – сказала хозяйка.
Девушка с радостью стала вышивать – стежок за стежком, она быстро и ладно всё сделала, рисунок получился нарядный, как живой.
Недолго думая, Макошь подарила ей новый сарафан, а в нём Ярослава стала ещё краше.

– Вот сейчас мы сможем идти в дом твоего отчима, скоро прибудет царевич.
Тем временем в доме купца была суматоха. Варвара искала Ярославу, чтобы она помогла ей с вышивкой, но нигде не нашла, от её гнева все попрятались по углам. Бабка Ненила внучку успокаивала:
– Она нам и не нужна, ты сама видела – царевич на тебя смотрел. Вышить рисунок я тебе помогу.
Но как они не старались, искололи все руки, узор у них не получался – всё криво, да в узлах.  От досады они пошли на базар, там и купили новую вышитую рубашку.
И только Макошь с Ярославой подошли к дому купца, как подъехал Елисей.
Ненила с Варварой протянули царевичу свою работу. Посмотрев на невзрачный узор подарка, он отошёл, при этом ничего не сказал.
Но тут царевич увидел Ярославу, идущую к нему и несущую рубашку, от которой шло сияние и радуга цвета. Девушку он узнал сразу, взял её за руку сказал:
– Вот эта настоящая мастерица, да ещё и красавица – я беру её в жёны.
Макошь, у которой на лице светилась улыбка, и сверкали от радости глаза, вдруг внезапно исчезла. А Елисей с Ярославой сели в карету и отправились во дворец играть свадьбу.