П. История нищенства на Руси. Алкоголь

Галина Белякова
История      

      В дореволюционных изданиях И. Прыжов в сборнике  -"Песни собранные П.Н.Рыбниковым" 1861-1867 гг. делал пометки, что  слово "водочка сладкая"
указывает на настойку или наливку, а не  на водку в современном понимании этого слова.  Водку на Руси называли хлебным вином, горячим вином,
перегонным вином, говорили ещё : зелено вино. Зелено ( ударение на О)  вино хлебное, перегонное, но, скорее всего, в старину  так называли, опять же,
наливки и настойки на основе водки;  это точно не сорокоградусная водка.
Зелено - происходит от слова  зелье ( трава, растение): т.е. зелено вино
писалось первоначально зельено вино и означало настойку на различных травах.    То были старинные ячные  и медвяные питья,  которые славне вынесли из своей арийской прародных и пили с тех пор в течении  нескольких веков,
вырабатывали свою культуру; брага. мёд, пиво, квас - хмельной напиток.
Брага называлась хмельной, пиво бархатным, мёды стоялыми, крепкими,
квасы медвяными. Известия об этих питьях идут от самой ранней поры
 исторической жизни народа.

И несмотря на порушенный строй жизни, продолжали  славиться своею
роскошью вплоть до XVIII века.
В 1670-1726 гг. И. Т. Посошков человек разносторонний, занимался
винокурением, писал:
- А нас, россиян благославил Бог хлебом и мёдом и всяких питей довольством; водок (настоек) у нас такое довольство, что и числа им нет; пива у нас
предорогие (по качеству), и  мёды у нас преславные варёные, самые чистые,
 что ничем не хуже рейнского, а плохого рейнского и гораздо "лучше". Было в употреблении и виноградное вино, известное на Руси ещё в Х веке и
 доступное даже простям людям.

-    Ной после потопа вновь  начал возделывать землю под  виноградник....
Но привело это к серьёзным для истории человечества последствиям:
"И выпил он вина, и опьянел, и  лежал обнажённым в шатре своём.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и выйдя рассказал двум
братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду , и, положив её на плечи свои,
пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего, и узнал что сделал над ним меньший сын его;  и сказал: " Проклят Ханаан; раб рабов
 будет он у  братьев своих" - (Бытие 9:21-25).
По Библии Ной был человеком праведным и непорочным .(Бытие:9),
такая характеристика в любом обществе предполагает умеренность и воздержание от излишеств.
             
               
Хмельные питья, пиво, брагу и мёд всякий варил   себе сколько ему нужно
 для обихода; в иных случаях варили питья семьями, миром, и то были
мирская бражка, мирское пиво, как это делалось у немцев проживающих в
Новгороде. У людей зажиточных заведены были медуши ( погреба), где
стояли бочки медов, пив и иностранных вин
Богатые погреба домашних питей существовали до второй половины XVII в.
Пиво годовалое держали в погребах(на снегу, со льдом).
 Как  всякого дорогого гостя, так и князя города встречали честию "с хлебом и
 с мёдом".
При этом строе жизни пьянства в домосковской Руси не было, - не было его,
как порока,  разъедающего народный организм. Работающий человек на Руси не пил. Некогда было: хозяйство, дети...
   Питье  состовляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древнерусским граммотником в уста  Владимира "Русь есть веселье пити, не можем без того быти".
         
      3.  Черты  старинной жизни русского народа.
        По свидельству Начальной летописи русская земля издавна имела свой
 наряд, (порядок)  ,  жила по обычаям своим и по закону отцов своих.
Ни мужиков, ни крестьян тогда ещё не было, а были ЛЮДИ - имя, которое
 живёт и по сей день (люде - народ); был народ, владевший землю и состоя-
вший из мужей и пахарей ( ратай, оратай) . Почтенный всеобщим уважением,
ратай имел возможность мирно заниматься трудом, братски протягивая руку
князю и книжному мужу, и вместе с ними обустраивать землю.
Строй земской жизни проявлялся в том весёлом единении народа и князя- государя, которого мы встречаем на пирах  Киевской Руси, древней Польши,
ещё жившей по славянски, в Чехах,..во всей славянщине  общины и миры,
 города и сёла сходились на игрищах, собирались на братчины, пиры и беседы
которые, по старой памяти, доселе ещё именуются у народа почётными и
 честными.
      Прошли века, совершилось многое, и ту же поговорку "учёные"  стали
приводить в пример пъянства, без которого будто бы " не можем быти...".
    Но на Руси никого никогда не заставляли пить. 
Из правила есть исключение, Пётр 1 и его Всешутейный всепьянейший  собор - мерзкая пародия на церковь и её обряды.
 Владимир Мединский- профессор МГИМО МИД РФ, доктор  политических
наук в своей книге "О русском пьянстве, лени и жестокости.
Мифы о России", по полочкам разложил "Сумасброднейший, всепьянейший
всешутейший Собор"- так официально и полностью называлось это учрежде
ние... Собор  был своего рода " общественной организацией", и имел даже
свой устав.  В этом клубе Пётр тоже имел скромный чин - дъякона.
Главное требование устава было просто: "Быть пьяным во все дни, и не
ложиться трезвым спать никогда"...
Писать о дикости, стоит ли?  Вроде бы и так всё ясно. Пётр начал и
 покатилось ... -  с грустью отметил В. Мединский.

     4. Алкоголь
     Воспользуемся статистикой  магистра общественного здравоохрарения
Татьяны Кудашовой о состоянии  современного алкоголя  XX1 века -
По статистике в России 2/3 взрослого населения употребляют спиртные
напитки.
Количество алкоголиков в нашей стране превысило отметку  5 млн.человек.
Всё более и более актуальна проблема детского алкоголизма.
Третья часть парней и пятая часть девушек старше 13 лет употребляют
алкоголь ежедневно.
Пик массового употребления алкоголя в России сместился в возрастную группу 14-15 лет.
По мнению врачей, большей части этих молодых людей в скором будущем потребуется лечение от алкоголизма. Ведь молодой организм особенно 
склонен к привыканию.
От алкоголя в России ежегодно умирают приблиз тельно 500 000 человек.- от сюда и все убийственные пагубные последствия!
 Существуют  эмоционально-психологические причины -
Традиция - В нашей стране принято все праздники отмечать рюмочкой-
-второй, а после "первой" не закусывают....
Для здоровья - Многие пьют, якобы, в оздоровительных целях-либо
 в лечебных, либо в профилактических  ( в том числе и "для аппетита")
Физиологическая причина.
Химическая зависимость - когда  состояние "под градусом"  становится для
человека постоянным, он начинает физически ощущать зависимость от спиртного.
Алкоголь превращается в наркотик!
             Все  об этом знают, но если бы  этот молодец учился на своих ошибках, куда бы не шло. Но, наступает вновь на грабли...
  И  люди продолжают беспечно говорить: " Ничего страшного не
произойдёт, если ты сегодня выпьешь".
         И вновь приведу  Ибн Сина  - (латинизированное -Авиценна)
прекрасные  поучительные рубаи:
" Прекрасно чистое вино, им дух возвышен и богат,
Благоуханием оно затмило розы аромат.
Как в поучении отца -  в нём горечь есть и благодать,
Ханжа в вине  находит ложь, а мудрый - истин щедрый клад.
Вино разумным не во вред, оно - погибель для невежд,
В нём яд и мёд, добро и зло, печалей тень и свет  услад.
Наложен на вино запрет из-за невежества невежд,
Безверием расколот мир на светлый рай и мрачный  ад.
Какая на вине вина за то, что пьёт его глупец,
Напившись, пустословить рад и, что ни скажет, невпопад....."

     Приведу и стих античного поэта Анакреонта:
    
.....Принеси мне чашу, отрок,  - осушу её я разом!
Ты воды ковшей с десяток в чашу влей,  пять - хмельной браги,
 и тогда, объятый Вакхом, Вакха я прославлю чинно.
Ведь пирушку мы наладим не по-скифски:  не допустим
Мы не гомона, ни криков, но под звуки дивной песни
Отпивать из чаши будем.


     5.  После перестройки
     После разрушения Советского союза, на книжных прилавках, на уличных палаточках появилась всевозможная литература на любой вкус. Вкусы у
народа были  в этот  момент самые разнообразные.
Типографии не скупились на издание красиво оформленных изданий и
 классиков и фантастики, и триллеров и  разной макулатуры.
Жизнь народа в корне поменялась.Люди не знали как дальше жить, где
работать, пенсионеры задумались:" быть или не быть".
В такие дни хотелось узнать, не только информацию по ТВ, в которой
правда на половину, но и посмотреть,что же пишут. Книга "История нищенства на Руси" была как раз кстати. Продавец взглянул на меня, и сказал: "Она очень дорогая для вас, смотрите".  Я продолжала рассматривать красиво
иллюстрированную книгу, спокойно сказала, что книгу покупаю.
Продавец,  знающий цены на книги, предложил с радостью другую книгу " Историю кабаков  в России" . "Это будет дополнением к вашему интересу
 к нищим, как я вижу. Купите, не пожалеете".  " Да, да,  мне интересно- говорю - я хочу написать и о нас современных". Сказано сделано.
Время шло, перед глазами долго лежала эта нищая братия, а я всё ждала каких-то перемен. Не дождалась. Но дождалась, когда увидела В.Р.Мединского книгу " Мифы о России", в которой он с гордостью пишет о своём народе,
 да, пусть, такой же выпивоха, как и иностранцы, но с какой любовью
 за народ, за русских, которые смеются сами над собой по простоте
душевной, а получается на зависть  врагам;  так Мединский мне помог
 превозмочь мою печаль за нищих , и продолжить  к размышлению 
и написанию литературного обзора о нашей, пока что беспросветной, жизни.

 

           ********
      Что-то мне не по себе
      И тревожит это.
      Я пою о красоте,
      Но мешает кто-то.
      Время, время, не серчай,
      Ты другим ведь стало.
      Что случилось? Отвечай!
      Что на всех напало?
      Дети, внуки увлеклись
      Травкой, наркоманят
      И бомжами нареклись -
      Жизнь такая манит.
      "Было, было" - говорят-
      "Пройдено этапом".
      Всё равно скажу я - яд
      Перешёл в масштабы.
      И в отчайности кричу,
      Бога призываю,
      Чтобы дать отпор бичу,
      Он нас бьёт, терзает.
      Бьёт наотмашь посильней,
      Чтоб душа угасла.
      Молодую побольней,
      Чтоб исчезла часом.
      Люд честной, поверьте, нет!
      Не было в помине,
      Век за веком,  тысяч лет
      Деток не травили.
      Что-то мне не по себе,
      Жить так стало сложно.
      Я пою о красоте,
      А закат тревожный.

Литература: История нищенства на Руси -А.И.Свирский, С.В.Максимов-2009
История кабаков в России - Иван Прыжов-2009
О русском пьянстве, лени и жестокости. Мифы о России -
Владимир Мединский, 2009 г.
(газета "Ваши ключи к здоровью" N3(51), 2015 - Татьяна  Кудашова,
магистра общ-ого здравоохрарения)
Книга Ибн Сина ( Абу Али  Хусейн ибн Абдаллах),Узбекистан,1981 г.

     26.X1.2013 -  08.2016 гг.