Воспитать гражданина

Сергей Кокорин
Цивилизация держится на том, что она требует от людей, а не на том, чем она их снабжает.
Сент Экзюпери

Негуманно требовать от человека невозможного, но также негуманно ничего не требовать от него.
О.Н.Козлова

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.
В.Г.Белинский

Современное социально-экономическое и политическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить и саморазвиваться в современных условиях, которые требуют формирования личности, характеризующейся гражданской культурой, гражданским сознанием, компетентностью, потребностями гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, совестливостью. Воспитание гражданственности одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращённую к человеку.

В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласование целей государства, общества и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей воспитания гражданина. В то же время необходимо отметить, что процесс переоценки ценностей, поиск новых нравственных ориентиров с обязательной необходимостью обуславливает обращение к опыту отечественной системы образования, поиску тех основ воспитания, которые раскрывают сущность воспитания личности, уважения к идеалам гуманизма, коллективизма, ценностного отношения к уникальности человеческой идвидуальности.
Маркс говорил: «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди – это продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми».

Именно поэтому при определении нравственных ориентиров воспитания гражданина нам не обойтись без анализа исторической, социально-экономической и геополитической ситуации, в которой живёт сегодня наше государство и общество, рассмотрев её в системе координат «личность – социум (общество, государство) – природа».
В 21-ом веке Россия вновь стоит перед необходимостью решения тех же трёх громадных геополитических и цивилизационных задач, что и четыреста лет назад: выход к Балтике, собирание русских земель и выход к Чёрному морю, оформление чётких границ на юге и юго-востоке, стабилизации западных границ, признание наших границ на юго-западе  (полуостров Крым), удержание сферы своего культурного воздействия. А теперь к этому добавилась необходимость закрепления арктических границ.

Возрождение России прямо вытекает из возрождения русского языка, русской культуры, как языка и культуры государствообразующей нации. «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от этого ущерб». Эти слова сказаны тысячи лет назад Аристотелем, но кто оспорит их актуальность сегодня?
Базовые ценности жизни народа сформировались всей историей. Они закодированы в духовной культуре. Это и определяет особенности национального сознания и воспитания.

Народ жив, пока жива, защищена его культура, его язык, его духовность. Лишившись их, он перестаёт быть народом. Утратив своё национальное своеобразие, он теряет ощущение опасности своему существованию. Тогда-то его ценности и подменяются ценностями поработителей. И наступает духовное рабство. Вот мощный посыл воспитания патриота и гражданина. И если мы хотим смотреть на мир без розовых очков, то необходимо осознать: далеко не все в окружающем нас мире будут счастливы от того, что возродится Великая Россия. Сегодня это заметно, как никогда.

Всё вышесказанное и вызывает культурную агрессию Запада. Агрессию рационализма и бездуховности. На Руси общее патриотическое чувство возникло гораздо раньше, чем политическое, экономическое или культурное единство населявших её народов. Поэтому все недруги России старались в первую очередь разрушить это чувство. Поэтому американский глобализм сегодня пытается не просто эксплуатировать Россию, а стремится, уничтожив её государственность и подавив суверенитет, разрушить основы существования российских народов, чтобы они растворились в других этносах и превратились в духовную колонию. Об этом мы не должны забывать, реформируя нашу систему образования и воспитания. И бережно относится к нашим традициям и к нашей истории. Потому что Россия не просто страна, Россия – сама по себе цивилизация, располагающаяся на огромной территории со сложными климатическими и природными условиями, не раз показывающая миру пример самовыживания даже в  экстремальных условиях, поэтому у неё другие ценности в почёте. Та же соборность, солидарность, взаимопомоществование, общность (коллективизм), особое отношение к государственной власти имеют глубокие корни и вырабатывались веками.

Ещё десять лет назад в одном из своих ежегодных Президент Российской Федерации В.В.Путин говорил: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку,  к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

На сегодняшний день в России утверждено три линейки учебников по истории. Ещё совсем недавно счёт их шёл на десятки. Ежегодно предлагалось от 40 до 80 вариантов. Издательства выпускали их миллионными тиражами, получая гигантские прибыли. Многие учебники нашей Родины писались на иностранные(!) гранты (Сорос и пр.), где авторы вместо объективного освещения истории обслуживали интересы заказчиков.  В этом месиве учебной литературы величайшие исторические события: Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая Отечественная война, распад Советского Союза интерпретируются и толкуются с диаметрально противоположных точек зрения. «Каша в учебниках – каша в головах» (В.В.Путин).

Многие страны имели в своей истории революции и войны, и все они были кровавыми, но это не мешает им именовать их великими и уважать свою историю.
Наши либералы как-то выборочно предлагают брать пример с США. Почему, например, мы не берём пример в отношении собственной истории, патриотизму, уважению к государству? Там 2-3 варианта учебников, которые, пусть не всегда объективно, зато гарантированно патриотически освещают собственную историю. Ведь эти издания должны способствовать воспитанию граждан-патриотов, а не подбрасывать школьникам сомнительные и сумасбродные толкования исторических событий «учёными» с радикальными взглядами.

Древние философы говорили, что следует отстранять от ушей и глаз детей, всё то, что не соответствует достоинству человека. Думается, что топтание собственной истории как раз и не соответствует этому достоинству. Тем более что дети – это завтрашние судьи наши, критики наших воззрений и деяний. А главное, что завтра они придут на наше место и займутся реализацией стратегических планов по обустройству страны. Что они будут делать, как будут делать, зависит от их воспитания. Вспомним потерянное поколение двадцатых годов прошлого века. Беспризорники, которых по распоряжению Ф.Э.Дзержинского отловили на вокзалах, чердаках и в подвалах, в тридцатых годах пополнили состав кадров, которые «решают всё». Отчасти, не потому ли так легко покатилось колесо репрессий по стране, что в своё время были изъяны в воспитании этих кадров? Сегодня в работоспособный возраст вступают те, кто рос и воспитывался в «лихие девяностые». Непрофессионализм и некомпетентность молодых специалистов уже никого не удивляет, также как массовый отъезд молодёжи в столицу и за границу. Поэтому важно осознать, что сегодняшние школьники -  это люди, которые завтра выйдут в мир на великую работу строительства нового гражданского общества и возрождения государства Российского.

Нельзя всему научить, всё рассказать, всё разместить в памяти ученика, но одно учитель обязан – указать дорогу. То есть сформировать убеждения – этот стержень духовности человека. Основа убеждений, конечно же, знания, но они имеют и волевой компонент, деятельное отношение к жизни, то, что мы называем активной гражданской позицией. Сформировать убеждения – это значит ещё и сформировать нравственность – кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать и долг. Свой гражданский долг. Сегодня это крайне важно.

А потому школа должна быть не «фабрикой образования», но заниматься и душой ребёнка. Вокруг настоящего педагога облагораживаются детские души и чем более он педагог, тем глубже и шире он действует на детей. Русский философ Иван Ильин говорил, что основная задача воспитания, не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца. Обогащённая память и подвижная мысль при мёртвом и слепом сердце создают ловкого, но чёрствого и злого человека. И в итоге получается умный грамотный индивид, но не гражданин.
Человек создан не только из материи,  у него есть душа и разум. И этот разум имеет такое право на жизнь и развитие, как и тело. Таким образом, право на образование и воспитание представляет собой фактически право на духовное существование. «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок – значит, ты воспитатель» (Ш.Летурно).

В начале было слово. Потому душа человеческая всё воспринимает через слово. Важно говорить с ребёнком на гражданско-патриотические и другие темы честно и открыто. Напрасно порой считают, что детям это неинтересно. Большинство, особенно подростки, жаждут таких разговоров. При этом педагогу-воспитателю важно осознавать, кто он есть в глазах детей. Это предъявляет большие требования к самому себе. «Тот, кто хочет хорошо воспитывать ребёнка, обречён всегда придерживаться справедливых взглядов» (Оноре де Бальзак).

Родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребёнку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы.
Антон Семёнович Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Важно не только помочь будущему гражданину сделать что-то ценное и важное, но и предоставить быть хорошим, добрым, при этом, чтобы он осознал, что это важнее, чем игрушки за компьютером, что это нормально.
Нормальный человек – это человек, который любит и готов жертвовать чем-то ради другого, который хочет знать смысл своей жизни и ищет его, который ответственен перед собой и другими людьми за свои поступки и свою жизнь, который понимает свою ответственность перед прошлым и будущими поколениями. Это – гражданин своего Отечества.

Нормально, что любое воспитание связано с ограничениями, даже воспитание злодея связано с ограничениями в восприятии добра и любви. Так же любое воспитание есть послушание. В норме личность развивается в направлении большей упорядоченности строя души, когда низшее в человеке подчиняется высшему. Наоборот, непослушание, хаос и свобода без ответственности – это беда для человека и общества. Вообще свобода сама по себе ценностью являться не может – это всего лишь дешёвый лозунг «оранжевых» революций, ведущих к хаосу, всевластию националистов, религиозных фанатиков и террора.

Нормально, что любое воспитание невозможно без примеров гражданского мужества и героизма: в нашем Кетовском районе получило развитие кадетское движение, и воспитание ребят в кадетской форме невозможно представить без рассказов о героях нашего Отечества: героях Великой Отечественной войны и других исторических сражений за независимость нашей Родины. Тем более, что страна отмечала такие знаменательные даты, как 280-летие Александра Васильевича Суворова и 300-летие Полтавской битвы (2009 год), 400-летие народного ополчения Минина и Пожарского (2011 год), 200-летие Бородино (2012 год), 70-летие Победы в Великой Отечественной войне (2015 год). В период с 2005 по 2013 год в районе десяти школам были присвоены имена героев-земляков и трём библиотекам имена краеведов и писателей.
Сегодня ни для кого не секрет – существует опробованный уже приём: чтобы лишить народ чувства гордости за своё героическое прошлое, чувства патриотизма, чтобы унизить народ, нужно развенчать, унизить его героев или замолчать их, будто их никогда и не было.

Героев в нашем Отечестве тысячи и тысячи. Пример приведём один – великого гражданина, патриота генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, 135-летие со дня рождения которого отмечали в 2015 году. Он сибиряк. Своё первое образование получил в городе Омске, с отличием закончив Сибирский кадетский корпус. Он воевал в русско-японскую войну, Первую мировую, Гражданскую, советско-финскую, Великую Отечественную. Согласитесь, не много людей найдётся в истории нашего многострадального Отечества с таким послужным списком. Ведь война – это предельное испытание духовно-нравственных, моральных и физических сил человека. Дмитрий Михайлович Карбышев прошёл через пять. Всё вынес, всё одолел и всегда был примером безупречного выполнения воинского долга, верного служения Отечеству. И принял мученическую смерть в фашистском плену, отказавшись от сотрудничества с врагом. Вербовщики вермахта после более чем трёхлетних усилий его завербовать дали заключение: «Карбышев оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Считать безнадёжным в смысле использования его у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела». Согласитесь, что такая характеристика заклятого врага – это особо почётная характеристика. Поэтому имя его будет вечно в нашей памяти рядом с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова, Александра Суворова, Георгия Жукова – великих граждан Великой России.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В обществе состояние устойчивости возникает как результат непрерывного воспроизводства социокультурного процесса, который с одной стороны  требует защищённости воспитания от теоретической безграмотности, а с другой стороны – от установления некой обязательной единой теории воспитания, под которую нужно было бы подгонять процесс формирования каждого человека. Учёт обеих этих сторон особенно важен при осуществлении переориентации системы воспитания, при попытках её усовершенствовать.

Полноценное преодоление кризиса предполагает создание новой концепции развития российской системы воспитания, разрабатываемой с учётом общей картины развития культуры в начале двадцать первого века. Без такой концепции самые серьёзные национальные проекты и материальные затраты не приведут к радикальному улучшению системы воспитания. Ведь её неэффективное фунционирование вовсе не причина , а следствие, связанное с утратой обществом мировоззренческих и нравственных ориентиров.
 
Мировоззренческие и нравственные ориентиры общества – суть национальная идея. Вопрос о национальной идее поднимается  с завидным постоянством и всё время повисает в воздухе, потому что в своё время по совету американских «друзей» в Российской Конституции была записана норма о запрете государственной идеологии (понятно в каких целях). Но от этого сама идеология никуда не исчезла. Просто было освобождено поле для наступления право-либеральной идеологии, которую, как показали прошедшие четверть века наш народ отвергает, как генетически чуждую.
Сегодня педагог должен это учитывать, как и то, что в изменившихся социально-политических условиях интенсивно трансформируется представление о социальных ролях, меняются акценты, а также система престижности социальных положений. Эти изменения самым радикальным образом отражаются на процессе самовоспитания. Представители нового поколения всё чаще выбирают жёстко вестернизированную (прозападную) систему ориентиров на успех, но современный кризис преодолевается отнюдь не выстраиванием новой Вавилонской башни из американского ширпотреба. Для выхода из кризиса нужны личности, в которых развита способность к внутреннему диалогу, любовь к образу и абстракции, к идее и быту. Для личностей, овладевающих новой парадигмой самореализации, нет однозначно решённых вопросов, у них ситуация выбора постоянна. При этом свобода личности не может заменять её ответственность перед другими и за других людей.

Необходимо воссоздать свойственное именно российскому воспитанию стремление к безмерности нравственного и интеллектуального совершенствования. Такое воспитание будущих поколений поможет преодолеть трудности развития страны и создаст новый вектор притяжения народов других стран к России.