Дрема воспоминаний

Татьяна Ульянина-Васта
Но пусть не мнят ни друг, ни враг,
                Что взял с собой в могильный мрак
                Он мужество мое и силу.
                Свой меч, что непорочно-бел,
                Я вынимаю из ножон,
                Чтоб, алой кровью напоен,
                Как этот крест, он заалел...
                Лопе Де Вега. Фуэнте овехуна





Послушай, друже,
    расскажу одну забытую легенду.
Её, поверь мне, нахожу
    достойной слога - непременно.

В далёком прошлом
    суть седом,
         когда кресты алели красным,
Когда тот крест,
    что был мечом,
         был здесь не менее опасным,
В небесной плыни* корабли
    нередко люди замечали.
Защиту жившим здесь несли.
    Прожекторы слепили дали.

А жил по месту бедный люд.
    Огниво в печке, дом тесовый.
Конь да телега - весь прысуд*:
    Детишки, поле да коровы.

Но между тем под облаками,
    нiбыта* птицы, бог адкуль*,
Летали, мир слепя лучами,
    Угольники, сродни фигур.

Растворы* с крыльями казались.
    Надвершие - главою зубров.
В дубравах туры, всем на зависть,
    Как волаты* з былинав мудрых,

Перенесли свой Лик на вскрестье*
    (иль кто-то зрил, иль кто придумал)
Углов, круживших в поднебесье.
    Как перышко. Считай безшумно.

Такие чудеса видали
    над той землей,
Что Белой звали.
    Что знаем о давние той?





Прим.
плынь (бел.) - течение, поток, ток

прысуд (бел.) - всказъ (усказъ)

нiбыта (бел.) - словно, будто бы

бог адкуль (бел.) - неизвестно откуда, откуда ни возьмись

раствор - V

вскрестье - стык

волат (стараслав.) -  велии — вялікі, огромный



Описывается защитник (уицраор) белорусского народа. Воспроизводился в натуральном виде, как корабль, в виде перевернутой V (старославянская Л) c прожекторами на крыльях, в декорациях спектакля "Чорная Панна Нясвижа" (белорусский театр им. Янки Купалы).

На иллюстрации. Стилизованный - расколотый знак защитника.

В интерпретации:
Фара Витовта была взорвана 29 ноября 1961 года. Это был самый большой храм Гродно. Его построили по распоряжению князя Витовта в 1389 году сперва как деревянный, а при Стефане Батории, в ХVI веке, католическая святыня стала каменной. За свою историю костел не раз горел. После пожара 1889 года храм восстановили как православный Свято-Софийский собор. В 1918 году его снова вернули католикам, храм действовал как гарнизонный костел. Перед уничтожением здание использовалось как склад.
На месте взорванной  Фары Витовта установили скульптурную композицию в виде разрушенной арки.
Данную скульптурную композицию из камня выполнил скульптор Сергей Бильдюк. Торжественное открытие состоялось 7 июня 2014 года в 23:30.




продолжение http://www.proza.ru/2017/01/12/886