Записки библиотекаря

Вера Удалова -Киселёва
« Рай похож на библиотеку»- это сказал Борхес. Он прав. В течение  тридцати лет я захожу в свою интеллектуальную крепость, в свой сердцу милый рай и благодарю Всевышнего за то, что он дал мне эту профессию.
     Пусть в моей библиотеке холодно, зарплата - символ, нет почёта и славы, но я обладаю главным - возможностью заниматься любимым делом. Не перестаю восхищаться своими читателями: их у меня одна тысяча триста человек. Они разные, но каждый человек по- своему прекрасен, и все они мне дороги. Сегодня я расскажу вам о своём первом читателе, память о нём я храню уже долгие годы в своём сердце.
     Середина семидесятых годов прошедшего столетия. Я окончила училище культуры и приехала на работу в сельскую библиотеку, в отдалённый уголок земли Шекснинской. Меня ждали. Первый рабочий день. Распахивается дверь, и на пороге появляется молодой парнишка лет семнадцати. Большие голубые глаза, пшеничные кудри по плечи, озорная улыбка. Это был Андрюшка, местный паренёк, работал в колхозе на тракторе.
    Всё свободное время Андрюшка проводил в библиотеке. Читал много, запоями. Главная любовь - техника. Книги о тракторах, машинах всегда мелькали в его руках. Своего  «боевого коня» держал в полном порядке. Неравнодушен был к животным. Дворняжка Шарик преданно ждал его у библиотеки. Как-то копается в отделе медицины. Спрашиваю: «Заболел?». Отвечает с неизменной улыбкой: «Лечу Шарика, прихворнул».
     Он  умел думать, рассуждать. Помню, вынужденно списывала из фонда книгу В. Некрасова «В окопах Сталинграда», Андрюшка яростно доказывал, что нельзя это прекрасное произведение убирать.  У него было чутьё на хорошую книгу.  Любил беззаветно Есенина, многие стихи знал наизусть. Мечтал о море. Книги  Новикова - Прибоя, Пикуля, Конецкого  читал по ночам, а на другой день делился своими впечатлениями. Андрюшка умел дружить: таскал в библиотеку охапки полевых цветов, отдавал и смущённо говорил с улыбкой: «Я подхалимничаю, чтоб хорошую книгу из новинок оставили».
    А потом был Афганистан. Письмо от 28.05.81 « Привет из ДРА. Здравствуйте самые лучшие библиотечницы - аптечницы.  Как живут мои любимые книги? Я так скучаю по библиотеке…»
Этот мир без тебя
Перечёркнут ракетой.
Но погибшим друзьям не закончился счёт….
Андрюша! Ты жив в памяти своих «библиотечниц», ты лучший!
   Сегодня я выдаю книги очень умным мальчикам и девочкам 21 века. Это поколение СМИ, компьютеров, МРЗ - плееров со встроенными камерами и цифровыми диктофонами, мобильников и видиков . А как же книга? Что стало с нашим чтением?
   Горько от того, что наше время не расположено к настоящей культуре, к хорошей, умной книге. У нас была самая читающая страна, у нас был серьёзный, думающий читатель, мы имели художественный вкус. Пользовались огромным спросом Толстой, Шолохов, Астафьев, Айтматов. А сегодня? Статистика говорит: более трети жителей столицы(!) вообще не читают, а 40 процентов - от случая к случаю, домашнюю библиотеку имеют всего 4 процента москвичей.
 Примерно такая же картина и у нас. Что читают молодые? Ответ прост: программные произведения, чтоб ответить на уроке литературы и потом забыть прочитанное. Печально, когда на канале ТНТ, в одной из программ студенты столичных  вузов не вспомнили, как звали няню Пушкина, а на цитируемую фразу: «Уж полночь близится, а Германа всё нет», отвечают: «Это Гоголь». Я сразу вспоминаю сельского паренька Андрюшку из советского далёка . Он бы ответил!
В правительстве Москвы готовится специальная программа поддержки чтения. У нас на Вологодчине проходит конкурс «Вологда читающая». Это год русского языка, год Чтения. Наверное, не случайно. Книга нам нужна сегодня как воздух. Никакие компьютеры не могут заменить прелесть чтения, волшебный мир единения мира писателя с читателем. Пусть наша страна снова будет самой читающей в мире. Верю, появятся в моей библиотеке и новые Андрюшки. Только надо помнить:  рай похож на библиотеку.
                2007 год.