Муслим Магомаев Когда я даю слово, то это навсегда

Лариса Оболенская-Азбукина
Итак, мы расстались, когда Муслим Магомаев в девятилетнем возрасте оказался в Тверской области, в городе Вышний Волочек, куда его привезла мама. Здесь он встретился с прекрасным педагогом Валентиной Михайловной, которая не только преподавала музыку, но и обрабатывала музыку для спектаклей, руководила хором… К тому же Валентина Михайловна первая отметила, что ее ученик трактует музыкальное произведение по-своему: «В девять лет иметь свое музыкальное мнение, — сказала она про меня на экзамене, после которого я перепрыгнул сразу через класс, — это совсем неплохо и ко многому обязывает». Я и сам чувствовал, что учусь здесь, в Волочке, лучше, чем в родном Баку. Может быть, и потому, что русский мороз как следует проветривал мозги?» (из книги М.Магомаева «Живут во мне воспоминания»). Здесь Муслим полюбил и театр и музыку…настолько, что решил даже поставить свой спектакль, правда кукольный, собрал ребят, вылепил кукол, из почтовой коробки смастерили сцену, написали текст для пьесы и как в настоящем театре продавали билеты. но вместо денег платили фантиками от конфет. Спустя много лет, будучи известным певцом, Муслим Магометович приедет навестить этот город – «свое русское детство». Навестит любимую учительницу Валентину Михайловну, посидит за партой в классе, и конечно споет концерт в городском саду. Бесплатно. Еще добавлю, в каком бы городе Муслим не был, он всегда писал письма любимой учительнице: «Дорогая Валентина Михайловна, пишу Вам из…» Он никогда не забывал своих учителей и всегда с благодарностью отзывался о них.

Но вскоре Магомаев вернулся в родной Баку. Айшет, имея все права на сына, прекрасно понимала, что в семье старшего брата ее мужа ее сыну будет дано лучшее и воспитание, и образование. Ведь при постоянных разъездах по разным городам заниматься его воспитанием было бы просто некогда, да к тому же у нее образовалась новая семья, родилось двое детей и у Муслима появились брат Юра и сестра Таня. И вот после годового отсутствия Муслим вернулся в Баку. В свой теплый родной город. И он был всегда благодарен матери за ее поступок.

А теперь о главном деле жизни Муслима Магомаева – о пути к песне. Однажды Муслим увидел итальянский фильм «Молодой Карузо», озвучивал Карузо молодой Марио Дель Монако. И хотя пение уже заинтересовало юношу, этот фильм стал точкой отсчета. Он стал слушать старые пластинки, которые остались от деда: Карузо, Джильи, Баттистини. Патефонные иголки шипели при игре. И тогда Муслим придумал как сделать звук более мягким: он затачивал спички. Одна спичка – одна пластинка. Он не только прослушивал пластинки, он анализировал вокальные партии, брал клавиры и пел, пел все подряд. В 14 лет у него проснулся голос. Появился бас. Но юношеская стеснительность мешала ему открыть эту тайну педагогам и родственникам. И все-таки у молодого певца появился единственный слушатель – вахтер дядя Костя. Когда в музыкальной школе не оставалось ни учеников, ни педагогов, Муслим начинал петь, а дядя Костя очень внимательно его слушал, иногда делал очень точные замечания, при этом называя Муслима на «Вы» и спрашивая у него разрешения: «Можно я сделаю вам замечание?» Но вскоре он исчез из музыкального училища. Спустя много лет Муслим встретил Дядю Костю на улице и предложил ему материальную помощь, но он отказался от нее. И Муслим решил проследить и узнать где живет старик. Надеялся под дверь деньги подсунуть. А дядя Костя зашел в булочную и просит подарить ему кусок хлеба! Такой гордый человек был!

…Учебы шла своим чередом, но в то же время в училище молодежь организовала тайное общество меломанов. Они слушали не только оперные партии Большого театра, но и джазовую музыку. К тому времени Муслим уже сочинял музыку: пьесы и романсы на стихи Пушкина. Но в конце концов тайна пения Муслима была раскрыта и теперь на уроке музыкальной литературы он вместо пластинок пел арии и романсы. А вскоре и дома узнали о певческом даре Магомаева. Он со злости в ответ на насмешки сел за рояль и спел каватину Фигаро.

Началась ломка голоса и Муслиму стали запрещать петь. Но надо знать его. То, что делать нельзя, означало сигнал к действию наоборот. И он пришел в самодеятельность – Клуб моряков. Началась любительская концертная деятельность в Баку. И все-таки сомнения «петь или не петь» были. В Баку приезжал Большой театр и одна примадонна послушала Муслима, конечно ответ ее был «ничего особенного». А что еще можно было ожидать от солистки Большого театра... Дядя Джамал решил отвезти юношу в Москву, к специалисту, который не только в связках разбирается, но и в пении, Петрову. Магомаев нашел его на окраине столицы, здесь вердикт был утвердительный: «Только петь!». На Тверской (бывшей ул. Горького) была студия грамзаписи. И ее директор, услышав Магомаева, попытался рассказать о молодом человеке знакомому артисту Большого театра. Дал прослушать записи Муслима, но «баритон» Большого театра тоже посоветовал возвратиться в Баку и ни в какую консерваторию на поступать. Оказывается, в Большом театре великие актеры такие баталии разыгрывали за роль! Но время все расставило по своим местам. Муслим узнал цену объективности оценок в творчестве, позже он найдет и объяснение таким поступкам и поймет, что не все талантливые люди могут похвастаться доброжелательным отношением к другим талантам... Муслим вернулся в Баку, продолжал заниматься с педагогом по вокалу Сусанной Аркадиевной (учился у нее он с 15 лет), поет в концертах, сочиняет музыку, музицирует с друзьями.

В 1961 году Магомаева приняли в профессиональный Ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки становится лауреатом за исполнение песни «Бухенвальдский набат». Колесо славы повернулось в его сторону. Его фото на обложке одного из главных журналов в СССР «Огонек». В этом же году в Кремлевском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля Азербайджанского искусства, куда Магомаев приехал вместо заболевшего Рашида Бейбутова, его заметило и руководство страны. «Наконец-то у нас есть настоящий баритон!» - сказала министр культуры СССР Е.Фурцева. Уже в 1963 году 10 ноября состоится первый сольный концерт Муслима Магомаева в Концертном зале им.П.И.Чайковского. А дальше… дальше небывалая слава оперного и эстрадного певца, композитора – им написано много песен, музыка к кинофильмам и спектаклям. Муслим Магометович получил звание Народного артиста СССР в 31 год, а в 35 прекращает давать сольные концерты. До 1989 года он руководил созданным им же Азербайджанским государственным эстрадно-симфоническим оркестром. Кроме того, Муслим Магометович был прекрасным художником, собрал материал и написал книгу о своем любимом певце Марио Ланца. По воспоминаниям друзей Магомаев всегда старался помочь людям, хотя некоторые пользовались его бескорыстием. Его друг детства, которого он привез в Москву, которому он открыл путь на большую сцену, предал его, организовал травлю в желтой прессе, последней каплей стала история с квартирой Муслима в Баку, которую недруг отобрал в свою пользу. Мне неприятно об этом писать.

Муслим Магометович покинул сцену тихо, он просто перешагнул границу в мир тишины от оваций поклонников и восторга публики, занялся рисованием, лепкой. Открыл свой сайт, и каждое утро в 6 часов он приветствовал своих виртуальных друзей и знакомых. Его ник состоял из трех букв МММ – Муслим Магометович Магомаев. Своих друзей в интернете она называл ласково – «сайчата». Он даже пригласил некоторых из них на свой юбилей. Мне искренне жаль, что интернет я узнала только в 2009 году. А Муслима Магометовича не стало 25 октября 2008 года. Это невосполнимая утрата. Как артиста, как художника, как композитора и самое главное, как Человека! Человека с большой буквы!

Несколько цитат, характеризующих Муслима Магометовича:

«Профессия и профессионализм – не идентичные понятия. Профессиональная зрелость непременно предполагает и нравственную зрелость, гражданскую, обострённое чувство ответственности перед слушателями, зрителями, читателями, одним словом, перед теми, кому адресовано искусство. Если нет чувства гражданской ответственности, все умения, знания обесцениваются».

«Без вдохновения, горячей мысли, сердечного волнения настоящий художник не может творить.»

«Творчество - это всегда поиск своего лица в искусстве.»

«Голос у меня и вправду до сих пор здоров, но лучше уйти раньше, чем опоздать! Ведь я всегда пел о любви, а теперь переделывать свой репертуар на “песни старца”, не хочу».

Я не рассказала о большой любви Магомаева – Тамаре Ильиничне Синявской. Обязательно напишу, но чуть позже… Это очень интересная страница его жизни, в котором есть все и страсть, и борьба и творчество!