Cледопыт моря

Вячеслав Прытков
                «С  Л  Е  Д  О  П  Ы  Т        М  О  Р  Я».               
 
                «Если  бог  сказал, что  есть  пути  в  море, я  найду  их ….»

                Мэтью  Фонтейн  Мори

Вечером  17  октября  1839  года  переполненный  дилижанс  покинул  город  Ланкастер, штат  Огайо. Возчик, пожелавший  побольше  выручить  от  этой  поездки  разрешил  троим  пассажирам  забраться  на  крышу. Этим  рейсом  ехал  и  морской  офицер, 33 – летний  лейтенант  Мэтью  Фонтейн  Мори. Будучи  истинным  джентельменом, он  уступил  своё  место  молодой  леди, а  сам  составил  компанию  тем  троим  на  крыше. Ночная  поездка  загруженного  доверху  дилижанса  закончилась  неудачно, он  перевернулся. Мори  свалился  с  крыши  на  землю  и  сломал  себе  ногу. Почувствовав  сильную  боль, офицер  понял, что  с  морской  карьерой  придётся  распрощаться. Так  он  остался  хромым  на  всю  жизнь. Это  и  явилось  поворотным  пунктом  в  его  дальнейшей  судьбе  и  для  будущих  открытий  в  мореплавании.
Посвятивший  себя, как  и  его  старший  брат  Джон,  служению  морю  и  дальним  плаваниям, Мэтью  очень  переживал  по  поводу  своего  перевода  на  берег, на  должность  начальника  Архива  морских  карт  и  приборов  в Вашингтоне.
В  новом  для  себя  деле  он  предложил  собирать  информацию  от  капитанов  судов, надеясь, что  каждый  согласится  участвовать  в  таком  исследовании  морей  и  будет  регулярно  присылать  в  конце  своего  плавания  заключения  о  наблюдениях  за  морской  стихией  в  Национальную  обсерваторию  в  Вашингтоне  с  копиями  карт  и  лоциями, то  это  станет большим  вкладом  в  прогнозирование  поведения моря. Он  сблизился  с  коммодором  Уильямом  Грэйном – шефом  Бюро  Гидрографии, который  высоко  оценил  его  начинание. Мори  готовил  письма  к  американским  капитанам  с  просьбой  предоставления  различной  навигационной  информации  во  время  их  переходов. Затем  он  обратился  к  старым  корабельным  вахтенным  журналам, где  содержалась  огромная  кладезь  данных  о  ветрах, штилях  и  течениях  в  разных  морях  в  различные  времена  года. Систематизировав  и  обработав   эти  данные, Мори  хотел  передать их, как  руководство  для  нынешних  мореплавателей. Итогом  его  неустанной  работы  стало  исследование  «Карты  морских  ветров  и  течений».
Во  время  своих  исследований  Мэтью  скоро  обнаружил  главную  ошибку  в  маршруте  следования  от  восточного  берега  США  на  юг  к  Рио де  Жанейро  в  Бразилии. Мореплаватели  с  давних  пор  верили, что  необходимо  делать  большой  обход  на  восток, избегая  опасностей  берегов  Бразилии, входя  в  экваториальную  штилевую  полосу, на  что  уходили  недели  перехода. Мэтью  доказал, у  побережья Риу – Гранди – ду – Норти  есть благоприятные  течения, он писал: « Идти  смело и  если  нужно, лавировать  ближе  к  берегу». В  1848  году  капитан  Джексон  из  Балтимора  удостоверился  в  возможности  перехода  и  вернулся  на  35  дней  раньше, чем  ожидал.
В 1847  году  Мори  опубликовал  первый  лист  своих  «Морских  ветров  и  течений», касающихся  Северной  Атлантики. Его  исследование  океана  было  дополнено  в  1849  году  и  продолжено  на  листах  для  Южной  Атлантики, Индийского  и  Тихого  океанов  в  следующие  семь  лет. Появились  обработанные  графики  с  указанными  стрелками  направлениями  ветров  в  конкретные  месяцы, а другие  листы  были  разделены  в  тринадцатисантиметровые  квадраты  с  кругами, показывающими  силу  ветров. Листы  также  содержали  данные  о  температуре  океана, которую  существенно  формировал  Гольфстрим. Мори  объяснял, как  надо  пользоваться  листами: «Конечно, это  мог  быть  первый  переход  юного  навигатора… Для  рассмотрения  необходим  лист  ветров  и  течений… Он  раскроет  перед  ним  пути  тысячи  кораблей, предшествующих  ему… Такой  лист  покажет  опыт  пути  каждого  мореплавателя  через  ветра  и  течения, температуру  океана  и  варианты  выхода …»
Он  утверждал, что  используя  листы  и  указания  к  ним, переход  из  Нью – Йорка  к  Калифорнии  займёт  135  дней, вместо – 183. Плавание  из  Англии  в  Австралию  сократится  со  124  до  97  дней, а  обратный  переход – 67  вместо  124. 
В  1853  году  главные  морские  державы  собрались  на  конференцию, на  которой  были  приняты  для  использования  методы  Мори. Успех  «Карт  морских  ветров  и  течений»  превзошёл  все  ожидания. Мореплаватели, пользуясь  наставлениями  Мори, значительно  сокращали  время  своих  переходов, учитывая  силу  ветра  и  направления  течений, избегали  опасные  места. Исследователь  доказал, что  океан – это  динамическая  система, и  его  работы  в  этом  направлении  дали  толчок  к  рождению  новой  науки  -  океанографии. Ему  бесспорно, как  первооткрывателю  принадлежит  изучение  океана  в  целом, а  в  своей  «Физической  географии  морей»  он  дальше, чем  кто – либо  другой  пытался  обобщить  и  свести  в  теорию  все  сведения  об  этом. Книга  была  опубликована  в  1855  году  и  вскоре  издана  на  многих  языках, в  том  числе  и  на  русском.
Кто  знает, возможно, и  избежал  бы  встречи  с  сильнейшим  штормом  ХIX  века, а  затем  и  гибели  большой  корабль  «Royal  Charter»  с  железным  корпусом, если  бы  его  капитан  Томас  Тейлор, пользовался  наставлениями  Мэтью  Мори  о  всех  происходящих  процессах  до  него. Результатом  трагедии  стали  сотни  погибших  пассажиров  вместе  с  экипажем.
Мэтью  Мори  был  глубоко  религиозным  человеком  и  молился  каждый  день. Упоминанию  в  Священном  Писании  о  «морских  стезях», о  существовании  морских  путей  он  посвятил  свои  многолетние  труды  и нашёл  эти  морские  дороги, ставшие  надёжным  ориентиром  для  мореплавателей  всего  мира.   

10  января  2017  года.                Вячеслав  Прытков.