Экскурсия в кабину Ан-2. Центральный пульт

Василий Васильевич Ершов
       На центральном пульте расположены: УКВ-радиостанция,  указатель положения закрылков, указатель положения створок маслорадиатора, рычаги управления двигателем, управление триммерами, закрылками и створками маслорадиатора и капота.
        Радиостанций на самолете две. Ультракоротковолновая, УКВ, предназначена для ближней связи, в пределах 150-200 км, в зависимости от высоты полета. Коротковолновая, КВ, для дальней связи, она расположена на старых самолетах в салоне справа, за вторым пилотом, а на новых – за пределами салона, в хвостовой части. Управление УКВ-станцией простое: набрал частоту в окошечке – и говори, слышимость прекрасная. А вот КВ-станция заставляла пилота выходить в салон и кропотливо ее настраивать; связь же по ней была как в испорченном телефоне.

        Рычаги управления двигателем установлены на одной оси в ряд. Слева направо: рычаг с синей головкой – регулировка топливной смеси; Г-образный большой – сектор газа; рядом, рычаг с белой головкой – шаг  винта; зеленый рычажок – обогрев карбюратора; красная головка – рычаг останова двигателя.
        На торце головки сектора газа, под откидной крышечкой, встроена кнопка выпуска закрылков – аккурат под большой палец левого пилота.. Выпуск контролируется по левому прибору впереди: 0, 15, 30 и 45 градусов.
        Уборка закрылков производится черной кнопкой в левом нижнем углу пульта, обозначена надписью «закрылки вверх». Кнопочное управление позволяет выпускать и убирать закрылки импульсами, на любой угол.
         Вот эта блестящая железочка, что подклепана сзади в торцах щелей под рычаги газа и шага винта, – это, видать, за период эксплуатации на лыжах пилоты так надергались этими рычагами, резко меняя обороты и шаг винта, чтобы рывком стронуть примерзшие лыжи, – что прорезали задний край щели… да и эту накладку уже маленько прогрызли.
        Рядом с кнопкой уборки закрылков, под дужками, расположен нажимной переключатель триммера руля высоты – тот самый, что по карте «триммер взлетный».
        Триммер – это такой маленький руль, пластинка, на задней кромке любого большого руля – руля высоты, руля направления или элерона. Он может отклоняться электромеханизмом, при этом на большом руле создается сила, стремящаяся отклонить руль в противоположном направлении. Если пилот чувствует, что для удержания самолета требуется все время прикладывать усилие к органу управления (штурвал, педали), он отклоняет триммер – при этом руль сам стремится к нужному положению, и усилие на органе управления потихоньку пропадает. То есть, триммер создает пилоту комфортные условия пилотирования, когда самолет летит вроде как сам  и только чуть-чуть, пальчиками, надо ему помогать.
         Перед взлетом на Ан-2 полагается двумя нажатиями дать триммер на пикирование – чтобы самолет на разбеге чуть стремился поднять хвост перед отрывом. Но не отрывом хвоста от самолета, а отрывом машины от земли. Этапы взлета называются: разбег, отрыв, первоначальный набор; на посадке – выравнивание, выдерживание, приземление, пробег.
        Рядом расположены такие же переключатели триммеров руля направления и элеронов. Причем, нажатие рассчитано в ту сторону, куда указывает здравый смысл: если надо опустить нос – нажатие вперед; если задрать нос – нажатие назад; так же и с направлением, и с кренами. Точно как движение штурвала. Даже, бросив управление, можно одним только триммером двигать руль, а с ним и штурвальную колонку.
        Были случаи рассоединения штурвала и руля высоты, и пилоты умудрялись, управляя одним триммером, с неподвижным, бесполезным штурвалом, приводить самолет на аэродром и совершать посадку.
        Нейтральное положение триммеров указывается загоранием  зеленых лампочек с соответствующими надписями.
        В правом углу пульта стоят нажимные переключатели управления створками капота и маслорадиатора. С капотами понятно: при перегреве двигателя створки открывают, их хорошо видно в лобовое стекло; при переохлаждении прикрывают.
        А температуру масла регулируют створками маслорадиатора, он подвешен под двигателем, в таком цилиндрическом кожухе. Зимой створки всегда прикрыты, а в сильные морозы его туннель на стоянке закрывается специальной подушкой красного цвета, которую иногда забывают снять перед вылетом, особенно на какой-нибудь дальней посадочной площадке. Масло после взлета греется, пилот с мокрой спиной быстренько крутит разворот и садится обратно, с тревогой следя, как стрелка подходит к опасной границе перегрева. Вот поэтому в контрольную карту и включили пункт «подушка на борту».
        На случай отказа бензонасоса сбоку от левого пилота внизу установлен ручной насос с длинным рычагом; любой пилот способен, перегнувшись через подлокотник схватить его и качать, качать… а двигатель кашляет и трясется… но все же тянет.

                *****

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/10/1156