В одну телегу впрячь не можно... Часть 3

Иван Краснов 2
Итак,на следующий  рабочий день Ольга, как и все  служащие академии,ровно   в  9.00   утра  пришла на  работу.Начальник  кафедры собрал весь коллектив  в  большой  аудитории; Ольга  тоже  вошла   в  эту аудиторию  и скромно  заняла  место  за  передним  столом  зала. Поздоровавшись   со  всеми,  Геннадий  Иванович    представил  коллективу  кафедры    Ольгу  Ивановну Шумилову, секретаря  кафедры общественных наук.  При  этом  он  предупредил  преподавателей,  что  все   печатные  работы  Ольга  Ивановна   будет  выполнять  только  по  распоряжению   начальника  кафедры, а  в  его  отсутствие  -  заместителя.

Замечу,  что  на  кафедре у  нас  уже   работали   две  женщины.  Одна из них - заведующая  кабинетом Лариса  Ивановна;  её  можно  было  назвать  уже  ветераном  кафедры,  так  как   её  стаж работы на  кафедре  был  около  десяти  лет, женщина лет сорока с  высшим гуманитарным  образованием.  Лариса  Ивановна  хорошо  знала  все  управленческие  структуры  академии,  быстро  решала  все  вопросы   по     организации   учебного  процесса  на  кафедре.  Хорошо  ладила  со  всеми  преподавателями  кафедры.

Остальные сотрудники кафедры – это как старшие  офицеры  с  большим  трудовым  стажем   преподавания   в  военных   вузах,  так и  офицеры  в  запасе и  отставке,  которые  после  ухода на  военную  пенсию  продолжали  трудиться  в  академии. Коллектив  кафедры  общественных наук имел  высокий  авторитет  в  академии, наши  педагоги  вели  не  только  занятия  со  слушателями, но и  часто  выступали  с  различными  лекциями  перед   коллективами  других   кафедр  академии. Многие  преподаватели   кафедры  активно  работали   в  обществе   «Знание"   города, выступали  с  лекциями  на  предприятиях  и    учреждениях Ленинграда, их имена   были  хорошо  известны   в  трудовых  коллективах  города.

Так, наш  профессор-экономист  Александр  Иванович был   нештатным  лектором  городского   комитета  партии;   он  глубоко  знал  экономическое  положение   страны  и  зарубежных  стран.    К   большому  сожалению,  после  одной из  таких лекций  он  возвращался  на  своей  машине  домой,  ему  стало  плохо  с  сердцем,  профессор  заехал  в академию и  в  санчасти    скоропостижно  умер  от  сердечного  приступа.  Александр  Иванович, любимец  академии,  умер на  боевом  посту.  Он   всегда  останется для  нас  образцом  своего  отношения  к  делу и  дружеского  расположения  ко  всем  членам  нашего  коллектива.   

Чтение  лекций  на  предприятиях  и  учреждениях  города  позволяло  нам  глубже  узнать  жизнь   горожан,    посещать  заводы,  видеть   современное    производство,  знать  проблемы  города.  Я, например,   через  общество   "Знание»   посетил  с  лекцией   знаменитую  тюрьму   «Кресты»  и  колонию  в  Рыбацком. В  этих  учреждениях  после  лекции  для  постоянного  состава     я  смог   познакомиться  с  жизнью  и  бытом  заключенных.  Это  позволило  мне,  как  преподавателю,  расширить    свои   реальные    знания   о  жизни  заключенных  не  из  средств  массовой  информации,  а  видеть  это  своими  глазами.

Однако  вернемся   к описанию   работы  нашей  кафедры  и   её  главных   героев.  Ольга  Ивановна  быстро  вписалась  в   коллектив,   выполняемые   задания  по  печатанию  лекций  и  методических  пособий   она  делала  на  высоком  профессиональном  уровне.  Её   постоянно   опекал  Геннадий  Иванович. 

 Мы, преподаватели,  обедали в нашей академической  столовой, где за небольшую  стоимость можно  было  вкусно  поесть. Помню, что за  один рубль 20  копеек  можно  было получить  обед  из    четырех  блюд: салата,  солянки, отбивной  котлеты  и  компота.  Когда  Геннадий  Иванович  был на кафедре,  они  шли  с  Ольгой  обедать   не  в  нашу столовую, а  в  соседнее  с академией кафе.   Поскольку  рабочим    местом  у Ольги  было   отдельное небольшое  помещение,  то  она часто вместо столовой (как это  делали многие вольнонаемные служащие академии)  пила  чай  у  себя  в  рабочим  кабинете. Примерно  около  месяца  после  её устройства на  работу  мы -преподаватели,   свободно  заходили   к  ней  пообщаться, она же  угощала  нас  кофе. Это не  понравилось   Геннадию  Ивановичу и  он  категорически  запретил  преподавателям  заходить  в  рабочий кабинет    Ольги  Ивановны.  Теперь  только  он   заходил  к ней,   давал  ей  работу,  даже   отдыхал   у неё   в  кресле за  чашкой  кофе.

Как-то  в  один  из  дней,  когда  Геннадий  Иванович  отдыхал   в рабочем кабинете  Ольги,   заместителю  начальника кафедры срочно  потребовалась  подпись и  согласование  каких-то  вопросов   с начальником, и он  позвонил в кабинет  Ольги, попросив к  телефону  Геннадия  Ивановича.  В  ответ  мой  коллега, заместитель  начальника кафедры  Олег  Павлович    услышал    недовольный  голос   Ольги:- Что  Вы   постоянно  беспокоите  Геннадия Ивановича.  У него  сильно  болит  голова,  он  принял  таблетки  и  сейчас  отдыхает. 

Очевидно, Олегу  Павловичу  такой  ответ   Ольги  очень не  понравился.  Дело в том, что по должностной инструкции  все  лаборантки, зав. кабинетом  кафедры   и  секретарь  - машинистка   подчинялись    заместителю  начальника  кафедры,  и  он  распределял   между ними  всю  работу.  Тем не менее,  Геннадий  Иванович  распорядился, что  все  рабочие задания  Ольге  Ивановне  будет  давать  лично он.

Олег  Павлович  обратился ко  мне  с  недовольным  вопросом:  - Павел,  ты  кого  привел  на   кафедру?  Она  же не  понимает,  что   заместитель  начальника  кафедры  является  её  непосредственным  начальником.  Преподаватели  тоже  недовольны  таким   поведением Ольги.

Отношения коллектива кафедры  к  Ольге  принимали  опасный  оборот.  Её и начальника  кафедры    работники     академии неоднократно  видели  вместе в  кино и  других  общественных  местах.  Об  увлечении  начальника  кафедры  стало  известно   начальнику  политического  отдела  академии,   и  он  пригласил  Ольгу  Ивановну  на  беседу  к  себе. - Ольга Ивановна,- обратился    генерал,   кстати,  Герой  Советского  Союза, Вы  знаете,  что у  Геннадия  Ивановича  есть  семья, да и у Вас  есть  семья. Разве не  смущает  вас, что в  академии   говорят о ваших  увлечениях? Ведь это  не  идет на  пользу ни  начальнику  кафедры, ни  Вам. 

Ольга   Ивановна  довольно  смело  посоветовала начальнику  политического  отдела  академии не  прислушиваться  к  обывательским   суждениям и объяснила, что начальник  кафедры  просто  уважительно  относится  ко всем  женщинам,  работающим на  кафедре. - А в своей семье  мы   разберемся  с  мужем  без  постороннего вмешательства, - заключила она.         

Поскольку  я порекомендовал  Ольгу на  работу  к  нам в академию,  то  пытался  не  раз  побеседовать  с  ней  о  её  неправильном  поведении  на  кафедре.  Она  не  стала  эту  тему  обсуждать  со  мной, но  сказала: - Знаешь  Павел,  когда  Геннадий   Иванович    заходит  ко  мне в  кабинет,  меня  словно  какая-то  сила  поднимает вверх.  Я  люблю  его. Я спросил, не смущает ли её,  что   Геннадий  Иванович  на  пятнадцать  лет  старше. - Да  пусть   он   был бы  хоть  и  на сто  лет старше меня,  это  бы  меня  никогда  не  остановило, - ответила она. – Ну,  тогда  тебе  нужно  развестись  с  мужем и выйти  замуж  за  Геннадия  Ивановича. -Если бы  он  предложил,  я  бы   вышла  за  него  замуж, не  задумываясь, -  был  ответ.

Иногда  Геннадий  Иванович  приглашал  меня к  себе  в  кабинет  и  говорил: - Послушай  Павел  Иванович,  я  написал   стихи  Ольге.  И  он  доставал   свой  небольшой  блокнот, где  у  него  уже  был  написан  целый  цикл     лирических  стихов,  посвященных  Ольге.  Сразу  замечу,  что стихотворения   у  Геннадия  Ивановича    были  прекрасные.  Их  можно  было  сразу  отдавать  в  печать,  о  чем  я   ему  и  сказал. - Ты  знаешь,  я  же  пишу  не  для  публикации,  я  пишу  для  Ольги.  Мне  нравится  писать  стихи. - А  Вы  ей  читаете  эти  стихи? - Да,  конечно, - ответил  он.

Все-таки  я  посоветовал  Ольге  вести  себя  более  сдержанно  на  кафедре,  чтобы своим поведением  не вызывать недовольство  преподавателей  и  особенно  заместителя  начальника  кафедры. - Павел,  я  прошу  Вас  не вмешиваться и  не  давать  мне  советы,  я  сама  решаю,  как  мне   поступать. - Зря  ты  так  поступаешь,    потом сама  и  пожалеешь, - предупредил я.

Отношения  Геннадия  Ивановича  и  Ольги  Ивановны  стали  известны  жене начальника  кафедры. Как потом  мне рассказала   Ольга, в один  из выходных  дней    домой  к  Шумиловым   пришла  жена  Геннадия   Ивановича. Ольга   и  Михаил  были  дома.  Зайдя  в  квартиру  Шумиловых , женщина  представилась: - Добрый  день.  Я  жена  Геннадия  Ивановича.   Пришла  посоветоваться  с Вами,  Ольга Ивановна, как  мне быть.  Мой  муж    очень    увлекся  Вами.  Он  - человек  очень  эмоциональный,  стал  вести  себя  дома не  адекватно,  иногда  не  ночует  дома.  Я  хотела бы  от  Вас   услышать,  как  мне   поступать    дальше. 

И вот  здесь  Михаил  Иванович  проявил  всю  свою  интеллигентность,  уважение   и  доверие  своей  жене.  Он  сказал: - Вы  знаете,  я к  своей  жене  претензий не  имею.  Моя  жена   ночует  дома. Я думаю,  что  Вам  нужно  глубже  разобраться  с  Геннадием  Ивановичем и наладить   Ваши  отношения.

Не  знаю ,  как  бы  развивались  отношения  дальше у  Геннадия  Ивановича и   Ольги, но в  стране   начались  такие  перестроечные  времена,  которые  круто  изменили  жизнь не  только  нашей  пары, но  и  всего  народа.  Наши  две   кафедры   общественных  наук объединили  в  одну,  должность   Геннадия  Ивановича  была  сокращена,  нашу  кафедру  присоединили  к  кафедре  истории и  партийно-политической  работы,  и  объединенную  кафедру   возглавил  пришедший  к   нам     со стороны     профессор, у которого   связи   в  Москве  оказались  более  крепкими,  чем  у  Геннадия  Ивановича.

Геннадий  Иванович  распрощался   с  коллективом  кафедры, ему  дали  ответственную  работу  в  городе,  преподавательской  деятельностью  он  уже не  занимался.    Естественно  была  вынуждена   уйти с  работы и  Ольга  Ивановна.   Она  очень  переживала  расставание  не  столько с  коллективом кафедры,  сколько  с  Геннадием  Ивановичем.  Все-таки  нужно  признать,  она  очень   любила  Геннадия  Ивановича.   Она  мне  жаловалась,   что  он  даже  не  поздравил  её с  днем  рождения,  она  ему  пыталась звонить, но   дозвониться  не  могла.

Я  несколько  раз  встречался  с  Геннадием  Ивановичем  после  его  увольнения в   запас   на   общегородских   мероприятиях.   В  одну из  таких  встреч  я  сказал  ему, что  Ольга Ивановна  очень  переживает   их  разрыв  и    сожалеет,    что  он  так  скоро  забыл  её.  В  ответ  он  только   сказал  как  философ: - Павел  Иванович,  помнишь,  что  сказал  царь  Соломон:   « Все  проходит,  и  это  пройдет».   Мне  было  обидно  за  Ольгу,  ведь  её  любовь   была глубокой   и настоящей, а  для  Геннадия  Ивановича  это  было  очередное  и  непродолжительное   увлечение.

А  Ольга  Ивановна   нигде   не   стала    искать новую работу,   стала  больше  уделять  внимание  детям, которым   скоро   предстояло   после  окончания  школы  поступать  в  вузы. Теперь   Ольга  Ивановна  часто  уезжала  к  матери на  Украину и оставалась   у неё    на  несколько  месяцев.     Сын  поступил на  учебу в военное  училище, дочь  тоже  выросла  и  уже не  нуждалась   в  опеке  матери.

Вскоре    я  уволился  из  армии и  поступил  работать  доцентом  на кафедру  общественных наук в  один  из  престижных  вузов Ленинграда. Вслед  за мной  уволился  из  армии  и   Михаил и  устроился на  работу  преподавателем   машиностроительного   техникума. Мы  по-прежнему  часто  общались  с  Михаилом. Но  я  замечал, что  после отъезда  жены  к  матери на  длительный  период он  все  больше    чувствовал   свое  одиночество.  По-моему,  даже  Михаил    стал  чаще  прикладываться  к рюмке.

Сын, окончив  военное  училище,  уехал  служить  куда-то  на  Урал. Дочь  вышла  замуж. Теперь я   реже  виделся   и с  Михаилом, а  тем  более  с  Ольгой   Ивановной.  В  один  из  таких   её  длительных  отъездов    Михаил  скоропостижно   скончался,  тромб  перекрыл  доступ  крови к  сердцу. Ольга  Ивановна  приехала  в  Санкт-Петербург  только на несколько  дней  на  похороны  мужа  и  окончательно  уехала   к   матери      на  Украину.  Видимо,  Как  мне  передали  знакомые, через три  года  умер и Геннадий  Иванович.

Так  завершилась  возникшая на моих глазах  любовная  история   двух   замечательных   и   уже  зрелых  людей, испытавших быстро  вспыхнувшее чувство друг к другу. 

В  заключение  повести  мне бы хотелось  посоветовать  читателям, особенно молодым: - Для  создания  крепкой  семейной  пары и для  счастливой  жизни  нужно    найти  ту  единственную    свою  половину,  с  которой   было  бы  легче переносить  все  жизненные трудности и  препятствия. А для этого,  кого  же, мой дорогой читатель, по Вашему  мнению «следует впрячь в одну  телегу  с трепетной  ланью»?  Может  быть,  Вы подскажите  и мне,   и  себе, и  другим  читателям,  кто  же   должен    идти  по  жизни   рядом с  тобой?    Не ошибиться в  выборе  друга, партнера  по  жизни  на  старте, это  необходимое, но  недостаточное  условие  для  счастливой  семьи.   В  жизни    нужно, чтобы    муж  и   жена    умели   поддерживать,  помогать  друг  другу  в  критических  ситуациях,  больше  отдавать тепла и добра, а не только   получать  это от  своего   близкого   человека.

Как  писал  поэт - лирик  Степан  Щипачев:  «Любовью  дорожить  умейте,  с годами  дорожить  вдвойне.  Любовь не   вздохи   на скамейке и не прогулки  при луне. Все  будет слякоть и  пороша, ведь вместе нужно  жизнь  прожить. Любовь с хорошей  песнью схожа, а песню нелегко  сложить».