История всегда делится на до и после...

Александр Кожейкин
 ...Сотрудники ФСБ просто НЕ НАШЛИ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ДЕТАЛЬНОГО АНАЛИЗА С ЦИФРАМИ В РУКАХ И НЕ ДЕРЖАТ В УМЕ ВОЗМОЖНЫЙ АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ.
ОДНАКО ОН ВОЗМОЖЕН, ПОСКОЛЬКУ НИ ОДИН ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ (ГОК) В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ЕЩЁ НЕ РАБОТАЛ БЕЗ АВАРИЙ.
 
Не время писать стишки и рассказы, когда над Челябинском завис такой дамоклов меч. Время говорить о главной беде у порога нашего дома.

И беда эта коснётся не только южноуральцев - масштаб её за пределами Челябинской области, поскольку возможная экологическая катастрофа ввиду гигантских объемов затеи офшорной Русской медной компании станет федерального уровня. Увы... Мы не можем заставить ветер дуть, куда нам удобно, и нейтрализовать кислотные дожди в небе пока не научились...

Однако обо всём по порядку.

Мне кажется, многие челябинцы и жители моей многострадальной от экологии области не в полной мере представляют себе масштаб Томинского ГОКа у города Челябинска, несмотря на исчерпывающее объяснение на страничке СТОП ГОКа в «Контакте». Но я не только литератор, но в прошлом и специалист в цветной металлургии, поэтому не забыл ещё, чему учили, и с полной ответственностью скажу: если пуск ядовитого гиганта состоится, жители города будут с теплотой и сожалением вспоминать времена, когда они задыхались от НМУ*, но всё же жили, и история будет делиться для них на два периода: на «до» и «после пуска ГОКа». 

Пресс-служба РМК не устаёт твердить, что это крупнейший инвестиционный проект, и это правда. Хотя челябинцам от масштаба этих инвестиций ни жарко, ни холодно. Но правда и то, что Томинский ГОК в силу своей огромности способен полностью изменить жизнь челябинцев. Ввиду мизерного содержания меди РМК приведёт в движение невиданное до сих пор в мире, поистине огромное количество руды, измельчив её, даст пуск сотням необратимых и катастрофических химических и физических процессов. И ладно бы ГОК находился в малолюдной местности – это у нас на пороге и на густонаселенной территории.

Никаких эмоций. Только цифры. При заявленном на сайте РМК годовом объеме переработки руды 28 млн. тонн и получении 0,5 млн. тонн медного концентрата, при содержании мышьяка в медно-порфировой руде 0,003% только за один год в хвостохранилище будет накоплено 825 тонн мышьяка:

28 000 000 т – 500 000 т (медный концентрат) = 27 500 000 т.

27 500 000  т  х 0, 00003 = 825 тонн мышьяка в год.

За весь период эксплуатации ГОКа 28 лет это составит 23 100 т мышьяка. Двадцать три тысячи тонн опасного яда. Все соединения мышьяка высокотоксичны, смертельная доза в научной литературе варьирует от пяти сотых до 0,2 грамма. За время работы Томинского ГОКа в хвостохранилище сконцентрируются сотни тонн веществ 1 и 2 классов опасности – например, соединения кадмия, молибдена, свинца, стронция, бериллия и другие опасные, высокотоксичные и канцерогенные вещества. Медно-порфировая руда ТГОКа в основном сульфидная, окисленных форм около 10%. Поэтому не только песок - двуокись кремния Sio 2, а также сульфиды будут составлять основу "хвостов".

При измельчении и взаимодействии с водой в соотношении 1:0,8 по стехиометрии они дают серную кислоту – вещество, уничтожающее все живое. Вот таков «песочек» по выражению представителей РМК, собираются либо оставлять вблизи от единственного питьевого источника для полутора  миллионов населения, либо перекачивать за 13 километров в гигантский Коркинский разрез, примыкающий к домам жителей, что  противоречит законодательству РФ, в частности Федеральному закону №7 «О защите окружающей среды».

В советское время были прожекты поворота сибирских рек в пустыни. Перенос «хвостов» – а их можно перенести за 13 километров только добавляя воду – в таком количестве из Томино в Коркино это по масштабу такой же прожект. Умножьте 27,5 миллионов тонн на 28 лет и вы получите 770 миллионов тонн ХИМИЧЕСКИХ ИЗМЕЛЬЧЁННЫХ ОТХОДОВ, и это без воды. Небольшой горный хребет. Взять и перенести за 13 (!) километров. На бумаге легко. А на практике никто еще не делал.

Но технически перенести такую массу руды нереально. Во-первых, где взять такое количество воды?

Практически на производстве перекачивают в минимальном объемном соотношении ж:т = 1:1 , иначе схема неработоспособна. Таким образом, решая элементарную пропорцию, для перекачки тонны т.н пасты породы потребуется 0, 37 куба воды. В год это составит 27,5 млн. т х 0, 37 = 10,1 млн. кубометров воды. Откуда предполагается брать воду? Называли озеро Синеглазово. Справочно: объем этого озера (Синеглазово) 33 млн. куб. м, то есть за три года озеро будет вычерпано.

А где будут брать воду для перекачки в оставшиеся 25 лет работы ГОКа?
Из Шершней нельзя - питьевой водоём.

К тому же что получается - возьмут чистую относительно воду, в которой рыба худо-бедно живёт. А превратят в дурно пахнущую жидкость, проще говоря: в раствор химических веществ, в загаженную химическими отходами, то есть в техническую. И будет у нас на месте Коркинского карьера  - самого большого в Евразии самое грязное озеро на планете.

Я уже не говорю, что в мире НЕТ насосов такой производительности. Это во-вторых.

В городе Норильске перекачивают пульпы на короткие расстояния и там постоянно рвутся магистрали, заливая ядовитыми отходами тундру. Кто будет возмещать ущерб за неизбежные порывы и разливы кислотной пульпы на всем протяжении 13- километровых труб? Русская медная компания с активами на Кипре? Вряд ли. Если пойдут на прокладку под землей, как определят место порыва или забивки? Это третье и четвертое обстоятельства.

Наконец, пятое. Зима на Южном Урале длинная, минусовые температуры с октября по апрель. Перекачка в зимнее время с водой ТЕХНИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНА - трубы замёрзнут.
На короткое расстояние на заводах пульпы перекачивают, но согласитесь 200-300 метров между цехами это не 13 километров. К тому же материал абразивный, а это говорит что по своей гидродинамике заявленное пиарщиками РМК соотношение жидкого к твердому 0,5: 1 выглядит весьма спорным. Не будут же они через каждый километр ставить подкачивающие станции. Да и насосы такой производительности - чуть ли не тонна хвостов в секунду, думаю стоят огромных денег - марку РМК не обнародует, возможно, потому что таковых нет в природе. 

Из всего видно: хвостохранилище ядовитых отходов оставят там, где оно первоначально и планировалось. Возможно, сотую, тысячную часть с грехом пополам и перекачают, но основная масса будет висеть над городом и Шершнями тем самым «дамокловым мечом». Руководство РМК любит сравнивать уже работающий в малонаселенном Варненском районе области Михеевский ГОК с Томинским, еще не построенным. Называют его "братом-близнецом". Коли так и если на Михеевском ГОКе уже прорывало дамбу, что повлекло за собой гибель человека, затопление домов и полей местных жителей, по элементарной аналогии позвольте вопрос: неужели под Челябинском всё будет иначе? Технология сооружения 96-метровой дамбы хвостохранилища из глины идентична, значит, отрицать вероятность прорыва глупо. Чудес не бывает!


Для чего это пишу? Монстр РМК огромен, хитёр и изворотлив. Он задумал невиданный по масштабу ядовитый проект** и противопоставить ему можно только то, что сопоставимо по размерам. То есть не горстку энтузиастов, а мощное народное движение. Такое движение способно победить.

Его пока нет, но у меня есть надежда – люди поймут: времени осталось мало, власть продавливает ГОК, привлекая все медиа-ресурсы и ангажированные институты.

Что противопоставить, учитывая, что уже центральные СМИ стали твердить о кучке авантюристов, спонсируемых западом, которые якобы против инвестиций и развития промышленности. Вопрос, какой промышленности? Той - ядовитой, которая загубит индустриальный город и его индустрию? Более 150 тысяч жителей города поставили свои "бумажные" подписи против строительства ГОКа. 73 % жителей города по данным опроса ВЦИОМ высказались против ТГОКа. Они не объединены в общественное движение СТОП ГОК, но они ПРОТИВ Томинского монстра.

Неужели столько агентов Госдепа удалось завербовать? 73 %! Это более 800 тысяч жителей! Следовательно, ангажированные СМИ врут, сообщая о горстке отщепенцев, данные ВЦИОМ это убедительно доказывают.

Эти 73% не против развития промышленности, не против новых производств, таких как только что запущенный завод Эмерсон или Конар, они против Томинского ядовитого гиганта, способного убить и город, и его жителей, отравив воду и все вокруг.

Кстати, призываю только к благоразумию. Понимаю: массовость протестов в рамках конституционного поля против Томинского ГОКа, против экологического безумия РМК способна оказать влияние на ситуацию.

И последнее. Мне кажется, уважаемые мною сотрудники ФСБ просто НЕ НАШЛИ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ДЕТАЛЬНОГО АНАЛИЗА С ЦИФРАМИ В РУКАХ И НЕ ДЕРЖАТ В УМЕ ВОЗМОЖНЫЙ АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ.

ОДНАКО ОН ВОЗМОЖЕН, ПОСКОЛЬКУ НИ ОДИН ГОК В МИРЕ НЕ РАБОТАЛ БЕЗ АВАРИЙ.

Только вот масштаб аварии на небольшом ГОКе типа Кыштымского, о котором никто почти не знает, и масштаб катастрофы ВБЛИЗИ МЕГАПОЛИСА С ЕГО ВАЖНЕЙШИМИ ОБОРОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И МИЛЛИОНОМ ЖИТЕЛЕЙ ОЦЕНИВАТЬ НАДО ПО-РАЗНОМУ. 

Рисунок взят со страницы общественного движения СТОП ГОК (ВКонтакте):

Кому интересно - наберите "Рабочая группа по проблеме Томинского ГОКа" в Гугле или Яндексе.


Пояснения

* НМУ - аббревиатура, который знакома КАЖДОМУ челябинцу - неблагоприятные метеорологические условия. Либо полный штиль, либо ветер таких направлений, который несёт выбросы металлургических предприятий на жилые кварталы. С пуском ТГОКа будет заткнул последний "коридор" свежего воздуха с юга города. Практически НМУ объявляются в городе через ТВ и СМИ каждую неделю на 2-4 дня, часто продляют, и проще сказать, когда в городе их не было. Не поверите: гражданам не рекомендуют в Челябинске открывать окна, долго находиться на открытом воздухе.

И в таком городе хотят построить ГОК, по признанию главного инженера РМК Юрия Короля 10% пыли пойдёт на город, и не существует технологий, гарантирующих безопасность Шершневского водохранилища в связи с ГОКом. 

** Проект ТГОКа и предложение о переносе хвостохранилища содержит ряд решений, противоречащих Указу Президента РФ от 31.12.2015 г №683 «О стратегии национальной безопасности РФ» (статьи 30, 49, 83, 84, 85, 86) по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая защиту источников питьевого водоснабжения и бесперебойность обеспечения населения чистой водой. Проектная документация Томинского ГОКа противоречит законодательству РФ. Неангажированные ученые и специалисты с цифрами в руках доказали: экономический и социальный ущерб от катастрофических последствий работы ГОКа многократно превысит выгоду от его деятельности и отрицательно скажется на всех сторонах жизни региона.