Коронная фраза отца

Светлана Дурягина
Моя мама в молодости хорошо играла на гитаре. Мне очень нравился её музыкальный инструмент: гитара была дамская, небольшая, с нарядным бантом на грифе. У меня есть фотография, на которой мама, молоденькая, кудрявая, красивая, в окружении своих двоюродных братьев и деверей что-то весело поёт, аккомпанируя себе на гитаре. На ней штапельное платье в горошек с белым воротничком и белые носочки по тогдашней моде.  Ни один праздник не обходился без исполнения ею популярных в 60-е годы ХХ столетия  песен.  Лет с трёх я стала участвовать в этих концертах. До сих пор помню кусочек из песни, пользовавшейся почему-то в то время у всех огромной популярностью:

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа!
А без денег жизнь плохая –
Не годится никуда!

 Мама мурлыкала её во время уборки квартиры, её пели хором во время  праздничного застолья, её исполняла на бис я, трёхлетняя, стоя перед гостями на табурете в крепдешиновом платье, сшитом мамой из остатков от отреза, подаренного ей папой на день рождения.
Тема денег была очень актуальна в нашей молодой полупролетарской семье. Помню папино любимое выражение, которым он утешал маму, когда она возмущалась необдуманной, на её взгляд, покупкой отца - огромной говорящей куклы для меня:
- Марусенька, деньги – навоз, сегодня их нет, а завтра – воз.
В то время я тяжело и долго болела скарлатиной. Высокая температура терзала моё маленькое тело; я не могла спать, потому что стоило мне закрыть глаза, как  тут же появлялась Баба Яга и начинала совать меня на деревянной лопате в жарко пылающую печь. Мама извелась от бессонницы и горя, сидя у моей кровати: я была единственным ребёнком в нашей небольшой семье (старшие сестра и брат умерли до моего рождения). За время болезни мы с ней разучились улыбаться. И вот однажды папа пришёл с работы с большой длинной коробкой. С загадочным выражением лица он подошёл к моей постели, поставил коробку вертикально на пол  и снял с неё крышку. Ещё никогда в жизни я не видела таких кукол. Она была почти с меня ростом, в школьном платье и белом переднике. В туго заплетённых каштановых косах – атласные бантики, а на румяном лице – улыбка. Папа нажал ей на спинку, и кукла что-то сказала (сейчас не могу вспомнить, что именно). Моему восхищению не было границ. Впервые за долгое время, преодолев болезненную слабость, я села на постели, улыбнулась  и протянула к кукле руки. Мама заплакала и сказала:
- Володя, денег нет, а ты делаешь такие дорогие подарки!
Вот тогда папа и произнёс свою коронную фразу, которая врезалась мне в память. А песню о деньгах, кусочек из которой хранился у меня в голове полсотни лет, я недавно нашла в Интернете. Оказывается, она народная; судя по содержанию, родилась в местах не столь отдалённых, в воровской среде,  лет 200 тому назад:

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа.
А без денег жизнь плохая, 2 раза
Не годится никуда!

Деньги есть — и ты, как барин,
Одеваешься во фрак,
Благороден и шикарен, 2 раза
А без денег ты — червяк!

Денег нет — и ты, как нищий,
День не знаешь, как убить.
Всю дорогу ищешь-рыщешь, 2 раза
Что бы, братцы, утащить.

А утащить не так-то просто,
Если хорошо лежит:
Ведь не спит, наверно, пёс-то, 2 раза
Дом который сторожит.

Ну, а скоро вновь проснёшься
Ты на нарах, как всегда,
И, кряхтя, перевернёшься, 2 раза
Скажешь: "Здрасьте, господа!"

"Господа" зашевелятся,
Будто этого и ждут,
На решётку помолятся, 2 раза
На оправку побредут.

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая — 2 раза
Не годится никуда.