От современного консумеризма к коммунитаризму

Аникеев Александр Борисович
      Сегодня относительно новая коммунитаристская философия предлагает альтернативу потребительской стратегии в идее сообщества как форме реализации добродетели и достижения общего блага. Коммунитарно организованное сообщество является социальным и морально-этическим объединением, способным поддерживать межличностные социально-экономические взаимосвязи для своей счастливой жизни, для бережного отношения к экологии  и через это обеспечивать номинальные потребности сообщества. Утверждается, что коммунитаристская стратегия обладает потенциалом противостоять негативным последствиям консумеризации социума.

      Потребительство (консумеризм, консьюумеризм — от транслитерации англ. consumerism) сегодня даёт возможность производителям дать потребительскому обществу  на основе сигнальной  системы и практики менеджмента  обслуживать потребительские слабости населения.  Потребительство в современном мире потребления становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания. В просторечии эту  зависимость  часто называют  шопинголизм  или  шопоголизм,  а людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары почти теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни. Человек действует не как рациональный субъект, а как движимое  иррациональными импульсами безумное животное, когда стремится к некой вещи не потому, что она необходима ему или имеет для него определённую полезность, а лишь потому, что он желает ее приобрести, не зная, что потом с ней делать.

     Современная производственно-потребительская социально-экономическая система строится на том парадоксе, что люди потребляют не то, что им действительно необходимо, а то, что им навязывают потреблять нечистые на руку организаторы производства для увеличения своих прибылей.

     Здесь необходимо обратить внимание, что человек не может сформироваться как личность вне  некоторого общества, и, соответственно, его нельзя представлять как абсолютно автономное существо. Таким образом, коммунитаристы, в противоположность индивидуалистической концепции, отстаивают аристотелевскую этику, в которой «предполагается важное различие между тем, что считает благом конкретный индивид в конкретное время, и тем, что на самом деле является для него благом». В проекции на современную практику потребления это означает только то, что желание индивидуума потребить нечто не всегда совпадает с наличием объективной потребности индивидуума в этом.  Не в последнюю очередь это происходит именно под влиянием консумеристских тенденций. Потребитель – это онтологический одиночка, он руководствуется лишь собственным ненасытным желанием потреблять, стремясь найти в удовлетворении своего желания какое-либо физическое, моральное или трансцендентное приятное ощущение или удовольствие.  Современному человеку приходится существовать в этом потребительском обществе, которое оставляет для него лишь место некоторой автономной индивидуальности, которая в своём индивидуализме стремится из общественного и коммунитарного «МЫ», чтобы хоть как-то выделиться и проявиться как индивидуалное  «Я»!

      Потребительский индивидуализм, особенно с позиции либерализма, предполагает почти неограниченную индивидуальную свободу, которая мыслится основным условием для свободного выбора. Тогда как для коммунитаристов такое понимание свободы является неприемлемым, поскольку оно часто бессодержательно и абстрактно. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода – это отсутствие свободы, ибо свобода это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества, чтобы не противопоставлять себя обществу, значит реальная свобода есть всегда компромисс между интересами человека и общества, к которому принадлежит данный индивидуум. Более того, жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, поскольку именно общество предоставляет ему защиту от нарушителей закона и условия для самореализации своего потенциала, в том числе и некоторую свободу выбора.

      Таким образом, консумеризм и коммунитаризм как социально-философские позиции находятся в отношении диалектических противоположностей. Фактическое состояние современного общества потребления наглядно демонстрирует то, что автономизация современного человека практически невозможна, даже Лыковы жили семьёй и что в итоге? Изолированный, изъятый из сообщества индивидуум является иррациональным субъектом, а коммунитаристская модель неразрывно связывает личность со всем происходящим в сообществе и в окружающей природе.  Поэтому обладающий добродетелями и понимающий общее благо индивид будет иметь потенциал для преодоления негативных тенденций.  Как и любая рациональная или иррациональная концепция коммунитаризм обязательно приведёт к кризисным явлениям только после полного развития этой концепции и только после этого начнутся новые противоречия, что полностью соответствует законам диалектики как законам природы. Разница будет только во времени развития и может привести либо к дальнейшему прогрессу общества, либо к его распаду и некоторому поглощению другими сообществами.  Что опять выберем?