Искусственная жизнь

Генадийс Москвинс
"Роль человека в эволюции бесценна. Ибо ядовитой плотью своей он повышает иммунитет червей" (M.Geny)



       Наука пытается разобраться с душой по всякому. И не только "напрямую". Незнание природы души не только пугает и настораживает, оно мешает двигаться вперед. На помощь, как всегда, приходит моделирование. В модели искусственной жизни (ИЖ) душа рассматривается как "информационный сгусток".

       Для сбора достаточного объёма информации один раз умереть недостаточно. Не хватает достоверного объема выборки. Поэтому хочешь, не хочешь, а придется преодолеть "вето бессмертия". Или, по крайней мере, решить проблему набора статистической выборки одной и той же жизни в рамках биостаза, как антипода метаболизму.

       Зная работу «антипода» наперед, можно добраться до понимания работы «пода». Можно не сомневаться, что физическая или информационная модель души будет рано или поздно построена.  И вовсе не вопреки или назло догмам религии, а потому, что в этом есть потребность как отдельного человека, так и всего человечества. И пока оно не доберется до истины не успокоится.

      Таким образом, мы подошли к понятию "клонирования души". А не только тела. Итак, сколько бы сомнительной правды и правдоподобной ереси на эту тему не писали журналисты и теологи, искусственная жизнь будет создана. Опыт современных эскулапов от науки свидетельствует о том, что сущность человека от этого не меняется, он почти ничего не теряет. А если и теряет, то не больше, чем после кратковременной потери памяти в результате аварии или других, не летальных причин.

      К этому придётся привыкнуть и осознать, что это  единственный способ спасения жизни отдельного человека - путем продления жизни всего человечества. Нейробиология и здравый смысл подсказывают нам основы природы памяти. Поскольку мы способны формировать наши воспоминания и развиваемся как индивидуумы, то наш мозг изменяется вместе с разумом.

      Эти изменения затрагивают функции мозга, изменяя образы поведения и деятельности. Когда мы вспоминаем, наш разум как-то действует, функционирует, что-то совершает, то есть, наш мозг что-то конкретно "делает". Когда мы действуем, думаем или чувствуем, наш мозг тоже что-то "делает".

      Наш мозг и разум работают с помощью молекулярных машин. Изменения в мозговой функции влекут за собой последующие изменения в молекулярных машинах. В отличие от памяти компьютера, мозг человека не способен восстанавливать память, если она была начисто стерта и снова заполнена текущими событиями. Поэтому индивидуальность и долгосрочность памяти является следствием, системным актом эволюции, результатом формирования памяти, а не продуктом отдельных оперативных процессов формирования памяти в структурах мозга человека. Думается, что долгосрочная память - вовсе не некоторая очень хрупкая вещь, готовая испариться из мозга по малейшему поводу.

       Память и индивидуальность образуются вместе. Причем тем же путем, которым клетки мозга выросли вместе в виде образов, сформировавшихся в результате длительного опыта. Память и индивидуальность - это не больше ,чем характеры героев в романе. Но все же сущность живой материи организована именно подобным образом.

       Память и индивидуальность не распространяется куда-то далеко в бесконечность с последним издыханием больного или исходящего на тот свет пациента. Известно, что много таких пациентов внезапно "воскресло" после так называемой "клинической смерти" даже без помощи машин ремонта и восстановления клеток.

      Разум нарушается только тогда, когда врачи допускают разрушение мозга пациента. Это дает врачам важный шанс в осуществлении биостаза: они не должны позволять останавливать метаболизм до тех пор, пока жизненные функции пациента не прекратились.

      Анастезия прерывает сознание, не разрушая структуру мозга. Думается, что сохранение структур клетки и белка мозга позволяет также сохранить структуру и "содержание" разума, а, значит, и самого "Я". Как писал Вольтер, "Возродиться снова, чтобы быть тем же самым человеком, что вы были. Вы должны иметь вашу память, совершенно новую, свежую, существующую. Для этого существует память, которая воссоздает вашу идентичность. Если ваша память будет потеряна, то как вы можете быть тем же самым человеком?"
      
      Кто будет спорить, что можно было бы пожить и подольше, а не так недолго, как сегодня живут в России? Органы человека будут клонироваться и воспроизводиться из пробирки. Ну и что? Мозги - то пока не трогают! Ведь там ещё целая бездна всего необходимого для элементарного понимания, а не для капитального ремонта.

      Проблема остаётся в психологии. Дело в том, что, оказывается, люди вовсе не хотят жить слишком долго. Опрос в США показал, что только 5% из числа опрошенных готовы себя заморозить для продления жизни. И вовсе не по собственным, эгоистическим причинам. А по причине невозможности взять с собой близких, родственников и друзей. А мы говорим об эгоизме современников. Не совсем так, оказывается. Человек хочет ощущать себя социумом, а не отдельным микробом.

       Это специальная область исследования в области искусственного интеллекта. США, например, только на эту проблему выделяет около 3 млрд долларов в год. Правда, в основном на применение в военных целях. Так что следует понимать, о чем идет речь. Это вовсе не детские забавы, как может показаться.

       Не менее интересно напрямую «взвесить» душу в момент наступления смерти. Но «напрямую» не получится уже потому, что корректное взвешивание души, как анти гравитационной субстанции, гравитационными методами невозможно. Для этого нужно создать «анти гравитационные весы». Не исключено, что тут потребуются весы совсем другого рода. Например, информационного. И по информационной плотности сгустков инфокварков можно было бы судить о «массе» души. То есть, косвенным методом.

       Нужно признать при этом, что в этом случае понятие души не будет полностью тождественным тому, что подразумевается в религии или в культуре. Проблема «дельты соответствия» останется всегда. Как это может быть исследовано? Перед рассмотрением процесса возвращения к жизни, некоторые могут спросить, а что же становится с душой человека в состоянии биостаза?

       Можно предположить, что душа и разум - это два аспекта одной и той же субстанции, одного и того же материального образа, реализованного в веществе мозга, активного в течение всей активной жизни и замирающего в состоянии биостаза.

       Предположим, тем не менее, что разум, память и индивидуальность покидают тело в результате смерти, образуя некоторую тонкую самостоятельную субстанцию. Тогда последствия нам кажутся довольно ясными. Смерть в этом случае принимает другой смысл по сравнению с необратимым повреждением мозга, когда душа, как информационный сгусток полезной информации (инфокварк), накопленной в процессе активной жизни безвозвратно утрачивается и покидает тело.

       Это сделало бы биостаз насколько бессмысленным, настолько и безопасным актом. Но, в конце концов, религиозные лидеры не выразили бы никакого беспокойства по поводу того, что простое сохранение тела сохраняет вместилище для души и биостаз может так или иначе заключить душу в своеобразную тюрьму.

       Возвращение к жизни было бы, в этом представлении, обусловлено также требованием возвращения телу души. Акт введения пациентов в биостаз фактически согласуется с католическими и еврейскими религиозными церемониями. Однако с использованием биостаза или без него, ремонт клеток не может обеспечить пациенту бессмертие.

       Физическая смерть, даже весьма далеко отодвинутая во времени, останется неизбежной по причинам, исходящим из природы Вселенной. Таким образом, биостаз, сопровождаемый ремонтом клеток, кажется, не противоречит фундаментальному богословию и теологии. Это походит на глубокую анестезию, сопровождаемую спасательной операционной хирургией: обе процедуры прерывают сознание для того, чтобы продлить жизнь.

       Для того, чтобы сегодня можно было что-либо утверждать относительно перспективы "бессмертия", когда целью является только продление жизни, мы должны были бы сознательно игнорировать факты или неправильно трактовать смысл используемых слов. Пока можно говорить лишь о "бессмертии души", а не тела, да и то в пределах тех достоверных знаний, которые нам предоставляет кибернетика и искусственный интеллект в смысле изучения природы анти хаоса в рамках гипотезы "бессмертия полезной информации" согласно дискутируемой в последнее время глобальной теории хаоса.


(Peer-reviewer Prof.Dr.E.Spakovica)