Коммунизм - 50 лет спустя. Глава 25

Иосиф Сёмкин
                Глава 25
                ПОСЛЕ ТОГО

         Почему-то всегда, когда что-то начинается, оно тянется медленно. Дело какое-нибудь, отпуск или поездка куда-то. Да и сама жизнь, в конце концов: в начале она так медленно тянется – скорей бы вырасти; а вот в конце – так несётся, что ещё пожить хочется!

     Так и моё пребывание в Америке. Последние дни совсем не заметил, как пролетели.
 
    Приближался день моего отъезда. Точнее, отлёта.  Поскольку билет на обратный вылет был куплен одновременно с билетом в Америку, то этот день воспринимался буднично, как будто предстоял не межконтинентальный перелёт, а всего лишь как возвращение, скажем, из Петербурга в Минск из командировки – те же шестнадцать часов, включая двухчасовую пересадку в Париже.
 
     В аэропорту Сан-Франциско пришлось немного повозиться с багажом, так как домашние упаковки багажа оказались с излишним весом, и к тому же ноутбук, купленный мной в Америке, оказался дополнительным местом ручной клади, из-за чего одну сумку пришлось сдать в багаж, естественно, за приличную плату. Самолёт в Париж оказался забит пассажирами под самую завязку, причём пассажирский контингент эконом-класса отличался от того, который летел со мной в Америку, своей пестротой и простотой, которая иногда вызывала недоумение.
 
    Перелёт прошёл штатно, без приключений. В Парижском аэропорту сориентировался быстро и точно: полёт в одну сторону – уже опыт. Регистрация в Париже прошла гораздо веселее, чем в Сан-Франциско. Темнокожий парижанин забрал в багаж у меня и вторую сумку, оставив только ноутбук, сказав при этом на неплохом русском языке: «Пусть едет багажом, рукам свобода будет». На мой  вопрос, надо ли платить за это, он рассмеялся: «А зачем? Не надо». Кстати, когда я выкладывал на ленту транспортёра личные вещи на «просвечивание», из пластмассовой ёмкости, куда складываются вещи, выпал мой ноутбук и грохнулся об пол. Молодой человек бросился его поднимать, и со словами «надо проверить» тут же включил его, убедился сам и показал мне, что он работает, что повреждений внешних ноутбук не получил – «хороший у вас ноутбук!».

    Но вот прилетели в родной Минск.
 
    Почему-то причалили не к терминалу, а остановились в поле, хотя и недалеко от здания аэропорта.
 
    В Минске в этот вечер разыгралась метель – первая в зиму 2011-2012 г.г.
    В самом начале я уже нелестно упоминал Минский международный аэропорт, приходится упомянуть снова.
 
    Так называемый зал прибытия назвать залом – ну никак нельзя. В очень тесное помещение набились все прилетевшие «из Парижу» пассажиры. Некто в рабочей спецовке – а, может, это такая форма «Белавиа»? – довольно грубо – а, может, это у него такой голос, сам-то он верзила! – распоряжался: дескать, всем подаваться на паспортный контроль, отчего свободнее не стало в этом «зале», так как к окошку паспортного контроля в тесном коридорчике выстроилась неуклюжая очередь, то есть та же толпа. Конечно, девушка в форме пограничника была вежлива, но общаться с ней надо было, сунув свою голову в окошко, поскольку мешал шум за спиной. Нет, это вам не Атланта с её степными просторами и такими же залами для пассажиров!
После паспорт-контроля попадаешь в такой же «зал» получения багажа и ещё более крохотный – таможенного досмотра. Толкотня, недобрость. И вот в этой толкотне чья-то тележка с багажом врезается в мою телегу. Из неё выпадает на пол … мой ноутбук! Ну, что за прыткая кибернетика, ей-богу! Причём ударилась эта машинка ещё и об угол телеги довольно грубого исполнения, который угол и оставил на нижней крышке ноутбука вмятину. Хорошо ещё, что чехол смягчил удар.
     Ой, какой же переполох начался среди таможенников и обслуги аэропорта: повредилось имущество пассажира из-за необеспечения аэропортом условий безопасного таможенного досмотра багажа пассажиров! Все бросились поднимать мой ноутбук, проверять; кто-то кинулся за новым, таким же, и даже лучше…
   
     Можно такое представить в нашем международном аэропорту?

     Попробуйте.
 
     И самое запоминающееся: всё тот же верзила, что наводил порядок в комнате  прилёта, объявился и тут, продолжая демонстрировать своё хамство.
 
     Радость от встречи c родными мне людьми – женой и сыном – была испорчена. В машине, по дороге из аэропорта домой, хотелось молчать, несмотря на живые расспросы жены и сына. Они решили, что я устал. Ну, да – устал.
 
   Но это было только начало того настроения, которое охватило меня после поездки в Америку. Вообще-то такое чувство, как депрессия, мне знакомо не было, и очень может быть, что я принял за депрессию ощущение потери чего-то хорошего, естественно необходимого тебе, сравнимое с потерей близкого человека. Да, наверно, так и было. Во всяком случае, больше полугода я находился в таком состоянии.
 
   Удивительно быстро я понял и принял то, как ведут себя люди в Америке по отношению друг к другу. Вот уж, поистине, «гуманные отношения между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат» – это как раз то самое, к чему призывает шестой пункт Морального кодекса строителя коммунизма. Кстати, о «Моральном кодексе строителя коммунизма». Если отредактировать два пункта из двенадцати, составляющих этот кодекс, – первый и одиннадцатый, – в соответствии с нынешними мировыми реалиями, исключающими коммунизм, каким он рисовался XXII съездом КПСС, из общественной жизни в обозримом будущем, как не соответствующий ожиданиям авангарда человечества, то этот кодекс вполне может служить ещё долгое время всем народам и государствам, как идеальное наставление по формированию личности человека. Да и как ему не служить в этой ипостаси, если «Моральный кодекс строителя коммунизма» создан не в головах категории «яйцеголовых» коммунистов, а взят нормальными людьми из библейских заповедей, являвшихся во все времена кодексом поведения верующей части человечества.
 
     Сегодня во многих странах мира, в том числе и в США, люди живут по меркам, максимально приближённым к Моральному кодексу строителя коммунизма. Конечно, и в этих странах имеются «отдельные недостатки», мешающие «победоносному движению к всеобщему коммунизму». Что тут поделаешь – такова природа человека: спотыкаться на ровном месте и преодолевать трудности, создаваемые им самим. Но, тем не менее, движение вперёд есть. И даже те страны, которые пока не в состоянии «тягаться» с «семёркой» или даже с «двадцаткой» развитых стран, всё равно, волей-неволей вынуждены тянуться за авангардом – а куда им деваться?

  И тут невольно приходит мысль об особой роли Соединённых Штатов в этом движении.
 
    Ещё сидя в самолёте А-320 компании «Эйр-Франс», летевшим из Сан-Франциско в Париж над просторами Атлантики, хорошо просматривавшейся из окна правого борта, и своим серым однообразием наводившей на размышления, я сравнивал скорости и время, с которыми преодолевали пароходы, плывущие в Америку сто лет назад, почти то же расстояние, что и самолёт, на котором я лечу. Я начал сравнивать, за сколько времени достиг бы знаменитый «Титаник» Нью-Йоркского порта, не столкнись он с айсбергом как раз на том месте, над которым сейчас повис на маленькой карте монитора в спинке, переднего от моего, кресла крошечный самолётик – по левому борту проплывал полуостров Ньюфаундленд. На мониторе время от времени всплывали дата и время: 10 January 2012; часы:минуты.

   Без трёх месяцев сто лет назад под крыльями нашего самолёта произошла великая трагедия, в которой косвенно виноватыми можно признать и Соединённые Штаты Америки. Просто потому, что туда плыл «Титаник». Так уж сложилось, что во всём виновата Америка. И тому есть, на мой взгляд, причина: Америка, – та, доколумбова Америка, – мстит европейцам за тот разор, что принесли они коренным народам континента: их жизням, культуре, наследию, святыням и неразгаданным до сегодняшнего дня загадкам этих народов. США, как государство европейского образца,  внесли свою лепту в этот разор мира, который существовал ещё некоторое время до и после их образования на просторах Северной Америки. Но этот загадочный мир не исчез, он живёт и проявляет себя иногда страшным образом, повергая живущих на территории Штатов время от времени в страх и ужас жестокими природными катаклизмами, экономическими кризисами, политическими потрясениями и необъяснимым физическим насилием.
 
    Впрочем, это всего лишь полёт фантазии в сторону, навеянный реальным полётом над местом катастрофы «Титаника».

     А если рассуждать здраво, то Соединённые Штаты – это государство, страна, родившаяся в кровавых муках, и взрослевшая с невиданной доселе в истории скоростью, которая показала, как надо работать, трудиться, созидать, добиваться поставленной цели – обленившейся, самодовольной Европе и остальному миру.
 
    И стала локомотивом человечества.

    И если уж сравнивать США с локомотивом, то страна в своём развитии  прошла через все стадии формирования этой машины, обладая всеми аналогичными достоинствами и недостатками того же паровоза, затем тепловоза и электровоза, стремясь к наиболее совершенной конструкции такой страны-локомотива. Разумеется, это сравнение весьма общее, зато в таком сравнении наиболее заметны достоинства и недостатки  любого из объектов сравнения. Движение вперёд, прогресс в любом деле сопряжён с риском получить не то, что ожидаешь или вообще погореть на чём-то. Американцы не боялись ни того, ни другого. Они брались делать то, чего до них никто не делал, и продолжают делать так. Мировое лидерство молодого, уверенного в себе государства, в науке, технике, технологиях, экономике, культуре – бесспорно. И поэтому проявление всего дурного в Америке – а оно неизбежно в такой стране – воспринимается остальной частью человечества весьма придирчиво.

    Почему эту роль не взяло на себя какое-либо европейское государство, например, Англия, Франция или Германия?

    Они были заняты междусобойками. Несмотря на то, что научная, техническая и философская мысли в этих европейских государствах были на очень высоком уровне, практическое воплощение их в полной мере было невозможно из-за постоянных разборок между собой – политических или территориальных или тех и других вместе: две мировые войны возникли в центре Европы и с активным участием этих трёх стран. Америка же училась на ошибках Европы, одновременно пожиная плоды европейских разборок. Используя накопленные мировые знания, часто пропадавшие втуне, американцы совершили мировую технологическую революцию, а вместе с ней и техническую. Стало ясно, что без предприимчивости, обоснованного риска, привлечения мировых ресурсов, в том числе и интеллектуального потенциала одиночек, такого результата достичь Америке вряд ли удалось бы.

    Сложился поведенческий архетип американца, под который попали все, кто населяет Соединённые Штаты.
      
    К сожалению, в сознании бывших советских людей этот общепризнанный архетип под влиянием коммунистической пропаганды претерпел настолько устойчивые искажения, что до сих пор, по прошествии четверти века после падения коммунизма, у большинства их осталось представление об американцах, как о кровожадных пещерных существах, только и стремящихся всех и всё поработить и уничтожить. И именно поэтому все свои внутренние беды мы связываем с «происками Америки» – во всём виновата Америка!  Ну, разумеется, если мы свою телегу  прицепили к современному локомотиву, то кого же ещё винить, как не локомотив, который слишком шибко тянет дряхлое транспортное средство. И рождается тогда спасительная ложь: «мы никому не нужны», «нас нигде не ждут», «нас хотят поработить» и тому подобные вариации на тему: «взять, ничего не давая взамен».
 
    Всё в сегодняшней Америке достигнуто трудом – часто страшным трудом – многих поколений американцев. Можно и нужно ставить в упрёк американцам жестокое отношение к коренным народам Северной Америки в начале становления американского государства, так же, как и любому колониальному государству Европы, включая и Россию: взять, к примеру, покорение Ермаком Сибири, раздел Речи Посполитой, завоевание Крыма и Кавказа. В этом плане рыльце у многих европейских государств в пуху. Спишем эти грехи на «историческую необходимость» продвижения цивилизации? Давайте тогда списывать всем, кто насаждал цивилизацию таким образом. 
 
    Не буду вдаваться в особенности американского политического мышления – это отдельная тема, которая далеко не всегда украшает Америку, но что невозможно отнять у американцев, так это умение работать и видеть способности к работе у других, приезжающих в Америку. Америка любит лидеров, принимает их. Если вы умеете что-то делать новое, – я тут, возможно, уже повторяюсь, но это заслуживает того, – вы всегда найдёте себе применение в этой стране. Но мы, в большинстве своём, хотим, грубо говоря, халявы – такой у нас менталитет.
   
    И потому мы не любим Америку.
 
   По своему генетическому менталитету белорусы – нация, застрявшая среди «растений и животных», но волею Бога, оказавшаяся не в дебрях Латинской Америки или Новой Гвинеи, а в центре Европы. Наши гены – самые древние по чистоте среди славянских народов, и не разбавлены чужими генами так, как смешались они у почти всех народов Европы, а уж тем более, у американцев.
 
    Где ж мы будем любить Америку?


                Окончание следует http://www.proza.ru/2017/01/04/1386