Роль справедливости для россиян

Аникеев Александр Борисович
       СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ - это соответствие действий всех лиц государства требованиям социально-экономического иерархического неравенства сложившегося в обществе в процессе его развития, когда нормы социальной справедливости определены законами при развитой системе обеспечения законности для формирования и защиты социальных прав каждого гражданина согласно закона, который принимается, устанавливается и поддерживается большинством населения.


      Подтверждение важной роли справедливости для россиян – это восприятие ее российским народом как одного из важнейших аспектов модернизации страны. Но к сожалению, при ответе на вопрос о том, какая идея должна стать ключевой для модернизации России, идея социальной справедливости оказалась только на третьем месте (в 2010 г. ее поддержали 31% населения), пропустив вперед идеи равенства всех перед законом, (а всегда ли законы справедливы?), и соблюдения прав человека (41%)(А о каких правах речь?) Идея справедливости, как и борьба с коррупцией, интересует только 38% россиян и мало отражает их представление о такой социальной составляющей жизни общества. При этом аспект, связанный с формированием эффективной инновационной социальной экономики, отметил в качестве ключевой идеи для модернизации лишь каждый четвертый россиянин, хотя именно он чаще всего звучал на различных уровнях обсуждения. Это говорит только о том, что россияне очень мало серьёзно задумываются и интересуются такими аспектами общественной жизни страны. А в таком случае о каких целях власти народа России может вообще идти речь???

      Возможно, это связано с тем, что россияне понимают, что в сложившейся социально-политической обстановке, утвердившейся в современной “институциональной матрице”, становление эффективной инновационной социальной экономики невозможно и, соответственно, ставят во главу угла именно проблемы изменения самой этой “матрицы” и построения основ справедливого общества.

     Наконец, о значимой роли справедливости в жизни россиян ярко свидетельствует и то, что мечта о жизни в справедливом и разумно устроенном обществе входит в число трех наиболее распространенных вариантов мечтаний о справедливом обществе  в жизни россиян (33%), отставая лишь от мечты за добросовестный труд на благо общества иметь от общества необходимый материальный достаток достойно труда, с этим сопоставима позиция с мечтой о хорошем здоровье (33%).

      Доля тех, кто выбирал жизнь в справедливом и разумно устроенном обществе, заметно возрастала с ростом уровня образования. Таким образом, мечты “для себя” дополняются для россиян и мечтами “для общества”, и именно идея справедливости играет тут ключевую роль. Россияне очень болезненно воспринимают чрезмерную дифференциацию доходов и их оценка справедливости распределения доходов и средств для жизни показывает, что существующие сегодня в России социальное неравенство кажутся несправедливыми почти всем слоям населения, независимо от их уровня жизни и личного благополучия.

     Кроме этого, оценивая текущую ситуацию с точки зрения ее справедливости или несправедливости, россияне руководствуются скорее представлениями о должном, справедливом для общества, нежели своими личными интересами, и такое представление о должном свидетельствует об особой нормативно-ценностной модели, существующей в стране и принятой всеми массовыми слоями общества.

     Однако смысловое наполнение столь важной для россиян идеи социальной справедливости может быть разным. Посмотрим, каково именно понимание населением справедливости, обратившись к вопросу о том, что в рамках преобладающей культурной модели представляется россиянам справедливым или несправедливым.
     Учитывая высокую значимость идеи справедливости при восприятии текущей ситуации можно “программировать” степень социальной напряженности. В этом контексте важным негативным индикатором выступает тот факт, что в настоящее время подавляющее большинство россиян называют существующие различия в доходах слишком большими (83%), две трети россиян считают сложившееся положение с частной собственностию в России несправедливой, и аналогичная доля населения считает, что люди не получают достойного вознаграждения за свои навыки, способности и квалификацию. При этом более половины россиян (54%), но все же заметно меньше, чем в отношении общества в целом, отмечают, что последнее утверждение относится и к ним лично. По их мнению, с учетом имеющейся у них квалификации и тяжести их труда, они получают за свой труд значительно меньше, чем того заслуживают.

     При классификации идей, отражающих мечты россиян о будущем страны, мечта о жизни в справедливом и разумно устроенном обществе тесно связана с мечтой об обеспечении прав человека, народовластии и свободе от какого-либо угнетения. Но это возможно только тогда, когда есть закон, который даёт с правом на труд гарантированное право и на социально-бытовые условия жизни достойные труда при всех политических правах и свободах.

     Но возможно ли это без сильной и жёсткой власти, способной обеспечить порядок в стране, как это делается в социально развитых странах? Такая классификация демонстрирует связку “власть – справедливость”, существующую в сознании россиян, особенно тех, кто хотел бы жить в справедливом обществе и видят основным гарантом справедливости именно государство.   Но многие ли россияне хотят и способны объединяться за реализацию такой справедливости?  Особенно если известно, что всякая политическая идея материализуется только тогда, когда эта идея объединяет достаточное количество населения и никак не иначе! История развития России это постоянно подтверждает…


     В высокогуманном обществе равноправия и социальной справедливости социальная справедливость определяется пропорциональностью распределения количества и качества производимых обществом и необходимых каждому базовых социально-коммуникационных средств необходимых для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития и жизни населения (добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды, энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация, транспорт) количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи, изготовления одежды, сантехника и прочие конечные устройства средств коммуникации можно и по зарплате от результатов квалификации труда членов общества на рабочем месте в экономике страны! И чем равномернее и справедливее распределяются качественные средства для жизни на душу населения, тем выше уровень социальной справедливости в обществе и выше уровень жизни населения!

      Дети должны иметь всё необходимое для своего развития в силу несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, прилежание в учении и примерное поведение при подготовке к труду, чтобы быть полноправными гражданами, старики как уже заслужившие своё право жить по заслугам в труде на своём рабочем месте после выхода на пенсию. При сохранении рынка вне социально-коммуникационной сферы и на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.

     А если в стране не в состоянии определить количественные и  качественные характеристики труда, чтобы потом формировать для всех заинтересованность в повышении квалификации и в добросовестном труде для удовлетворения своих социальных потребностей, чтобы распределение количества и  качества производимых социальных благ было от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, чтобы потом необходимые каждому средства для жизни распределять качеством от квалификации труда для счастливой и плодотворной жизни этого населения, то стоит ли говорить о высоком уме и духовности такого народа???

     Учитывая, что духовность на Руси, как и во многих других странах мира, определяется и воспринимается людьми как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже диким  животным. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами!

    Сегодня говорить о какой-то духовности большинства российского народа, который локтями расталкивает своих соплеменников, фактически на законных основаниях лишает жилья родственников, которому доставляет удовольствие обирать своих соплеменников, вообще бессмысленно. Передовые социальные идеи, которые развиваются в социально развитых странах, нашему населению часто чужды и непонятны. Это скорее абсолютно бездуховный, варварский, отсталый народ, у которого деньги и стремление прибрать к рукам как можно больше денег и благ, стоят выше всех других человеческих ценностей, да ещё если это поощряется правительством. И не надо путать духовность с религиозностью, в условиях падения грамотности и росте безнравственности при активности церкви может развиваться не духовность, а именно религиозность, в основе которой страх перед карой господней за грехи, да и это за деньги многие «отмаливают» у «слуг Господа» и продолжают грешить.

     Именно поэтому людям с БУРЖУАЗНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ всегда не хватает денег и их низкоморальная задача обирать других людей посредством своего капитала и низкой духовности, а не быть полезным обществу! Но от того, что у человека останется необходимая для достойной свободного человека законодательно определённая норма жилья или других благ от их общего количества, его судьба не сломается!!! Судьба часто ломается у тех, кто остаётся совсем без жилья и других средств для достойной человека жизни!!! Но лишённым духовности это НИКОГДА не понять, они даже не поделятся с ближним тем, что им самим не нужно, да и приобретённые буржуазные привычки им уже не позволяют делать добрые дела, они способны только на морально низкие дела, ещё более ухудшая жизнь окружающих их людей...

      Скотов лишённых духовности и уличённых в преступлениях лучше хорошо изолировать от общества, а перевоспитывать, то есть менять вектор их мировоззрения, особенно в наших тюрьмах, почти бесполезно!!! Но сегодня в наших варварских условиях другой духовности и быть не может, да и при советской власти из тюрем выходили преступники чаще всего только более профессиональнее в своём криминальном мастерстве...



       По теме -

       http://www.proza.ru/2014/12/18/821

       http://www.proza.ru/2012/11/02/632

       http://www.proza.ru/2014/09/04/413

       http://www.proza.ru/2016/06/22/414

       http://www.proza.ru/2014/02/27/79

       http://www.proza.ru/2013/10/30/195

       http://www.proza.ru/2010/03/13/641