Человеческое общество в свете истмата

Вячеслав Бикташев
       Как известно Марксом и Энгельсом была только начата разработка теории исторического материализма, которая была сведена ими к смене общественно-экономических формаций (ОЭФ) на временной шкале эволюции человеческого общества.
   По Марксу и Энгельсу движущей силой развития человеческого общества в пространстве и времени являлась классовая борьба. По существу Маркс и Энгельс реформировали традиционную историческую науку, привнеся в неё новаторский материалистический философский подход, что позволило максимально приблизить историческую науку к объективности.   
    В то время почти одновременно с работами Маркса и Энгельса вышли труда Ч.Дарвина и Льюиса Моргана также посвящённые человеческому обществу, в которых движение человечества во времени объяснялось и показывалось с естественно-научных биологических позиций.
     Ознакомившись с трудами Дарвина и Моргана, Маркс признал дарвиновскую теорию эволюции в качестве материалистического обоснования своей теории истмата. Требовалось объединить и согласовать марксизм и дарвинизм, чем и планировал заняться Маркс, но смерть ему помешала. Об этом нам известно из предисловия к работе Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства," которая была им написана по конспектам Маркса труда Льюиса Моргана. По существу эта работа является совместно написанной Марксом и Энгельсом и является их совместным завещанием, указывающим дальнейшее направление развития теории марксизма.
     Это даёт нам право утверждать, что в основе марксистского исторического материализма лежит теория эволюции Ч.Дарвина. Это означает, что история смены ОЭФ, классовой борьбы, революций и  вообще всего движения человечества неотделима от природной эволюции хомо сапиенса и определяется во многом ею.
   Без учёта дарвинизма, без чёткого понимания, что человек это в первую очередь биологический объект, что бытие определяет его сознание, исторический материализм теряет свою целостность и материалистическую сущность и по существу превращается в идеалистическую идеологию, каковых было много на протяжении истории.
    Что на самом деле и произошло с марксизмом во второй половине 20 века в России, когда с момента прихода Хрущёва к власти истмат выродился в набор идеалистических лозунгов типа  "построим коммунизм за 20 лет", при этом совершенно не принимая во внимание фактический уровень общественного сознания, не готового к коммунизму.
   А в это время на западе, используя положительный опыт строительства социализма в СССР, учитывали и опирались в первую очередь на биологическую, материальную сущность человека, которая целиком определяет политику рыночной экономики. И государства запада добились высокого жизненного уровня своих народов недостижимого при капитализме.
    Вывод из всего вышесказанного. В основе марксизма и истмата лежит дарвинизм, что означает что история человечества, представленная марксизмом как смена ОЭФ, происходящая вследствие классовой борьбы имеет материалистическую сущность, объясняемую теорией эволюции Дарвина, а классовая борьба это форма явления, содержанием которого является диалектическая, внутривидовая конкурентная борьба естественного отбора за выживание согласно теории эволюции Дарвина.
   Исходя из этого понимания истмата мы и должны исходить анализируя бытие, которое предстаёт перед нами в виде войн и революций. Т.е. история человечества это эволюция хомо сапиенса во времени и пространстве, объективно заданная природой, но имеющая субъективную составляющую, определяемую идеологическим наполнением общественного сознания. Можно сказать что эволюция человека предопределена и происходит объективно в сторону увеличения энтропии как меры увеличения производимой работы в открытой термодинамической системе человеческого общества. Здесь очевидно мы можем проводить аналогию используя принцип универсальности законов бытия и использовать понятие энтропии термодинамической системы или энтропии газа в применении к человеческому обществу. Т.е. для человеческого общества как и для открытой термодинамической системы применимо понятие энтропии, которое означает что эволюцию человечества можно рассматривать аналогично процессу термодинамической  открытой системы который идёт неизменно в направлении увеличения энтропии вследствие потребления энергии, что означает увеличение производимой работы в виде прогресса, сопровождающегося движением народных масс в форме войн и революций.  Т.е. человеческое общество это открытая термодинамическая система на планете Земля, подобная газовому облаку, состоящая из хаотично  движущихся и сталкивающихся субъектов, с неуклонно возрастающей  энтропией.
    В бытии системы человеческого общества это означает, что  хаос войн и революций, экологический хаос, вызванные столкновениями множества субъектов увеличивается. Что мы и наблюдаем на планете Земля.
    Но одновременно происходит укрупнение субъектов за счёт объединения отдельных мелких США, СССР, Европейский Союз, ООН, транснациональные промышленные кампании, происходит глобализация и всё это уменьшает хаос системы. Данное обстоятельство позволяет сделать допущение, что кроме термодинамического  физического процесса в системе человеческого общества одновременно существует другой процесс при котором энтропия уменьшается.
    И этот другой процесс есть не что иное как субъективный процесс эволюции человеческого общественного сознания, благодаря которому уменьшается хаос. Это то о чём говорили Маркс и Энгельс только своими словами. Т.е. благодаря эволюции человеческого разума происходит уменьшение иррациональной механической работы в виде войн и различных конфликтов.
   Здесь мы наблюдаем диалектическую борьбу противоречий. С одной стороны борется естественный природный термодинамический процесс открытой системы, с другой стороны ему противодействует субъективный эволюционный процесс развития общественного человеческого сознания.
  Что победит, от этого зависит дальнейшая судьба человечества.
     Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод. История человечества объясняется эволюцией  открытой термодинамической системы биологического вида хомо сапиенс и предстаёт перед нами как смена ОЭФ. Отличие одной ОЭФ от другой определяется только значением энтропии,  и очевидно другие признаки ОЭФ, на которых концентрировали наше внимание классики, например, частная собственность, или наличие факта государственного переворота, не являются критичными. Т.е. Наличие или отсутствие частной собственности в экономике государства само по себе ещё не определяет эту экономику социалистической или капиталистической.
    Исходя из этого во второй половине 20 века в СССР была допущена стратегическая ошибка руководством КПСС, заключающаяся в том, что передовые страны запада в конце 20 века уже не относились к капиталистическим и не должны быть воспринимаемы как  антагонистические идеологические противники.
    Если использовать в качестве критерия ОЭФ энтропию термодинамической системы  человечества, то очевидно точкой перехода к социалистической ОЭФ на планете  Земля являются события в 1928-1929 г.г. происшедшие в СССР и США. Эти события коллективизация в СССР и великая депрессия в США, ознаменующие собой повышение энтропии общества, которое позволяет констатировать наличие необходимого условия (критерия) перехода в ОЭФ социализма. Маркс и Энгельс по существу говорили об этом утверждая что неизбежна мутация переход капитализма в социализм, только употребляя свой термин загнивание капитализма. В СССР этот факт был зафиксирован конституцией 1936 г. В США вследствие идеологического отставания этот факт перехода к социализму не признают официально до сих пор. 
    Конечно, это удивительно, но в советской и американской истории 1920-30-х годов есть прямые параллели.
   В 1928 г. в СССР начинается коллективизация, призванная  устранить рыночную непредсказуемость (хаос) мелких производителей (крестьян) и дать государству ресурсы для индустриализации.
С разницей всего в год (осень 1929 г.) в США начинается Великая Депрессия (при президенте Гувере), помимо всего прочего она вызывает (хаос) массовое разорение фермеров, особенно мелких, сильно завязанных на банковские кредиты и не имеющих собственных резервов.
Таким образом, и в СССР, и в США практически в одно и то же время мелким сельским производителям (крестьянам-частникам в СССР и фермерам в США) был нанесен смертельный удар. В СССР индивидуальные крестьянские хозяйства практически исчезли, в США уцелели лишь крупные агропредприятия.
  Это привело к значительному искусственному эффекту нейтрализовавшему иррациональный природный фактор хаоса повышения энтропии и в дальнейшем к упорядочиванию экономики обоих стран.
   Но вначале в обеих странах наблюдалось возрастание хаоса.  Этот процесс сопровождался  массовой  гибелью от голода в Советском Союзе в 1933 г. Поразительно, но и в США в 1932-33 гг. фиксируются  голодные смерти. Количество жертв вполне сопоставимо: считается, что в ходе коллективизации, последующего голода и ухудшения условий жизни в СССР умерло до 10 млн. человек; в США с 1930 г. по 1940 г. "недостача" населения составила 11 млн. - это люди умершие от голода и плохих условий жизни, в основном разорившиеся фермеры.
    Вывод.  Точкой отсчёта прихода на планету Земля новой ОЭФ, названной марксистами социализмом, являются события происшедшие в СССР и США в период 1928-1933 г.г.