Памяти Натальи Деомидовны Парыгиной

Валерий Савостьянов
Валерий САВОСТЬЯНОВ

«СЛАДКАЯ КАТОРГА»
ИЛИ ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
(ПАМЯТИ НАТАЛЬИ ДЕОМИДОВНЫ ПАРЫГИНОЙ)

Сегодня я уже знаю, что не бывает ничего случайного: линия судьбы, закручиваясь в спираль жизни, поднимает нас на ту высоту, которую мы заслуживаем и которая нам изначально предназначена.
И с этой высоты нам уже по-иному, чем ранее, видятся наши, на первый взгляд хаотичные, поступки и встречи, наши, вроде бы мелкие, дела, события и случаи. Но оказывается, все они нужны были, чтобы высветить главную мечту нашей жизни и обозначить нам направление к её осуществлению, к той самой единственной и заветной двери, которую нужно открыть золотым ключом нашей мечты.
«Золотой ключ» называлась книга рассказов, подаренная мне в самом начале 60-х годов в пионерском лагере на Сеже, и в этой книге — два рассказа Натальи Парыгиной «Хлеба созревают» и «Личное счастье». Они и стали моим первым, пока ещё лишь заочным, знакомством с молодой тульской писательницей. Книга эта вышла в Тульском книжном издательстве в 1956 году, и до сих пор, как реликвия, хранится в моей библиотеке.
Теперь-то я знаю, каким «золотым ключом» я открыл дверь в литературу, прежде всего, в нашу тульскую литературу, и вошёл в неё со своими первыми стихами, одно из которых, кстати, вскоре было опубликовано в заводской газете «Металлург»…

Книга «Золотой ключ», в которой два рассказа Натальи Парыгиной «Хлеба созревают» и «Личное счастье» (ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ: Сборник рассказов / Редактор Мосолов М.А. // Обложка и титул Ю.В. Воргушина. — Тула: Тульское книжное издательство, 1956. — 200 с.)

Шли годы. И хоть, как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», но пришло время и моего личного знакомства с Натальей Деомидовной Парыгиной.
В конце 70-х и в начале 80-х годов прошлого века меня, как перспективного молодого поэта, уже зачисленного Бюро пропаганды художественной литературы, существовавшим тогда при нашей Тульской писательской организации, в «литературный актив», начинают регулярно включать в писательские бригады и командировать в районы области на так называемые Недели художественной литературы. Одну из таких Недель литературы мне посчастливилось провести в Ясногорске и Ясногорском районе вместе с Натальей Деомидовной Парыгиной.

Наталья Парыгина и Валерий Савостьянов на Неделе художественной литературы (с 19 по 23 января 1981 года) в Ясногорском районе Тульской области. Валерий Савостьянов читает свои стихи.

Когда выступаешь с известным писателем в районе, делая при этом по 3-4 выступления в день, а всего за неделю это 15-20 выступлений, то узнаёшь много нового об этом писателе и многому учишься у него. Так и я учился у Натальи Деомидовны. И не только отношению к своему писательскому слову в книгах и к слову, сказанному на встречах с читателями — это само собой разумеется.
Учился ещё и тому, как вести диалог, отвечать на вопросы читателей, учился достойному поведению (не дай Бог опоздать на встречу хоть на минуту!), учился достойно выглядеть. Потому что в понятие писатель входит и это тоже (во всяком случае, так было ранее): то есть, не только слово твоё должно звучать и трогать читательские сердца, но и сам ты личным примером обязан подтверждать весомость и значимость своего писательского слова. А значит, и вести себя и выглядеть ты, товарищ писатель, должен достойно и гордо! И у Натальи Деомидовны это всегда так и бывало — и потому у неё было чему поучиться.
«…Сердца! Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя!» —
часто цитировала она нашего общего с ней любимого поэта…
С тех пор Наталья Парыгина для меня — один из моих литературных наставников. Школа наставничества была тогда одним из важных элементов литературной работы с молодыми авторами. К сожалению, сегодня эта школа в нашей писательской организации  практически утеряна…
Мне всегда нравились книги Парыгиной, их простые, душевные, близкие сердцу сюжеты — как говорится, всё, «что сердцу дорого». И я бы мог написать об этих книгах много тёплых и даже восторженных слов.
Но, однако, я не хочу анализировать здесь, в моей краткой газетной статье, творчество Натальи Деомидовны Парыгиной. Не хочу хотя бы потому, что, во-первых, я всё-таки не профессиональный критик и даже не ревнивый прозаик, а лишь влюблённый в эти книги поэт, а, во-вторых, это давно уже сделано известными критиками. Такими, как, например, Сергей Львович Щеглов (Норильский) — в его книге «Не вечно зло, если добро множить». Выходила книга эта, кстати, в двух изданиях, и за неё он получил нашу главную областную литературную премию имени Л.Н. Толстого.
Я же скажу лишь вскользь о двух последних книгах Натальи Парыгиной.
Её замечательная, на мой взгляд, книга «Семейные повести» (Тула, 2008), увы, так пока и остаётся незнакомой широкой читательской аудитории и, по большому счёту, пока так и не прочитана не то что российским, а даже и нашим тульским читателем. Ибо тираж этой книги даже по меркам нынешнего времени просто смешон: всего 70 экземпляров.
Некоторое утешение лично для себя нахожу лишь в том, что книга эта, которой я, по счастью, обладаю — сегодня из-за её столь мизерного тиража библиографическая редкость, реликвия… 

Парыгина Н. СЕМЕЙНЫЕ ПОВЕСТИ. — Тула: Гриф и К, 2008. — 360 с.

А последняя книга Натальи Деомидовны Парыгиной (скорее, книжечка: в ней всего 36 страниц), которая, может быть, потому так и называется «Страницы нашей жизни», вышла в 2010-ом году к 50-летию нашей Тульской писательской организации: и она как бы подводит итог нашей общей полувековой писательской работы.
И мне кажется, что это так символично и так справедливо, что столь важное, — особенно, думаю, для будущего всей нашей писательской организации, — дело смогла и успела сделать именно Наталья Парыгина. Ведь она одна из тех, кто стоял у истока нашей Тульской писательской организации и кто вошёл в её первый состав.

Парыгина Н.Д.  СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ. К 50-летию Тульской писательской организации Союза писателей России. — Тула: Гриф и К, 2010. — 36 с.

Книгу эту, по моей просьбе и, конечно, желая сделать наш скромный подарок Наталье Деомидовне, набирала на компьютере и верстала моя супруга Людмила Михайловна, удостоенная за это личной благодарности, а также и похвалы Натальи Деомидовны, запечатлённой в её записке, которую привожу здесь же.
Когда в Туле наконец-то будет свой литературный музей, какие есть, например, в Курске, в Орле и во многих других областных городах России, то эту записку я обязательно передам в экспозицию Натальи Парыгиной. Хочу верить, что экспозиция её будет одной из самых ярких, самых представительных, каким, собственно, и было её творчество.
 
Записка Натальи Деомидовны Парыгиной с благодарностью за набор и вёрстку её книги «Страницы нашей жизни» (Тула, 2010)

Все эти годы, начиная с личного знакомства, я дружил с Натальей Деомидовной и с её семьёй, и так случилось, что я стал, вероятно, последним из писателей, видевшим нашу Наталью Деомидовну Парыгину — классика, героя, а теперь уже, можно сказать, ещё и легенду нашей Тульской писательской организации — живой.
Она не отказалась от встречи, несмотря на её тяжёлую болезнь — и, хотя уже не могла разговаривать, но нашла силы принять меня и, пусть и недолго, посидеть со мной за столом.
А на прощание она посмотрела мне в глаза и пожала руку. И было это её молчаливое пожатие руки — многозначительнее наших, порой многословных, речей. Это, мне кажется, был призыв достойно продолжать наше писательское дело, достойно вершить его, стойко перенося все тяготы этой нашей «сладкой каторги», как она порой образно называла его…
Со смертью Натальи Деомидовны ушла целая эпоха в нашей тульской литературе — но вспоминаю её, вспоминаю нашу последнюю встречу, и почему-то хочется верить, что всё ещё впереди…
                28 декабря 2016 г.

И ещё несколько фотографий с Н. Д. Парыгиной из моего фотоархива:
 
На юбилейном вечере Натальи Деомидовны Парыгиной в колонном зале Дома творчества в Туле на ул. Каминского, 51.

Наталья Деомидовна Парыгина с поэтами Валерием Савостьяновым и Валентином Киреевым на писательском собрании в колонном зале Дома творчества в Туле на ул. Каминского, 51.
 
Наталья Деомидовна Парыгина в Тульской областной библиотеке. Валерий Савостьянов помогает донести подаренные ей на вечере книги.

Наталья Деомидовна Парыгина с группой писателей на веранде Дома творчества в Туле на ул. Каминского, 51.
Справа налево: Н.К.Дружинин, Т.Д.Парыгина, Н.Д.Парыгина, В.Я.Маслов, М.Н.Казакова, В.Н.Савостьянов, О.В.Пономарёв, В.Ф.Пахомов, А.М.Меситов