18. 07 - День рождения поэта. Автограф Евтушенко

Николай Шурик
      Вот и вторая встреча с Евтушенко. Первая была года три назад в книжном магазине «Библио - глобус». На этот раз – тоже книжный магазин, только теперь – «Москва». По моей оценке, народа собралось побольше (а сидений – поменьше).

      Была у нас и еще одна встреча, правда, виртуальная, когда оказался я на даче Евтушенко в Переделкино, где представлена была интересная выставка подарков поэту со всего света; книги его, изданные на разных языках; видеофильм… Да и сама прогулка по этому поселку очень своеобразная: идещь по нему, а вокруг - мемориальные дачи Пастернака, Чуковского, чуть дальше - Окуджавы; и какую фамилию не вспомнишь из пишущих или играющих (от А до Я), -   все они здесь, сплошной музей под открытым небом...

       Впрочем, сейчас речь идет о встрече 26 декабря. К моему удивлению и радости ПОЭТ читал свои стихи настолько четко и вдохновенно, что невольно подумалось, может, это не 2016, а 1976 год? Своей гражданственности Евтушенко не изменил, очень актуально прозвучали его стихи о том, что нельзя забивать окно в Европу, порубленное еще Петром Первым. Собравшиеся читатели-почитатели тепло приветствовали чтение стихов, остроумные и откровенные ответы на вопросы об его жизни в Союзе и в США, о месте поэта в обществе, о непростых отношениях с «сильными мира сего» в СССР, о здоровье и ближайших планах…

        А затем выстроилась почти бесконечная очередь желающих получить автограф автора на одной или нескольких его книгах, благо, их было не менее 5 различных видов, от фолианта «Весь Евтушенко» до скромного тверского издания.

        И я оказался в этой очереди, хотя интерес мой был несколько иной. Дело в том, что учился я в 9 средней школе города Петрозаводска, которую в свое время закончил Владимир Морозов, талантливый молодой поэт, учившийся вместе с Евтушенко в Литературном институте. Здесь жил Марат Тарасов, друг Евгения Александровича. Наконец, именно в Петрозаводске, приезжая на лекции или творческие выступления, встретился Евтушенко со своей нынешней женой.

        Потому, оказавшись у столика, за которым «наш Евтушенко» сидел с красным фломастером в руках, я положил перед ним не книгу для подписи, а фото 1953 года с группой студентов Литинститута на лекции, где в первом ряду выделялся своими кудрями Владимир Морозов. Надо было видеть, как изменилось лицо Евтушенко. «Ой, Володя…», и он потянулся к следующему снимку с четырьмя парнями, два из которых были мне незнакомы, зато Роберта Рождественского и опять-таки Морозова было трудно не узнать. Были и другие фотографии. Похоже, Евгений Александрович забыл, чем он сейчас должен заниматься, кто-то из устроителей мягко напомнил ему, что сейчас идет автограф-сессия. Евтушенко перевернул, было, первое фото, чтобы поставить на нем автограф, но я пододвинул всю стопку фото к нему: «Это для Вас!». Выражение интереса на его лице сменилось нескрываемой радостью: «Мне? Ой, спасибо!»

        Вот тут я быстро сообщил ему, что я сам из Петрозаводска, кончил ту же школу, что и Морозов. Не забыл упомянуть, что не прошло еще двух месяцев, как мы отпраздновали 80-летний юбилей нашей школы, и на вечере было отдельное выступление о Морозове, да и в нашей юбилейной книге есть материал о его жизни и стихах…

        Очередь начала роптать, теперь Евгений Александрович взял листок, быстро написал на нем несколько строк и попрощался со мной. На иллюстрации представлено фото автографа. Если кому-то трудно разбирать летящие строки поэта, могу привести их "перевод": «Спасибо родному мне Петрозаводску (и) 9-й средней школе». Думаю, будь листок побольше, перед подписью следовала еще строка «за память о Володе Морозове».

        Вот такой автограф, не стихотворный, но поэтический Новогодний подарок получила «Наша 9», ее ученики, учителя и выпускники в юбилейном году!