Музыкальная история

Дмитрий Маштаков
  Осенью 2014 года я показывал Никите некоторые свои программы на компьютере.
  Программы чисто развлекательного толка - в огороженный квадрат выезжала пушка и давала залп целой кучей шариков. Разноцветные шарики отражались от стен квадрата, перемешивались и сталкивались друг с другом, постепенно превращаясь в спиралевидную галактику.
  Или летала Жар-птица совершенно фантастической расцветки, переливаясь перьями - это в 16-ти цветах было сделано!
  Или играла музыка по тем нотам, которые были написаны. Написаны не нотными обозначениями, а буквами C D E F, или с диезами C# D# E# F# и с бемолями C- D- E- F-, ну, вы меня понимаете.
  Разумеется, все эти прелести были сделаны в среде Турбо Бейсик - старой программой ДОС-овских времён, которой я до сих пор пользуюсь.
  Никиту, из всего этого, заинтересовала музыка.

  Никита, в то время - студент 3-го курса московской консерватории, играл на альте.
  Альт, надо сказать, выделился в солирующий инструмент довольно поздно, и пьес, написанных специально для него почти что и нет, всё больше переложения. Однако, инструмент очень интересный по тембру - ему доступны и высокие скрипичные и низкие, почти что виолончельные звуки. Потому он и очень популярен, особенно среди любителей исполнителей. Добавлю, что тембр вообще, и тембр старинных музыкальных инструментов, в частности, - это то, что называется, мейнстрим развития современной музыки.
  Тембр компьютерного звука Никиту заинтересовал.

  Ну, скажите Вы, тембр! Пищит динамик. Да, действительно, обеднённый звук. Но если интересно, то почему бы и нет? И задумал я сделать пианино на клавишах компьютера. Нажимаешь клавиши - динамик пищит, соответствующие клавишам значки C# D# E# F# записываются в строки. Потом эти строки можно проиграть, а если ошибся, то и исправить.
  Если Вы заглянете в интернет, то такие программы там найдёте, даже онлайн, и даже не с писком, а с благородным звуком фортепьяно.
  Но это - только игрушки, потыкать пальцем и поудивляться. Мне хотелось сделать пианино самому, и на более серьёзном уровне.

  И вот тут имеется некая заковыка, указывая на которую, читатели-скептики крутят пальцем у виска и удивляются - зачем изобретать велосипед? Берите синтезатор, изучайте МИДИ формат - всё давно сделано профессионалами в музыке, и в программировании.
  Но в том вся штука, что я - не такой. Изобретение велосипеда - моё любимое занятие. А уверенность в правильности такого пути не рождена на пустом месте - 50 лет я успешно занимаюсь научной деятельностью, и своих методов менять не собираюсь. И я всегда уверен, что сумею разглядеть массу нюансов там, где другие их не видят. Так в общем и произошло. Но это я забегаю вперёд. А на данный момент своего рассказа я хотел сделать нечто совсем простое, с простым компьютерным звуком.


   ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ

  Первая попытка, основанная на идеологии использования оператора PLAY совместно с тем набором музыкальных возможностей, о котором можно прочесть в описании языка Турбо Бейсик, первая моя попытка окончилась неудачей.
  И сам оператор PLAY, как мне показалось, не вполне совместим с системой Виндос, даже при работе через ДОС-ящик, и некий примитивизм всего этого явно выступал наружу.
  И я отказался от оператора PLAY, и стал использовать оператор SOUND F,T.    
  Здесь первый параметр - частота, а второй равен времени звучания ноты в секундах, умноженному на число 18.2. Я, однако, время это точно не задавал, а, указывая заведомо большее время, обрывал звук оператором SOUND 0,0 - так было удобнее.

  Со второй попытки всё пошло гораздо успешнее. Я придумывал мнемонику нотных строк - обозначения длительностей нот и пауз, смены октав, ускорений и замедлений общего ритма. Вот только громкость звука никак не регулировалась - Бейсик к этому неспособен. Большим достижением была передача записанной на экране в строки в текстовый файл, в котором запись нотных строк можно было разглядывать и править.
  Вот пример подобной записи в современном, продвинутом виде -
 
{VEL 48000  }  первая часть скрипичной пьесы Э.Изаи
 1  {*0420| >^F\G#//B  >BB-AG#<^^  \\^g#B//f  >fee-d<^^  >bb-ag#<^^     }
 2  {*0420| >^>/feeddG#  ^^dccBBF  ^^\feeddc  cBBAAG#G#E                }
 3  {*0420| >^>EABcd#e  ^Ade/FG#A_^  ^B<d7>cG#B  ^A<E7>G<D              }
 4  {*0420| >>df<A7>eee  eee_^<^ag#_^  >^EABcd#e_^  ^Befga#b_^          }
 5  {*0420| >>/^c#<e7>dA#B  ^d<G#7>B<E7>  G#<\B/>^G#AB  AG#F#_^<^A      }
 6  {*0420| >>/GFE_^^>^E<<c^d  ^GB-^G#A  >^\Ade/FG#A_^  ^B<\A7>a<D ^ea_^}
 7  {*0420| >>CGe\Bc/Ae\A  B/Ae\GA/Ae/A  EcEBEcEAEBEG                }
 8  {*0420| >>CAeDCAe\BA/AeC  \B/Ae\BB-/Ae_^  <^\A//<B-6>>AG#G          }
 9  {*0420| >^C/<d-6>>cBB-  /~B-d-d-EEG  G\B-B-\E<~  >^eee/GA-B-_^      }
 10  {*0420| >>^efg_^B-cd-EF#G_^  ^\B-cd-<^GA-B-  ~c_^  ~~              }
,,,
 
  Но это - сейчас, а тогда, два года назад, записывать пьесу Изаи нотными знаками не было никакого смысла - звук был компьютерным биканьем, нисколько не похожим на скрипичный звук. Да и задачи, получить скрипичный звук и сделать звуковой файл, я перед собой не ставил - записать биканье на микрофон, это был самый простой способ.

  Но я не останавливался, мне хотелось добиться от того, что получается, максимально возможного.
  Прежде всего я подумал - если уж ты начал использовать компьютер, то задай все частоты звуков, используемых в музыке, грамотно, не ограничивайся исключительно равномерно темперированной шкалой.
  Как настраивать пианино по классической схеме, то есть на слух по квинтам, я знал, и практический опыт у меня был. И я подумал, настрою-ка я своё компьютерное пианино численно.
  Я не подозревал, что на этом пути меня ожидает почти что открытие. Ну а как мне называть тот факт, что первую шкалу гармоничного звука обнаружил и описал Пифагор, а вторую получил я? Амбиций у меня нет, но тем не менее... Кое-что приятное в изобретении велосипедов случается ))


   НАСТРОЙКА КОМПЬЮТЕРНОГО ПИАНИНО

  То, что я обнаружил, подробно описано в статье "Гармония звуков" -
http://www.proza.ru/2015/04/02/1578  Здесь я расскажу об основном.
  Как настраивается пианино по квинтам?
  Слушаем ноту Ля и находим от неё разрешение в ноту Ре, регулируя натяжение струн этой ноты, если Ре звучит не совсем так, как хотелось бы. И затем, по полученному звуку, настраиваем в октавный унисон верхнее Ре. Это практически - с ключом в руке. А как сделать это численно?
  Берём частоту 440 Гц, умножаем на 2 и делим на 3. Получаем частоту "квинты вниз". Умножая на 2, получаем частоту верхнего Ре.
  Делаем так 12 раз. И, после 12-го раза, о чудо, приходим почти что к той частоте, с которой начали. Почти точно, да не совсем. Мы получаем не 440 Гц, а 434.078 Гц. Разница частот (в нашем случае - около 6 Гц) называется Пифагорейской коммой.

  Мы получили 12-ти ступенный звукоряд, и теперь давайте подумаем - а зачем вообще мы настраивали пианино таким способом? А затем, чтобы в полученном звукоряде содержались гармоничные интервалы - эти самые квинты (и, разумеется, другие интервалы, но о них подробнее - в статье). А хорошо ли, что у нас звукоряд не совсем сошёлся? Что имеется некое различие между его началом и окончанием - 6 Гц?
Будет ли звукоряд настолько гармоничным, чтобы им можно было успешно пользоваться?
  В принципе этим звукорядом все и пользовались, правда мелодии, перенесённые из одной тональности в другую звучали несколько по-другому. А некоторые тональности вообще назывались "волчьими", потому что в них трудно было сочинить что-либо совершенно гармоничное - звук шёл не туда, куда хотелось бы.
  И так было до тех пор, пока не появился И.С.Бах со своей равномерно темперированной шкалой.  Пифагорейская кома была им ликвидирована, все тональности стали равноправными, хотя некоторые интервалы стали менее совершенными. Равномерно темперированная шкала держится и сейчас, особенно при игре в ансамблях, но это не значит, что на интервальные нюансы совсем не надо обращать внимание. Тонкий слух всё различит.

  Итак, у меня получились три настройки - равномерно темперированная шкала, настройка дроби 2/3 по квинтам вниз, и настройка дроби 3/4 по квартам вниз (те же 12 ступеней, что и по квинтам, только в обратном порядке, и кома имеет противоположный знак). Естественно, что музыкальное произведение в каждой из трёх настроек будет звучать немного по-разному, хотя это почти и незаметно.
  Заметно, или незаметно, но я же хочу сделать совершенный продукт, могущий не только продемонстрировать практический результат, но и быть инструментом некого, достаточно тонкого исследования.

  И исследовательское любопытство не дремало. А почему только 2/3 и 3/4, почему только эти дроби? А как с другими дробями, и с другими обертонными соотношениями. Что, если попробовать?
  Я понимаю, почему никто до сих пор этого не сделал - всё же вручную считать скучновато, да и музыканты в математике не сильны. А программисты - ну зачем им настраивать пианино? У них более интересные задачи. Короче говоря, для дробей 3/5 и 5/6 я получил 19-ти тоновый звукоряд, с комой на порядок меньшей (и, стало быть, уже сразу практически равномерно темперированный), и со средней гармоничностью интервалов в три раза лучшей, чем в нашем традиционном звукоряде.
  Не я оказался первооткрывателем, чуть раньше меня 19-ти тоновый звукоряд обнаружили, правда другими, но тоже компьютерными методами, и вот ссылка на ту работу, в которой он описан -
http://unism.narod.ru/arc/2006gs/gs.pdf
  И это, я вам скажу - здорово, потому что я со своим изобретением велосипеда оказался на правильном пути, и с удовольствием добавил ещё две настройки в своё компьютерное пианино.


   КЛАВИАТУРА

  Прекрасно - сказал я сам себе, - в звукоряде появилось 19-12=7 новых звуков, а куда я новые клавиши для этих звуков помещу?
 
  Авторы той работы, на которую я ссылаюсь выше, предлагают клавиатуру белых и черных клавиш дополнить красными клавишами и разместить эти клавиши, также, как и чёрные, но промеж чёрных и белых. Что, на мой взгляд, жутко неудобно - пальцы застревать будут. А вот дополнительная клавиатура - это да. Как оказалось, и придумывать ничего не нужно - раскладка клавиш компьютера как нельзя более подходит для этой цели - http://www.proza.ru/2015/04/02/1593
  Вот ещё одна радость и везение для изобретателя велосипеда!

  Ещё полгода, до лета 2015-го, ушло на совершенствование программы Пианола, так я её назвал, и на получение первых записей полученных через микрофон. Никита записал ноты "Полёта шмеля" Римского Корсакова, и мы радовались, слушая то, что получилось.
  Тут нужно сказать, что при бешеном темпе не то, что тембр, но и частота звука не очень-то различается. А вот для медленных мелодий компьютерное "биканье" не очень хорошо, и если бы наши уважаемые разработчики программного обеспечения думали бы о пользователях, и предоставили бы такой сервис, вроде оператора SOUND, - обращаешься к какому-нибудь порту, указываешь частоту и громкость, и слышишь красивый фортепьянный звук, тогда бы я этим сервисом воспользовался бы, и не придумывал бы ничего дальше.
  Но такого сервиса не было, и изобретение велосипеда продолжилось.
 

   ИДЕИ ПО ОЗВУЧИВАНИЮ МЕЛОДИИ

  Кстати, мой тезис о том, что разработчики программного обеспечения не думают о пользователе, не совсем верен. Они о пользователе думают. Но думают о нём исключительно как о потребителе готового продукта - мы для Вас и за Вас всё сделаем, для Вас всё разжуём, а Вы, пожалуйста, покупайте и пользуйтесь.

  Сия чаша не миновала и любимый мною Турбо Бейсик - в нём имеется оператор PRINT USING, с техникой печати по шаблону, которой я почти никогда не пользуюсь, а также имеется техника перехода по ключам - по назначаемым "горячим клавишам".
  Вот уж последняя техника совершенно не нужна, поскольку в Бейсике имеется функция INKEY$, которая возвращает всё, что Вы пожелаете знать о комбинации нажатых клавиш.
  Интересно, что в среде Визуал Бейсик отслеживается не только нажатие, но и удерживание, и отпускание клавиш, но это, на мой взгляд, уже перебор.
  А вот в среде YaBasic функция INKEY$ работает совершенно неприлично - при нажатии на функциональную клавишу, например, на F8, она выдаёт надпись "KEY 8". Спасибо, что разжевали, но я разжёванное не ем ))

  Ну, ладно, это отступление, вернёмся к проблеме как сделать приличный звук, и более того - а нельзя ли записать этот звук сразу в звуковой файл, минуя микрофон?
  Вы видите, на самом деле задач не одна, а две. И я решал эти задачи поэтапно.

  Рассуждал я примерно так. Предположим, я сделаю программу озвучивания, или найду что-нибудь подходящее в интернете (последняя идея не так уж плоха, если знать, как устроен МИДИ формат, и перевести все звуки в него), но какие исходные данные я могу передать этой программе? Если программа своя, то вопросов нет - передаю в текстовом файле.
  Указываю в файле для каждой появляющейся ноты её частоту, длительность её звучания и длительность небольшой паузы после окончания каждой ноты - программа Пианола такую паузу обязательно делает, даже если установлен режим исполнения легато, иначе звук повторяющихся нот сливается в один. И разумеется, должны быть указаны обычные паузы с их длительностями.
  Этот текстовый файл, называемый Партитура, выглядит примерно так -
 
 1 ================= TFA.TXT   VEL= 48000
 L= 12000
F= 349.230 T1= 11760  T2= 240
F= 207.649 T1= 11760  T2= 240
F= 987.760 T1= 11760  T2= 240
F= 987.760 T1= 5880  T2= 120
F= 932.320 T1= 5880  T2= 120
F= 880     T1= 5880  T2= 120
F= 830.599 T1= 5880  T2= 120
 L= 12000
 L= 12000
 L= 12000
F= 415.299 T1= 11760  T2= 240
F= 246.940 T1= 11760  T2= 240
F= 1396.920 T1= 11760  T2= 240
F= 1396.920 T1= 5880  T2= 120
F= 1318.520 T1= 5880  T2= 120
F= 1244.520 T1= 5880  T2= 120
F= 1174.640 T1= 5880  T2= 120
 L= 12000
 L= 12000
F= 1975.520 T1= 5880  T2= 120
F= 1864.640 T1= 5880  T2= 120
F= 1760     T1= 5880  T2= 120
F= 1661.199 T1= 5880  T2= 120
 L= 12000
 L= 12000
 2 ============ 240000  240000  5
 L= 12000
F= 1396.920 T1= 5880  T2= 120
F= 1318.520 T1= 5880  T2= 120
...

файл длинный, показана только первая партитурная страничка ( = нотная строка) пьесы Изаи, длиться этот отрезок музыки будет 5 секунд и займет в записи WAV формата 240 тысяч семплов.
  В ходе раздумий над проблемой озвучивания я разобрался в структуре звуковых файлов формата WAV, и научился записывать в них амплитуды звука -
http://www.proza.ru/2015/04/11/1943
  Что касается перевода музыкальной записи из WAV формата в распространённый mp3 формат, то для этого существует простой и удобный редактор Wave Editor.
 
  Таким образом, дело пошло, но прошёл целый год (лето 2015 - лето 2016) прежде чем стали получаться результаты, которые не стыдно показывать.
  Чем же был наполнен этот год?


   НАЧАЛО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  Этот год был наполнен исследовательской работой. Взявшись за конструирование музыкального звука, я фактически ничего о нём не знал. Но так бывает всегда. И всегда нужно сначала пробовать сделать нечто самому, чтобы осознать проблему, а потом посмотреть, как это делают другие. Правда, в моём случае смотреть особенно было не на кого - звук синтезировали совсем не так, как собирался делать это я, а те, кто пытался делать так, как я, были примерно на моём уровне. Но я тех и других очень внимательно проштудировал.

  Идея моя состояла в следующем. Чтобы работа шла быстро, напишу совсем простые формулы для вычисления амплитуды звука внутри периода - парабола, похожая на синусоиду, бином, дающий форму колебания вида двугорбого верблюда, - вполне мне подойдут. Начальная амплитуда, коэффициент затухания и модуляционный фактор (указание на амплитудное вибрато, чтобы звук был красивее) составили тройку параметров для каждого типа колебания - для "параболы" и для "верблюда". Ещё я ввел две тройки параметров, регулирующих перекос параболы и верблюда - сделать это было легко, потребовалось добавление линейной функции. Ещё одна тройка параметров регулировала отношение длительности первого и второго полупериода колебания - тоже совсем немного для этого потребовалось, иначе я этого бы не делал. Экономия вычислительного времени - прежде всего.

  Итак, получилось пять групп параметров, которыми я был волен распоряжаться.
  К этой группе из пяти я добавил ещё 6 обертонов, для которых задавалась обертонная частота (отношение частоты обертона к частоте основного колебания), начальная амплитуда и коэффициент затухания.
  Всё прекрасно, но звук не может начинаться сразу с максимального форте, звуку всякого инструмента при его формировании необходим некоторый разгон. Время достижения звуком начальной максимальной интенсивности называется временем атаки. Время атаки для обертонов и для основного звука у меня было разным, и для этого понадобилось ещё два отдельных параметра.

  Всё это я оформил в виде функции создания звука FNS(F,k), где F - частота основного звука, k - номер сценария, по которому звук будет развиваться.
  При первом обращении к функции, внутри неё, операторами заданного сценария, устанавливаются нужные параметры (те параметры, которые в сценарии не указаны полагаются нулевыми или единичными). При последующих обращениях к функции параметры из сценария не читаются, а как бы изменяют сами себя - например, амплитуда каждый раз умножается на диссипативный фактор. И каждый раз функция возвращает некое число, сопоставимое с единицей и не большее восьми (именно за такими числами легче следить, и легче с ними работать). После этого возвращённое число умножается на весьма значительную величину, а именно, на 32000/8=4000, и получается целое число, которое в виде амплитуды очередного семпла записывается в звуковой WAV файл.
   

   РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ МАСТОДОНТА

  Давайте посчитаем общее число параметров, используемых функцией FNS(F,k):
3*5 + 3*6 + 2 = 35 - довольно много, но в счёте присутствуют только ненулевые обертоны, поэтому некая экономия вычислительного времени возможна. Кроме того в счёте внутри периода используются только амплитуды, то есть, из каждой тройки параметров, только один. А перевычисление амплитуд происходит редко - в моменты смены одного периода другим.
  Такой подход к счёту оказался выигрышным и позволил в дальнейшем делать очень тонкие, сложные и разнообразные изменения звука. Но это - в дальнейшем, когда я додумался разделить сценарий на две части - ту часть, которая выполняется в первый раз, и ту часть, к которой программа обращается каждый раз при смене одного периода на другой.
  Но пока этого не было, и я пытался сделать звук фортепьяно из того, что имелось.

  Не сразу это получилось. И я понял, почему никто не идёт тем путём, который я описал. Как я не изменял параметры, звук не менялся совершенно - звук обычной синусоиды с добавлением неприятного свиста обертонов.
  И только когда я перекосил "верблюда" совершенно, так, что он сильно запал в отрицательную часть, и добавил к "верблюду" нечётные обертоны (возведённые в восьмую степень и таким образом сильно обострённые), я получил приличный низкий звук, очень похожий на звук рояльной струны.
  В первой октаве свои примочки - изучив внимательно реальный звук фортепьяно, я сделал ему подобие в виде колебания деформируемой синусоиды -
http://www.proza.ru/2015/04/28/2061
  А для высоких звуков оказалось эффективным переливать амплитуду одного обертона в амплитуду другого - получался очень красивый "хрустальный звук капель", правда для переливания амплитуды понадобилась своя специальная пара параметров. 

  Для практического использования неплохо связать всё это воедино. Но как?
  При переходе от октавы к октаве тембр звука должен изменяться плавно, а у меня то перекошенный верблюд, то деформируемая синусоида, то хрустальные капли - как перейти от одного к другому?
  И я решаюсь создать "мастодонта" - беру удвоенное значение параметров для всего. Половина звучит верблюдом, вторая половина - деформируемой синусоидой. И, по мере изменения частоты, постепенно передаю амплитуду из одной половины в другую.
  Сделал я это. Получил вполне приличный звук рояля во всём диапазоне. Потом посмотрел на своего мастодонта и зарубил его на шашлыки.

  Как оказалось в дальнейшем, правильно сделал. В современной программе озвучивания Трио играют одновременно три музыканта, каждый со своим инструментом и каждый ведёт свою партию. Три мастодонта вместе с ними в программу просто бы не поместились.

  Шашлыки из мастодонта получились хорошие. Собрав свой опыт воедино, я из пяти групп параметров сделал одну, и решил, что четырёх обертонов мне вполне достаточно. Дело в том, что взамен обертонов я теперь активно использую группу рельефа - новую группу из трех параметров и одной строки, со своим отдельным алгоритмом счёта.
  Но и обертоны тоже кое в чём помогают.
  Ещё одна группа параметров со своим алгоритмом счёта - это группа звуков Виолы.


  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТА

  Говорят, нельзя класть яйца в одну корзину. Также нельзя ожидать того, что один алгоритм удачно закроет все проблемы синтеза звука. Поэтому я считаю естественным и правильным то, что в звуковой функции используются группы параметров с разными алгоритмами счёта. Работа одной группы дополняет работу другой группы.
  За год исследований я написал немало самых разнообразных статей, и вы можете поинтересоваться и просмотреть их.
  Современное состояние проекта описывается в статье -
http://www.proza.ru/2017/10/13/1274
  Музыкальные записи, сделанные за последние полгода, можно прослушать тут -
http://yadi.sk/d/poMxlrBuxendv

  Но основным достижением я считаю не практические результаты, хотя и они показательны, а сам метод, а также разработанную мнемонику, оказавшуюся удачной для записи нот, и удобной для пометок в партитуре.
  Кстати, пометки в партитуре - это особая статья. Именно они указывают на все нюансы извлечения звука. В частности, можно дополнять звуки мелодии аккордами, и для этого не требуется отдельный канал - аккорды указываются прямо в партитуре, а звук нот аккорда присоединяется к звуку основной ноты непосредственно внутри звуковой функции, при заходе туда за амплитудой очередного семпла.
 
  То, что программа озвучивания является открытой - она отдельно не компилируется, а работа с ней ведётся прямо из среды Турбо Бейсик, позволяет осуществлять в ней эксперименты по исследованию музыкального звука, по созданию новых сценариев, совершенствуя тем самым имеющийся продукт.

  По наработанному пути, вместо программы Трио возможно создание других ансамблей, со своими инструментами и иными алгоритмами синтеза звука. Возможности здесь не ограничены. Конечно, было бы совсем хорошо, если бы кто-то переписал Турбо Бейсик на современную платформу. Только, пожалуйста, улучшать ничего не нужно - улучшения пользователя сильно запутывают. Нужно, чтобы тексты старого бейсика шли на новом безо всяких перемен текста, если это условие будет выполнено, то можете и улучшать.
  Но я программистов знаю как облупленных - что им забота о пользователе? Им интересно свою концепцию развить. Так что, увы, мои дорогие читатели, нам с вами надеяться не на кого.

/// Поскольку, надеяться было не на кого, то пришлось сделать это самому.
В августе-сентябре 2017-го я перевёл программы в среду Визуал бейсик, существенно улучшив их эргономику. Теперь они не требуют сторонних объяснений, HELP  содержится в них самих. Скачайте программы отсюда -
http://yadi.sk/d/VEN-Ok3B3NiUqj и попробуйте поработать с ними. Начните с Пианолы. Кликните по клавише Text и перейдите в режим Note. Кликните в правом нижнем уголке и ознакомьтесь с примерами, которые программа будет показывать и объяснять.///

  Что касается гармонии 19-ти тонового звукоряда и реализации этой гармонии, то это - непаханое поле, в котором не только конь не валялся, конь к этому полю даже не подходил, только смотрел издали.
  Так что, прошу вас, уважаемые читатели - заходите на это поле, если желание есть. Для начала можно сделать клавишный инструмент с подходящей клавиатурой и приличным звучанием - на клавишах компьютера не очень удобно играть, да и звук не тот.
  В синтезаторах я не силён, но, может быть, можно какой-нибудь синтезатор переделать под это? Добавить спереди клавиатуру чуть наискосок, и частоты звучания перестроить. Наверное и бизнес на этом можно сделать, если 19-тоновая музыка знатокам приглянется, или в массы пойдёт )) Ведь совершенно, даже не слово, а новая страница в музыкальном искусстве намечается.
  Подумайте. Со времён Пифагора. Почти никаких перемен. А тут новость такая ))