Мой знакомый Филатов и ему сегодня 70!

Владимир Конюков
Мой знакомый Филатов и ему сегодня 70!


Леонид Филатов, Смоктуновский, Ободзинский из ХХ века. Объеденяющее созвездие имён, великий поэт Пушкин.

История известных фамилий, история народов. Дальние родственники, религия…
 
Послесловие  ВТОРОЕ  к двум книгам, выделенное мной в отдельный цикл, как эпилог:
1 – я. «Разгадка шифра двух NN Пушкина».
2 – я. «Разгадка тайны шифра Пушкина».

ПЕРВОЕ  послесловие, «Изабелла, Высоцкий».



Часть 1.

     Это было давно, годы бегут, 35 с лишним лет назад, конец 70 – х прошлого века. На экраны страны выходит фильм – катастрофа «Экипаж». В одной из ролей, лётчика -  бортинженера,  Леонид Алексеевич Филатов, актёр театра на Таганке.
Начало 80 – х, 1982 год, на экранах страны появляется криминальная трагедия «Грачи». В роли одного из трёх братьев семейной банды, Леонид Филатов.
Одесса, начало 80 – х, с невероятным успехом прошёл первый показ фильма «Грачи».

     … Я участник крупного совещания, ЧМП, Черноморское Морское Пароходство, по делам взаимодействия оформления заграничных и отечественных судов в крупнейшем союзном Одесском морском порту. Пограничные войска, таможенная служба, заинтересованные другие береговые подразделения в бесперебойном процессе приёма, отхода кораблей разного класса и назначения, чтобы процесс был быстрым, безошибочным, даже красивым. Совещания, обсуждения, решения.
Напряжённая обстановка в акватории порта, наплыв огромного количества судов, такое трудно представить в современной работе торгового порта. А тогда, каждый причал занят, перегруз, нередко и по два крупных балкера «трутся» друг о друга. На среднем рейде с сумерек ночью море огней, ожидающих причалы судов, класса и назначения для перевозки грузов от стратегического до бытового.
… Граница. Моя вода, моя земля, мои причалы моего подразделения, зона ответственности нескольких районов порта, я в то время заместитель начальника.
Дальний рейд, стоянка океанских гигантов танкеров, водоизмещением сто тысяч и более. Ближний рейд, место научно – исследовательских судов, белоснежных красавцев пассажирских лайнеров с народом со всего света, кораблей космического флота. Это всё было богатством  ЧМП, называлось Пароходством, хотя и пароходов давно не было, а название было и была романтика моря.
«Белеет парус одинокий» читали все одесские мальчишки и девчонки, и весёлая, в то же время,  героическая  романтическая Одесса,  центр морского братства и каждый, так или иначе, был - моряк и морячка в городе моряков. Язык общения – море, причалы и корабли словами Высоцкого,
«Мы говорим не «штормы», а «шторма» -
Слова выходят коротки и смачны:
«Ветра» - не «ветры» - сводят нас с ума…»

     Символом морского города был красавец парусник «Дружба», «распустит» паруса…, слёзы на глазах взрослых, отправляют детей – курсантов Одесского училища в первое плавание, в жизнь,
«Становись, становись, становись человеком скорей, -
Это значит на море – скорей становись моряком!»          Высоцкий.

Члены семей моряков, родственники, имели отношение к морским специальностям, жили интересами и заботой  города. Так же, как и другой люд, не «моряцкий».
Дух Чёрного моря Причерноморской страны притягивал граждан со времён становления Одессы и её округи, с рождения южной столицы и было в ней 130 национальностей и народностей!  Уникальный особый этнический район мира. 
Туристический центр, место отдыха граждан. Среди массы народа публичные люди, писатели, поэты, артисты. Море, волны, музыка. Музы и вдохновение…
На то время современный Морской порт, грохот механизмов, краны, грузы, рабочий ответственный люд.
Здесь же вездесущая кинохроника, журналисты.

     … Время было, когда полтора года назад с триумфом телевидение показало музыкальный фильм Одесской киностудии «Берегите женщин» с песнями ансамбля под гитару - соло Юрия Антонова. Девчачий экипаж легендарного буксира порта «Циклон» и их с юмором борьба быть морячками.
Время списания в утиль трудяг Портофлота «Труд», «Рабочий», «Циклон», им на замену пришли повышенного класса современные манёвренные буксиры.
Одесский порт и каждый год по нескольку съёмочных групп. Режимная территория, а киношники люди любопытные, им надо быть обязательно там, где их не просят. Разбирательства, просьбы, благодарности.
В тот раз мой непосредственный начальник, сославшись на занятость, перепоручил мне одного артиста со словами: «Ты его знаешь!»
Стояли дни жаркой осени, находясь после собрания в обществе сотрудников и  ветеранов ЧМП, меня мимоходом знакомят с…  артистом Филатовым!

     Разговоры и обсуждения время от времени фильмов «Экипаж» и «Грачи» и это был он, ведущий актёр фильмов, Леонид Филатов. Он заручился помощью, поддержкой в горисполкоме  города, режимных специальных служб, начальством Погранвойск,  пограничники помогут бывать там, где попросит.
С этого времени у меня возникли и воспоминания всех 80 – х о коротких незабываемых встречах с неординарной личностью прошлого века.
Необходимое минимальное доверие, поводом послужил мой рассказ о короткой встрече с Высоцким, истории, слышанные мной о нём, что я был на спектаклях Таганки.
Крайнюю заинтересованность вызвало моё сообщение ему об отце Володи Высоцкого и моего дяди из города Слуцка, что в Белоруссии, они оба фронтовики - связисты, познакомились в конце войны после капитуляции Японии, на учениях радиосвязи. Семён Владимирович в 70 – х был не раз в Слуцке, искал древнюю свою родову, помогал местный Комитет ветеранов войны, был в курсе его поисков, где руководителем был  Конюков Григорий Иванович, мой дядя – родной брат моего отца.

     Моя помощь артисту, просьбы, поручения, не обременительные, весёлые, интересные, познавательные, всё попутно в его исследовательской работе поиска свидетельств жизни людей города – артистов театров, кино, о которых собирался написать книгу.  Так говорил.
О многих событиях я написал в мемуарах на литературных сайтах инета, часть предстоит.
Леонид Алексеевич прожил короткую жизнь, книга не увидела свет. Я видел черновики – блокноты, его способ оставлять метки встреч, бесед с нужными людьми.
«Эсперанто?»
Кивнул. Мода тогда была, многие кинулись изучать искусственный международный язык…
У него был близкий одесский знакомый, Вадим. Значительно старше нас, неразговорчивый, временами угрюмый, постоянно в деловых разъездах. Их беседы, рабочие запросы, посещение киностудий в разных городах, кино и театральные музеи. Обращение в архивы Минской киностудии, Кавказских студий, Молдавской - «Молдова – фильм», студии юго – западного направления. Нередко, реакция на отказ в чём – то и нервный взрыв эмоций вспыльчивого артиста…

     Просьбы подвезти на автомашине в Одесский литературный музей, центральные библиотеки, взять какие – то справки, просмотреть тетрадки, ответы на письма… Огромный миллионный город, разбросанный старыми и современными домами до сотни километров вдоль побережья и за короткое время пребывания, всё успеть, нужен был мобильный транспорт. Волею случая, оказался помощником я, если был не занят по работе.
Были другие возможности, он пользовался всеми средствами передвижения,  подружился с представителями ветеранов ВМФ Одессы, своим был в Доме офицеров ВС.
Если ему что – то надо было, отказа не было,... Сбои были, не получалось…, например,  опаздывал на встречу,  ругался… Простой, земной…, знаменитый, знал массу виртуозных непечатных идиомов, использовал смачно, артистично.
    
     Кроме поездок на служебном УАЗике с водителем срочной службы, я рулил личным авто и назывался он «Запорожец». ЗАЗ – 968 М, экспортный вариант, привезённый на ж/д платформе из Германии и приобретённый мной у его  бывшего хозяина, полковника, по доступной цене. Мизерный пробег, сиял краской, как новый, сошедший с конвейера завода. В то время дефицита автомобилей в стране и Запорожский завод участвовал по линии «Союзвнешторг»  -  «союзвнешэкспорт», хоть и в малых объёмах, но громких. ЗАЗ колесил по всем странам социалистического содружества, продавался даже в некоторых капиталистических странах.
Любому автомобилю «безлошадные» граждане завидовали, поэтому мой «Запорожец» цвета «коррида» был на виду не последним в оценке гражданами о средствах передвижения и их хозяев  на черноморских дорогах.

     В городе автодвижение было абсолютно свободным, машин мало, можно было прибавить скорость не в ущерб правилам движения. «Летали» стремительно, но аккуратно. Длинный (высокий) Филатов, ловко «складывался», нырял на сиденье и довольно уютно располагался.
На бензин и траты, оплачивал. Очень короткие приезды, всё бегом. Повторял, сбежал со съёмок, просил: «Ребята, без афиши».
Неофициально, скрытно. В нашей среде было принято, лишних вопросов не задавать, не задавали…
Но и было, встречался неоднократно с ветеранами ЧМП, артистами на пенсии, ветеранами Армии. Ветеранами полярниками, людьми экзотических профессий. Мало кто знает и сейчас, в Одессе получали квартиры пенсионеры с особыми заслугами перед государством и Леонид Филатов мог с ними беседовать, разрешение было.
С беседой встречался на обувной фабрике с женщинами. Рассказывал…, всего облобызали.
Слава и молва секс – символа после фильма «Экипаж», откровенно таился, использовал грим – не узнать. Усы красил в «седой» цвет и не догадаться.


Часть 2.

     Расчёт за помощь, «баш -  на -  баш» - что ни будь поведать интересное о Высоцком.  Знаменитая Таганка, их театр. «О театре не буду,… разве, немножко», - таков ответ. О кино тоже,  самую малость. Короткими зарисовками всего понемногу.
Молчаливый, много курящий, как и я, но всё – таки заметно меньше, салон моего авто был заполнен вредным никотином.
Курение – страшный наркотик, все всё понимали, травились нещадно. С годами я бросил раз и навсегда, Леонид Алексеевич был зависим основательно, ушёл из жизни, табак, бесспорно, повлиял на его здоровье, курил без меры…
Мы разговаривали на эту тему, но он усмехнувшись: «Поворачивай, заедем в «Инфлот», мне обещали блок  Winston». После посещения и беседы с сотрудниками организации, обязательно протягивал мне пачку другую представительских «штатовских» цигарок.
Время отечественных «Любительских» папирос, сигарет «Дымок» «Прима», приятный запах вражеского курева располагал к разговору, можно и вопросы задавать.
Его односложные ответы с раздумьями известного человека, из нескольких фраз что – то складывалось…
Делился неохотно, много позже откровенничал, после того, как появилась в Одессе ксерокопия книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт», самодеятельный перевод одесских умельцев с французского, задолго до официального издания в 1990 году, 300 тысячным,  огромным тиражом для того времени.

     Союзный бум воспоминаний по барду взял старт в конце 80 – х.
Сбор всего относящегося к нему у его друзей, начался с известного события, выход тиража сборника стихов – песен «Нерв» в 1981 году тиражом 55 тысяч, памятный выпуск после смерти Высоцкого.  Составитель поэт Роберт  Рождественский. Большинство тиража ушло за границу, неоднократные допечатки не афишировались. Народ, в основном, пользовался копиями, «сампереиздатом». В Одессе на книжной толкучке можно было купить всё, «Нерв» за ваши деньги в 40 рублей, даже продавался в импортной обложке, так анонсировался отдыхающим со всего Союза, а то и за 50 целковых для срочно отбывающих. Количество разновидностей подделок книги удивляло и поражало.
Интересно, что родное издание, например, в столице, «толкался» за 25 рублей, правда, за столько же и копии.
     Леонид Алексеевич, мы его звали, всё значительное по Одессе о друге Высоцком начал искать с даты, 1981 год, после года со дня ухода из жизни. Моё личное мнение, главная его цель по Одессе, особо не афишируя, где – то тайно, никому сам не рассказывая, доверяя всё своим знаменитым блокнотам, о жизни в четыре года Володи Высоцкого в городе,… выпадающий отрезок времени из московского бытия.
«Я жил почти четыре года в поездах и гостиницах Одессы. В поездах полгода точно жил…
 И поэтому многие думают, что я одессит и много писал про Одессу. Нет, я про Одессу очень мало писал…,  просто я там очень много жил.
 И одесситы, значит, принимают меня за своего.
                Ну, бог с ними, если им приятно. Я не возражаю».
                Творческий дневник.   Машинописный самиздат, строки из купленного мной в 1981 году сборника за забором Ваганьковского кладбища у молодых «толкачей». Время было, год со дня, продавалось множество страниц – копий, фотокопий жизни поэта – барда.

     Вот эта ключевая фраза, своего рода загадка - разгадка, «… я про Одессу очень мало писал…» и привлекала во все поздние годы «высоцковедов», основательно исследовать вопрос одесских посещений барда, его прожитьё, будни, быт. И сейчас, почти 50 лет прошло, одесский период Высоцкого 60 – х не до конца исследован, вызывает ряд вопросов.
Не «гласная» миссия Филатова в первые годы после смерти друга и можно составить определённое направление его изысканий, сбор недостающих сведений биографии Высоцкого.  Фатальное «филатовское» невезение, не успел написать книгу, сначала опередила с воспоминаниями Марина Влади, «Владимир, или Прерванный полёт».    …После, творческую деятельность затормозила тяжёлая болезнь. Осталась его авторская передача на киноплёнке, видео, цикла «Чтобы помнили» в сценах, где значительная часть его персонажей, это результат  одесских поисков.
Есть смысл ещё раз напомнить, его работа по киностудиям юго – западного направления: Одесская, Кишинёвская, Грузинская, Азербайджанская, Минская.
Где они сейчас его записи (?), если мелькали посмертные откровения окружения, кто его знал…, изъяли, утеряны или кто – то забрал. Зачем, для чего? Молчание и глухое…

     Л.Филатов, Одесса: «… многое в жизни Высоцкого осталось тайной!»
Странная закономерность была ещё несколько лет назад в поведении здравствующих стариков города, говорили, что лично знали Высоцкого, но рассказывать не желали…
Тайны отношений, мистика прошлого? … Преследование воспоминаниями.

     Филатов поглощая одну американскую сигарету за другой, даренные ему кроме «Инфлота» в организации «Союзвнешторг»  ветеранами международной торговли, находясь в отличнейшем настроении после удачных встреч в городе с коллекционерами, чем живо интересовался в разных направлениях. Собрав нужные архивные бумаги по своим исследованиям. Отметившись в госпиталях у известных профессоров, что с его здоровьем будет норма, если перестанет «убивать» его нагрузками на съёмках, не психовать в коллективных театральных разборках.
В конце концов, не прекратит так курить, по три пачки за сутки!
… Смахнув все советы «за фук», что и сказалось на раннем уходе из жизни, весело или серьёзно расскажет одну – другую историю про Высоцкого… Исключительно, «баш – на – баш» (равный обмен), его выражение, родину рождения – Казань, национальные пословицы и поговорки не забывал, только для вас пограничников, я вам, вы мне.
За помощь - интеллектуальный обмен, иначе от него невозможно было чего – то добиться.

     Фрагменты бесед Филатова в Одессе о Высоцком из моей книги «О Высоцком! Замолвить слово!», 2013.
«Главный у него был «Мерседес»… Мы гордились, завидуя…
Розыгрыши разные были… Мне Володя говорит:
«Когда все выйдут на улицу, (какой – то концерт, ждали автобус), ты скажи, что позвонили, будет мимо проезжать синий «Мерседес», а в нём,… палец вверх, чтобы поприветствовали».
Ну, я изобразил, выбежав из театра. Едет Высоцкий на «Мерседесе», мои товарищи по театру вытянулись, приосанились, кто – то начал махать чем – то. Володя набрал скорость и промчался, никто толком ничего и не заметил. Владимир Семёнович развернулся и важно подъехал. И мы услышали о себе много интересного, в выражениях не стеснялись!»
Подумал, добавил: «Наивные были, несколько раз разыгрывал и каждый раз покупались…»

Примечание. Розыгрыш, имелся ввиду «Мерседес» Брежнева и он за рулём, его надо было поприветствовать. Автомобиль, подаренный правительством ФРГ первый в СССР и второй у Высоцкого. Ошибочная молва, у Брежнева был инсульт, после него он за руль не садился. Цвет «Мерса» главы государства был красный, но этого никто не знал. Высоцкий явно знал, но молчал.

     Филатов: «… С места трогался, чтобы колёса визжали, дамы в машине визжали и головы отскакивали, и ноги к верху!
… Мы ездили с ним, всегда просили тихо ехать.
… Если начал «жевать» губы, значит, сочиняет или наигрывает что – то, становится отрешённым.
Мы кричим: «Володя, очнись!»
«Мерс – Бенс» напичкал динамиками, … акустика… Можете представить!
… Однажды приехал на такси, за рулём и один! С машинами был на ты».

     Филатов: «Встречаемся в театре. Видно, нашёл меня специально. Говорит серьёзно, торжественно:
«Берут на работу дипломатом, зарплату хорошую дают, машину».
Ждёт моей реакции. Про хорошую зарплату, кто был, пододвинулись, внимательно смотрят.
Соображаю, чтобы не оконфузится сразу.
Говорю, молодец.
Он: «Машина напротив, увидишь. Буду проситься в Африку, давно мечтал, там тепло».
Я, а как же театр?
Он: «По совместительству».
Повернулся и ушёл. Молчим, соображаем. Думаю, опять разыгрывает. Под предлогом вышел, дай посмотрю.
В стороне стоит иностранная машина, на капоте красный флажок.
Выходит Володя, прощается важно. Идёт к машине, открывает её, садится, заводит и трогается. Посигналил и уехал.
Слов не было. Распахнутые глаза, удивление, междометия!
Сомнения, что – то здесь не то возникли. А, впрочем, чем чёрт не шутит!
Конечно, опять разыграл. Кусок гудрона нагрел, прилепил на капот. Флажок с «1 мая» воткнул и ездил». 
Примечание. Речь об автомобиле  БМВ.

     Вопрос пограничников Филатову: «Как он относился к Высоцкому, как Высоцкий к нему?»
«… У вас в армии есть дедовщина?
Мы: «У нас нет, конечно! Вообще – то она есть».
Он: «И у нас, вроде бы нет, а вообще – то она есть. Володя на 8 лет меня старше. Разница возрастов проблема коллективов.
Я с почтением, а ко мне, как заслуживаю. Мы были товарищами, он старший, я, младший».

     Филатов: «Он здоровался за руку крепко, по – мужски, но со временем, с годами не всегда. Мне говорил, что ему не раз обращали на это внимание. Рука холодная, как лягушка. Необъяснимая слабость в это время. Хочется выпить, выпил и жизнь вернулась, силы появились… Извини, если руку не подаю».


Часть 3.

«Леонид Алексеевич Филатов (24 декабря 1946, Казань, РСФСР, СССР — 26 октября 2003, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий, Народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственной премии РФ в области кино и телевидения и премии «Триумф».

«Леонид Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. Родители — однофамильцы: отец Филатов Алексей Еремеевич (1914—1982), мать Филатова Клавдия Николаевна (1923—2007). Семья часто переезжала — отец был радистом и много времени проводил в экспедициях. Детство Леонида прошло в Пензе. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись и Леонид уехал с отцом в Ашхабад к родственникам. Позднее мать уговаривает Леонида переехать к ней в Пензу, часть 8-го и весь 9-й класс Леонид учится в школе № 6 в Пензе, затем снова переезжает в Ашхабад, где жил его отец. Ещё будучи школьником, начал печататься в ашхабадской прессе.

В 1965 году после школы приехал в Москву, рассчитывая поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. Попытка была неудачной, и Леонид по совету одноклассника решил сдать экзамены на актёрский факультет Щукинского училища и был принят на курс В. К. Львовой и Л. М. Шихматова. Окончил театральное училище в 1969 году.

В 1969 году становится актёром Московского театра на Таганке. Первая главная роль — Ведущий — в спектакле «Что делать?». Играл в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачёв», «Антимиры», «Товарищ, верь»; роли Горацио в «Гамлете», Кульчицкого в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея»; «Игроки-21» (творческое объединение «Артель артистов Сергея Юрского»).

С 1985 по 1987 годы «Таганку» возглавляет Анатолий Эфрос — Филатов в это время работает в театре «Современник», затем возвращается в «Таганку».
В 1993 году вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актёрами создаёт творческое объединение «Содружество актёров Таганки».

С 1970 года Филатов работает в кино, снимается в фильмах «Город первой любви», «Экипаж», «Женщины шутят всерьёз», «Грачи», «Успех», «Чичерин», «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро», «Благотворительный бал». В 1990 году снял по своему сценарию фильм «Сукины дети», сыграв в нём одну из ролей.

Тяжёлая болезнь подтолкнула Филатова взяться за новую форму творчества. (Несомненно, болезнь изменила планы в написании книг по материалам, собранным в 80 – х годах, авт.)
С 1993 по 2003 год он вёл на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили», посвящённую забытым, хотя и известным в прошлом артистам, ушедшим из жизни».

«Сегодня беспамятство беспрецедентное. Такого извращения, такой полярной перестановки черного и белого за свою, может быть, не очень большую жизнь я, честно говоря, не помню. И такой потери памяти. Спроси сегодняшних гимназистов: кто такой Шукшин? Не каждый из знающих всех нынешних поп-звезд, до самых крохотных звездочек, ответит. Да что Шукшин! Гагарина не знают. Говорят, будто первым в космосе был американец. Из всего этого и возникла идея телепередачи «Чтобы помнили».  Из его интервью.

«Со времени учёбы Филатов занимался литературным творчеством, писал стихи, пародии на известных советских поэтов. Всего им было написано три пародийных цикла:
вариации на тему сказки Корнея Чуковского «Муха-цокотуха» (пародии на Булата Окуджаву, Бориса Слуцкого, Юрия Левитанского);
вариации на тему мультфильма «Ну, погоди!» (пародии на Беллу Ахмадулину, Давида Самойлова, Юлию Друнину, Андрея Вознесенского);
цикл пародий «Таганка-75», посвящённых театру на Таганке (пародии на Евгения Евтушенко, Расула Гамзатова, Роберта Рождественского, Беллу Ахмадулину, Андрея Вознесенского и Сергея Михалкова).

Некоторые из своих пародий Леонид Филатов читал с эстрады голосами пародируемых поэтов.
 Были изданы его книги «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трём апельсинам», «Лисистрата», «Театр Леонида Филатова», «Я — человек театральный», «Сукины дети».
 Филатов является автором пьес «Пёстрые люди», «Часы с кукушкой», «Художник из Шервудского леса» и автором песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни». Вместе с другими актёрами был соавтором спектакля «Под кожей статуи Свободы».
 С 1960-х годов писал песни в соавторстве с Владимиром Качаном. В 1996 году вышел диск «Оранжевый кот» с песнями Качана и Филатова.
Семья.
Первая жена — Лидия Савченко, актриса Театра на Таганке.
Вторая жена — Нина Шацкая, актриса Театра на Таганке и «Содружества актёров Таганки».

.Леонид Филатов скончался 26 октября 2003 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве».

Признание.

«В 1989 году Леонид Филатов был избран секретарём Союза кинематографистов СССР.
16 мая 1996 года была присуждена премия ТЭФИ Академии российского телевидения за цикл авторских программ «Чтобы помнили». Кроме того, за этот цикл Филатову в том же году указом Президента РФ была присуждена Государственная премия РФ в области кино и телевидения.
В 1998 году была присуждена годовая премия литературного журнала «Октябрь» за комедию «Лисистрата».
26 мая 2000 года вручена международная премия «Поэзия» в номинации «Русь поющая».
В 2010 году назван в его честь Московский государственный театральный колледж в Митино.
В 2014 году учреждена литературная премия им. Леонида Филатова «Филатов-фест».

Фильмография. Актёрские работы.

1970 — Город первой любви — Борис, шофёр
1978 — Иванцов, Петров, Сидоров — Алексей Петрович Петров
1979 — Экипаж — Игорь Скворцов, бортинженер
1980 — Вам и не снилось… — Михаил
1980 — Кто заплатит за удачу? — Фёдор Чумак, карточный шулер
1980 — Откуда в траве рыба? (к/м)
1981 — Женщины шутят всерьёз — Борис Проворный
1981 — С вечера до полудня — Ким Жарков, сын писателя
1981 — Ярослав Мудрый — воевода Твердислав
1982 — Голос — Сергей Анатольевич
1982 — Грачи — Виктор Грач
1982 — Избранные — господин Б. К.
1983 — Из жизни начальника уголовного розыска — Слепнёв
1983 — Исповедь его жены — Ричард Бекрайтис
1983 — Петля — инспектор Васильев
1983 — Соучастники — следователь Хлебников
1984 — Европейская история — журналист Хайнц Ренке
1984 — Успех — Геннадий Максимович Фетисов
1985 — Берега в тумане — Дмитрий Степанович Шелапугин
1986 — Чичерин — Чичерин
1986 — Чужая белая и рябой — озвучил роль Л.Лауцявичуса
1987 — Забытая мелодия для флейты — Леонид Филимонов
1987 — Загон — Крафт / Мустафа ас-Салем
1987 — Претендент — Тед Стивенс
1988 — Город Зеро — инженер Алексей Варакин
1988 — Радости земные — Клим Бобрищев
1988 — Шаг — Гусев
1990 — Сукины дети — Юрий Михайлович
1992 — Алиса и Букинист — эпизод
1993 — Благотворительный бал — Виктор Бершадский

Телеспектакли.
1973 — Фредерик Моро (телеспектакль) — Фредерик Моро
1976 — Мартин Иден (телеспектакль) — Бриссенден
1977 — Кошка на радиаторе (телеспектакль) — Валентин Кузнецов
1977 — Любовь Яровая (телеспектакль) — Михаил Яровой
1978 — Часы с кукушкой (телеспектакль) — Валентин Николаевич Кузнецов
1978 — Эцитоны Бурчелли (телеспектакль) — Афанасий Хвощ
1978 — Капитанская дочка (телеспектакль) — Швабрин
1979 — Осторожно, ремонт! (телеспектакль) — Валентин Кузнецов
1979 — Ярость (телеспектакль)
1981 — Повести Белкина (телеспектакль) — Сильвио
1988 — Про Федота-Стрельца, удалого молодца — автор и исполнитель
1993 — Игроки-XXI (телеспектакль) — Ихарев
Режиссёрские работы.
1990 — Сукины дети.
                Из справочников Интернета.


Часть 4.

     Из моей книги 2013 года.
«Л.А. Филатов. Сочинитель, поэт, писатель. Хранитель тайн Высоцкого…
… «Близкими друзьями мы с ним не были».
«Почему дали умереть?»… повторял не раз. Задумался…, отдельная тема.
Собирал материал на книгу. Передумал?!
… тема была об Армии, о Высоцком в кино. Жизнь в Одессе.
Молчал…  и вдруг откровенные разговоры… Чувствовал, НЕ  получится…»
Почему? Пристрастия Высоцкого? В то время общество было не готово обсуждать темы зависимости. Зависимость – болезнь!
     Он готовил опубликовать в газете «Вечерняя Одесса», договорился при мне с главным редактором «Вечорки» Б.Ф. Деревянко,  встречу – беседу с пограничниками, в которой участвовал я, и мои товарищи. Морские пограничники ветераны хотели поделиться воспоминаниями конца 60 – х, когда Высоцкий пел им о море, службе, кораблях, войне. Публикацию не разрешили, невзирая на афишируемую гласность, перестройку. Самиздат книги воспоминаний Марины Влади «бродил» по городу, как призрак невозможного, доселе не слышанных откровений жены о муже…
Сам отказ в форме встречного вопроса работника горкома Филатову: «Так от чего умер Высоцкий?», намекая на зависимость барда, что во французской книге Влади написала.
Зависимость от болезни, что так медицина лечила известным методом от другой зависимости – алкогольной и это тоже болезнь, страшная русская болезнь, об этом тогда не говорили…
Но совсем скоро наступали времена, по меткому народному выражению – «разнузданной гласности», вся грязь недосказанностей вдогонку памяти Высоцкому была вылита огромным ушатом информационной вони. Из недомолвок сотворена, придумана пишущей братией его мнимая агрессивная зависимость, по свидетельствам «мнимых» многочисленных друзей, «пришита» не болезнью, а распущенностью, недержанием и прочими грязными эпитетами.

     … Леонид Алексеевич знал, что такое зависимость, что она бывает разная: весёлая, печальная, агрессивная, смертельно опасная…
«Ушёл из жизни в 56 лет.
Курил и страшно, и жутко! Одну за другой. Ещё не потухла предыдущая, разжигал следующую. Всё подряд.
Болел, никотин усиливал, отравлял, что было ещё здоровое. Он был зависимым от табакокурения.
Зависимость – страшная болезнь!»

«Уходят те, кто наплаву держал…
Высоцкий, Визбор,… вот теперь – Филатов…»
                А. Стародубов.

Проводили Леонида Алексеевича в последний путь с воинскими почестями.

     Его при жизни доставали журналисты, друзья, товарищи, други и недруги с этим самым народным негласным званием «Секс – символ СССР». Прилепилось до неприятия к нему после фильма «Экипаж». Эпизоды с раздеванием, развлечениями в кадрах с девочками, интимным необычным западным антуражем обстановки съёмок. Его внешний вид, голый торс при «развлекухе»…
Советская молодёжь была «без ума» необычным «забугорным» дивом, «слабая» женская часть запала на Филатова конкретно. Проходу не давали, мягко сказано, история умалчивает даже о части приключений. Бум женского обаяния всего Союза и Лёне временами худо было. Я видел, как он таился от них, «смех и грех», на одесский знаменитый пляж не выйти, плавки порвут на сувениры. В тенёчке каштанов пристраивался в отдалении от берега, с наслаждением распахнувшись, ловил морскую прохладу.
Просил, идти с сопровождением, запросто могли затащить в не менее знаменитый одесский дворик для более близкого знакомства. Грим, кепочка, огромные солнцезащитные, жутко дефицитные, по базарной дорогой цене  приобретённые, итальянские очки спасали…
От излишнего внимания, всепоглощающей необъёмной женской любви, страсти и  манера поведения у него утвердилась – быстро решать любой вопрос, в короткое время уйти, убежать,  исчезнуть, уехать, улететь на самолёте. Только что был и нет его…

     Время «разнузданной» гласности, время распада страны по названию Советский Союз. Он с иронией о себе, времени, своём здоровье словами бывшего одессита, сатирика Михаила Жванецкого,
«Худой, злой, больной – но какова страна, таков и «секс – символ».

     Середина 80 – х, когда на самолётах летали все, от мала до велика. Бабушки к внукам, деды на рыбалку. Артисты «чёсом» подрабатывали своим талантом, способностями, утром улетел, спел, сыграл, в этот же день вечером прилетел. Билет на самолёт был настолько дешёвый, что проблема была купить его. Очереди и понятие «достать» заветный пропуск на самолёт, вот забота для того, кто куда – то собрался.
После фильма «Экипаж» и роли в нём бортинженера Гражданской авиации, Филатову всегда была бесплатная бронь на любой рейс по негласной молве среди лётчиков ГА страны.
… Я в отпуске, прилетел из Одессы в Читу к родителям. Повидался, отдохнул, с отцом не один раз на машине посетили северные озёра области, заехали в Бурятию, наловился сомов, уже готовился к возвращению, билет на обратный рейс самолётом куплен.
Лето, жаркий день. Решил перекусить в ресторане «Аргунь», днём можно было пообедать относительно дешёвым комплексным обедом, в отпуске потратился, не до излишеств.
Зал полупустой, заметил небольшую группу интеллигентно, по летнему одетых мужчин и женщин, обедающих, время от времени негромко беседующих.
Отобедав, вышел из ресторана, закурил. Навстречу, быстрыми длинными шагами… Ба!
Леонид Алексеевич! Усатый, видный, красивый, в летней белоснежной рубашке с высоким артистическим воротником, туфли зеркалом сверкают… Оба на мгновение, как в шпионском фильме…, только обменялись взглядами…
Навстречу ему вышел один из той группы, что беседовали в зале, они направились в ресторан.
     Город Чита, многие тысячи километров. После, в Одессе посмеялись…
Я не спрашивал, он не сказал, может, «пролётом» на Дальний Восток с остановкой по делам, не исключено, гастроли…


Часть 5.

     «Действуй строго по закону, то бишь, действуй втихаря»
«Где чаво услышит – в книжечку запишет». Строки из его знаменитой сказки  про Федота – стрельца.
Леонид Алексеевич вставлял рифмованные фразы в разговор, беседы из своей сказки - поэмы и мы его спросили,  почему он так странно разговаривает до непонятности.
«Федот» виноват. Написал, сам удивился, стал рифмовать всё. Пройдёт, извините».
     Авторский вариант Филатова сказки «Про Федота - стрельца…» манерой, где – то стилем напоминает сказки Александра Сергеевича Пушкина.
«Пушкин, Вам за 30 лет,
Вы еще мальчишка, Пушкин!». 

Так мог сказать только поэт Филатов о своём кумире, времени сказочника, стиле стихотворца  гения - поэта, своей авторской иронии в сказках.
Он о судьбе Пушкина.

ДУЭЛЬ

 «Итак, оглашены
Условия дуэли,
И приговор судьбы
Вершиться без помех...
А Пушкин - точно он
Забыл о страшном деле -
Рассеяно молчит
И щурится на снег...

Куда ж они глядят,
Те жалкие разини,
Кому, по их словам,
Он был дороже всех,
Пока он тут стоит,
Один во всей России,
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
 

Мучительнее нет
На свете наказанья,
Чем видеть эту смерть,
Как боль свою и грех...
Он и теперь стоит
У нас перед глазами,
Рассеяно молчит
И щурится на снег...

 Пока еще он жив,
Пока еще он дышит, -
Окликните его,
Пусть даже через век!...
Но - будто за стеклом -
Он окликов не слышит
Рассеянно молчит
И щурится на снег...


ПУШКИН
                Стихи Леонид Филатов
                Музыка Владимира Качана

«Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.

Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?!
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.

Встала и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!

Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане...

     Михаил Задорнов, артист, писатель - сатирик.
«Когда Лёня Филатов, Володя Качан и я были совсем юными, мы верили в то, что Гончарова не изменяла Пушкину… Сегодня в этой теме вообще беспредел. Думаю, что очернять – удел любого бездарного. Для того, чтобы уметь преподнести в искусстве что-то светлое, должен быть талант.
Критики от комплекса собственной бездарности начали оскорблять Пушкина и его жену Натали. Свечку никто не держал, точно никто сказать не может. Нам же Дантес был противен уже тем, что он был геем, как и Геккерн. Причина, по которой мы верили, что Натали была верна своему мужу, была весомой. Её мужем был Александр Сергеевич Пушкин, а гениев русские женщины всегда любили.
Лёня Филатов писал стихи со школьной скамьи. И как душа поэтическая, решил защитить Натали Гончарову стихами. Володя Качан сочинил музыку. К сожалению, мало кто об этой песне знает». 
(Есть в инете, «Тает жёлтый воск свечи…», можно, даже, нужно послушать, авт.).

Леонид Филатов.

«Дантес»

«Дантес
Он был красив, как сто чертей,
Любил животных и детей,
Имел любовниц всех мастей
И был со всеми мил…
Да полно! Так ли уж права
Жестокая молва,
Швырнув в ответ ему слова:
«Он Пушкина убил!..»

Он навсегда покинул свет,
И табаком засыпал след
И даже плащ сменил на плед,
Чтоб мир о нём забыл.
Но где б он ни был тут и там –
При нём стихал ребячий гам,
и дети спрашивали мам:
«Он Пушкина убил?»

Как говорится, всё течёт,
любая память есть почёт,
и потому на кой нам чёрт
Гадать, каким он был?..
Да нам плевать, каким он был,
Какую музыку любил,
Какого сорта кофий пил…
Он Пушкина убил!».

     В спектакле театра на Таганке «Товарищ, верь!», Леонид Алексеевич играл Пушкина, один из периодов жизни поэта. Актёры читали стихи гения, отрывки из писем, дневников.
На встречах со зрителями рассказывал, с детства наизусть выучил, знал, чуть ли не всё наследие Пушкина.

РАЗГОВОР  НА  БАЛУ
                Стихи Леонид Филатов
                Музыка Владимира Качана

«- Неужто этот ловелас
Так сильно действует на Вас,
Святая простота?
- О да, мой друг, о да.

- Но он же - циник и позер,
Он навлечет на Вас позор
И сгинет без следа.
- О да, мой друг, о да...

- И, зная это, Вы б смогли
Пойти за ним на край Земли
Неведомо куда?
- О да, мой друг, о да...

- Ужель он так меня затмил,
Что я Вам сделался не мил
В тот час – и навсегда?
- О да, мой друг, о да...

- Но я же молод и силен,
Имею чистыми мильон
И ростом хоть куда!
- О да, мой друг, о да.

- И все же мне в который раз
Случится выслушать отказ,
Сгорая от стыда?
- О да, мой друг, о да...

- Ну, что ж, посмотрим, кто есть кто
Годков примерно через сто,
Кто прах, а кто – звезда!
- О да, мой друг, о да...
О да, мой друг, о да!»

Леонид Филатов
ПЕСНЯ НЯНЬКИ

«Видишь, в небе над трубой
Светит месяц голубой?..
Экой ты неугомонный,
Наказанье мне с тобой!..

Я колоду разложу,
Посужу да поряжу,
Ты поспи, а я покамест
На тебя поворожу…

Увезут тебя, птенца,
От родимого крыльца!..
Слышу оханье кибитки,
Слышу всхлипы бубенца…

Будут злоба и хула
Омрачать твои дела!..
Слышу палки и каменья,
Слышу хрупанье стекла…

Сорока неполных лет
Ты покинешь белый свет!..
Слышу скрип чужих полозьев,
Слышу подлый пистолет…

Ну и страх от бабьих врак:
Где ни кинь — повсюду мрак!..
Может, врёт дурная карта,
Может, будет всё не так…

Видишь, в небе над трубой
Дремлет месяц голубой?..
Ну-ко спи, а то маманя
Заругает нас с тобой!..»


     На творческих встречах со зрителями Леонид Алексеевич рассказывал о влиянии на него поэта Пушкина в детстве… Покорил слог, звучание, почувствовал рифму и стал слагать своё, сначала естественное подражание, затем поиск своей строки…


Часть 6.

     Филатов, поэт, писатель. О своём предназначении на земле, состоянии души, гениальности.

«В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений,
Я думал: «Окажись, что я не гений, —
Я в тот же миг от ужаса умру!..»

Садясь за стол, я чувствовал в себе
Святую безоглядную отвагу,
И я марал чернилами бумагу,
Как будто побеждал её в борьбе!

Когда судьба пробила тридцать семь.
И брезжило бесславных тридцать восемь,
Мне чудилось — трагическая осень
Мне на чело накладывает тень.

Но точно вызов в суд или собес,
К стеклу прижался жёлтый лист осенний,
И я прочёл на бланке: «Ты не гений!» —
Коротенькую весточку с небес.

Я выглянул в окошко — ну нельзя ж,
Чтобы в этот час, чтоб в этот миг ухода
Нисколько не испортилась погода,
Ничуть не перестроился пейзаж!

Всё было прежним. Лужа на крыльце.
Привычный контур мусорного бака.
И у забора писала собака
С застенчивой улыбкой на лице.

Всё так же тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный...
И жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего...»                1984.
 

     Гений слога, мысли. Гигант словесности и ему сегодня 70 лет!  24 декабря 2016 года.
Всего лишь 70 было бы ему, артисту, публичному человеку, гражданину. Пожеланий ворох, цветов куча, здравиц целый день…
Останется наша память.
Кумир ХХ века!
Мой знакомый прошлого века.
Вспомним и помолчим…



На сайты  ПРОЗА,  СТИХИ.