Лев Сергеевич, за Вас!

Марина Шишорина
В преддверии праздников не плохо было бы вспомнить, кому мы обязаны традицией встречать Новый год шампанским. Эта легкая новогодняя история со счастливым концом посвящена создателю лучшего в мире шампанского - Льву Сергеевичу Голицыну.
Рождалась она, как очерк, как путевые заметки...как в итоге стала романтической историей - я не знаю сама... процесс творчества - это таинство.
Я отдаю себе отчет, что этот рассказ просит доработки. И, конечно же, я это сделаю.. (Прошу оставлять впечатления и конструктивную критику.)
Но впереди - Новый год и мне хочется, чтобы в новогоднюю ночь кто-нибудь еще поднял бы еще один бокал за Льва Сергеевича и еще один - за ЛЮБОВЬ...)))


Запись в электронном дневнике, датированная сентябрем 2016:
Крым. Новый Свет.
«Есть немало замечательных мужчин, и сильные хорошие качества некоторых из них были явлены мне именно в этом коротком, но насыщенном моем путешествии, но двое просто восхитили меня невероятно и, кстати, заочно, тем, что сделано ими, и как это совпало с желаниями Вселенной, не иначе.
Один из них покинул земной план в 1915 году. Вселенная милостива к нему  – он не увидел в этом воплощении уничтожения своих трудов.. Князь Лев Сергеевич Голицын.. с каждым новым знакомством с тем, что не смогли затереть большевики, планка моя вырастает до небес: просто хочется быть ..на уровне?.. это вдохновляет вдохновлять..
Второй через «Вконтакте» отметил мою заметку о его Парке львов и только что ответил мне личным сообщением…
Отпуск так стремителен, что не успеваю описать все свои впечатления так, как хочется…сейчас, например, над  морем висит невероятная полная Луна… и я не могу этого пропустить…тем более после дегустации коллекционных…»

Записано в декабре 2016, в снежной Москве:
«И всё же… Лев Сергеевич Голицын. О нем хочется читать, о нем хочется писать, хочется смотреть на его портреты и бесконечно слушать рассказы влюбленных в него экскурсоводов! В него, этого «дикого барина», как звали его извозчики, этого «Аслан Дели» («сумасшедший лев»), как прозвали его татары, этого мужа, в котором сила (об этом дальше) невозможно не влюбиться!
Лежу с температурой сорок и вспоминаю ту поездку, то место, где душа коснулась чего-то, к чему хочется вернуться.
Я была в Новом Свете впервые. Честно говоря, это был побег.  Накануне ушла из офиса на Кропоткинской в двенадцатом часу с ощущением бессмысленности своих трудов на уходящем под воду «Титанике» - вопрос отзыва лицензии столичного банка был уже похоже делом политически-решенным. Вопросом нескольких дней.
Сбежала, воспользовавшись путаницей в кадрах,  по причине которой меня отругали за то, что я не передала подписанный приказ о собственном отпуске… я не стала спорить, что отпуск уже отгулян мной, более того, извинилась, попросила выслать приказ мне повторно, подписала и передала в кадры… Получив отпускные, тут же купила билет на самолет. Буквально накануне отлета.»

Запись сделана в сентябре 2016.  аэропорт Домодедово, Москва:
«Вам хочется кутнуть. А мне ужасно хочется. Тянет к морю адски. Пожить в Ялте или Феодосии одну неделю для меня было бы истинным наслаждением. Дома хорошо, но на пароходе, кажется, было бы в 1000 раз лучше. Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы.
Не поедете ли Вы в сентябре на юг?» (из писем А.П.Чехова)
- Конечно, Антон Павлович! Уже лечу!»

Записано в декабре 2016. Заснеженная столица.
Это был тот случай, когда душа просит и Вселенная идет навстречу. Синхронизация. Я не знала как, но очень хотелось к морю именно тогда… Сентябрь. Школьники-студенты и их семьи уже покинули побережье и на нашем Юге всё еще тепло. Хотелось смыть морем наросшее в столице, просто подышать им, прогуливаясь по кромке, увидеть его, налюбоваться сколь возможно… хотелось рисовать - писать море… хотя бы день! Погреться в лучах ласкового солнышка и взять это тепло с собой в предстоящую городскую зиму. И вот  – случилось. Синхронизация.
Прилетела, взяла такси-частника, сняла первую попавшуюся в поселке квартиру, переоделась и побежала к морю, предусмотрительно записав адрес и пытаясь запомнить дорогу «домой».

Запись сделана в сентябре 2016:
«Конечно же, я заблудилась! Я впервые в этом посёлке, и даже на этом побережье, в этой стороне родного полуострова. Родного, потому что родилась в Крыму, хоть и не жила здесь… так уж вышло. Но пуповина, видимо, зарыта где-то в этой земле. Тянет. И, несмотря ни на что, чувствуешь здесь себя дома.
Итак, вечер. Скоро начнет стремительно темнеть. Я после трудной рабочей недели, ночных сборов, перелета, поездки в такси, морской прогулки по волнам на переполненной лодочке, после Царского пляжа, моря, солнца, подъема и прогулки по «диким» горным тропинкам в пляжных шлепках на босу ногу, доплелась – таки  до посёлка. Таки да.
Обожаю это южные городки, облепившие склоны гор, скал, как ласточкины гнезда. Что такое «семь холмов» Москвы по сравнению с Крымскими спусками-подъемами? Я переставляла отяжелевшие ноги, приветствуя местных кошек и пытаясь сориентироваться в этих узких улочках с брусчаткой, тропинками, тротуарной плиткой или просто  узкой бетонкой между заборами…старыми – из камней… и новыми , высокими – с башенками и флюгерами наверху.
Улица Шаляпина кажется мне сейчас нескончаемой. Внимание привлек высокий дом с открытой верандой… «Должно быть, вид оттуда!» - подумалось мне и чертовски захотелось подняться на эту веранду, выпить чего-нибудь вкусного , придающего сил…чего-то что впитало в себя это солнце и море и скалы и вид…
Я сидела на веранде и смотрела на Парадиз… закатное солнышко окрасило побережье золотистым светом напоследок и скрывалось уже за горой… чайки, берег, море... вечерняя свежесть… луна на морем… и так мне было счАстливо в тот момент, что совсем не хотелось никуда идти. Так бы сидела.
«Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы.
Не поедете ли Вы в сентябре на юг?»  – вспомнилось…
«Сидеть бы на веранде, - подумалось, - смотреть на небо и море, слушать музыку ,наслаждаться дивным напитком и беседовать .. с кем?»
- Вам вызвать такси? – большой седовласый  бородатый мужчина в стильных «круглых» очках стоял напротив, облокотившись на перила веранды.
Однако уже стемнело.
- Благодарю Вас, нет, я бы хотела прогуляться, если Вы подскажете мне в каком направлении идти, - улыбнулась в ответ, - провожать меня не нужно, - добавила поспешно, - я знаю, что я уже где-то рядом…
Мужчина улыбнулся, показал мне дорогу и сказал:
- Проходите еще.. по вечерам , по вторникам и четвергам, здесь угощают музыкой и местным вином… Возможно, вам понравится.
Попрощавшись, спустилась по достаточно крутой лестнице дома на уличный тротуар и , уходя уже, обернулась, оглядывая дом снова – захотелось обернуться! Мужчины на веранде не было. А у входа к лестнице дома на светлой стене темнела мемориальная табличка. Я вернулась, нашла фонарик в телефоне и осветила табличку :
« В этом доме с 1878 по 1915 жил виноградарь-винодел, создатель русского шампанского Лев Сергеевич Голицын».

Краткая историческая справка .
В 1878 году князь Лев Голицын покупает участок площадью 230 Га., на берегах живописной бухты, в урочище Парадиз, что в 7 км. от Судака. На выкупленной земле он основывает скромное имение, получившее название Новый Свет, и разбивает первые свои виноградники. В этом же году в Новом Свете начинается строительство винодельческого завода, а в недрах горы Коба-Кая устраиваются винные погреба. Таким образом, впервые на территории Российской империи, было налажено производство высококачественных игристых вин.
К счастью дом, где долгие годы жил и работал Лев Голицын, сохранился в первозданном виде: и фасад, и элементы декора, и планировка; изменились только интерьеры комнат, которые были адаптированы под музейную экспозицию. Сохранилась и открытая веранда, где любил отдыхать Лев Сергеевич.
В 1978 году в доме Голицына был открыт Музей истории виноделия, в народе получивший второе название – Дом-музей князя Голицына. Первая часть экспозиции музея знакомит посетителей с историей рода Голицыных, акцентируя при этом внимание на личности самого Льва Сергеевича Голицына. Вторая часть экспозиции посвящена истории виноградарства и виноделия с древних времен и до наших дней. В одном из залов наглядно представлен весь процесс производства игристых вин, чем собственно и славится завод Голицына в Новом Свете.
Посетители музея имеют возможность спуститься в винные погреба Дома Голицына. В свое время там бывали только близкие друзья Льва Сергеевича и его почетные гости. Был в их числе и последний российский император Николай II. Теперь в этих погребах открыт большой дегустационный зал Дома шампанских вин «Новый Свет».
 (по материалам сайта
14 сентября, 2016. Новый Свет. Запись из электронного дневника:
«Князь Лев Сергеевич Голицын был, по всей видимости, невероятен и вездесущ. Я в восхищении. Парадиз или Новый Свет стал облагорожен и известен благодаря ему. Завод шампанских вин, два дворца, тропа, длиною более пяти километров, которую строили рабочие из Турции, можжевеловая роща... гуляю там, периодически спускаясь к морю освежаться».

Декабрь 2016. Заснеженная Москва.
Советская власть постаралась: сведений о князе, друге Николая второго, осталось в общем доступе не так много. Но чем больше удается мне коснуться этой мощной личности, тем больше хочется находиться во власти её магнетизма.
Лев Сергеевич – представитель широко известного дворянского рода России, родоночальником которого считается , по некоторым источникам, князь литовский  Гедимин, княживший с 1316 по 1341г.  Фамилия Голицын произошла от привычки родоначальника носить железную перчатку — голицу. В общем-то, это всего лишь прозвище, кликуха, прославленная, однако, позже уже российскими его потомками.
Лишь правнук Гедимина – Патрикей  - (на счастье рода!)  становится союзником князя московского, и княжеские дети женятся меж собой во имя укрепления мира между княжествами. Их же правнук  боярин Михаил Иванович Патрикеев, прозванный «Голица» (железная рукавица), дает фамилию всему роду.
Далее Голицыны на протяжении истории Российской монархии и, практически до самого ее  конца  служили Двору, дружили, были рядом с монаршими особами. И многие из представителей этого рода достойны отдельного рассказа.
Род, действительно, был благословлен небесами. Согласно генеалогическому древу, в некоторых семьях Голицыных было десять сыновей  или  семь, как в родительской семье отца Льва Сергеевича – Сергея Григорьевича, отставного штабс-капитана, меломана и писателя, вдохновителя мимоходом А.С. Пушкина  ( бабушка Сергея Григорьевича – Наталья Петровна Голицына – якобы знала секрет «трех карт». И семейный анекдот об этом был рассказан Александру Сергеевичу), и М.И. Глинки, написавшего несколько романсов на стихи Сергея Григорьевича.

Сентябрь 2016. Новый Свет. Запись из электронного дневника:
С Царского пляжа решила срезать путь до апартаментов и  подняться по горным тропинкам, минуя благоустроенную тропу Голицына. Ноги с детства помнят подобные нагрузки – регулярный летний отдых в Балаклаве, где жила моя бабушка, оставил навык хождения по Крымским скалам, невзирая на жару, на обувь и достаточно опасные участки.
Ориентиром служили лишь протоптанные кем-то стёжки, которые то и дело заводили меня не туда. Приходилось возвращаться до развилки, ориентироваться на местности снова и снова пробовать дойти до поселка. По моей логике, все эти тропинки должны в итоге привести к цивилизации: к дому отдыха, санаторию и к поселку.
Меня обогнала какая-то женщина и я, уверенно двинулась за ней… оказалось, напрасно: женщина торопилась по нужде, а мне бы вернуться и свернуть на другую тропинку, что я и пыталась сделать, но не могла, застряв на достаточно стрёмном участке – как раз тот случай, когда, карабкаясь вверх, легко преодолеваешь  участок, по которому потом не знаешь как спуститься…
На тропинку метра на два с половиной  ниже  вышли на встречу мне люди. Я пережидала наверху, когда они пройдут, чтобы возобновить свои попытки спуститься с опасного участка. Один из прохожих остановился, внимательно на меня посмотрел. Положил на землю свой рюкзак и, несмотря на полноту, легко вскарабкался  на высоту, достаточную, чтобы дать мне руку. Рука была большой и уверенной.  По ощущениям  –  железной. «Железная рукавица» - пронеслась в голове случайная мысль, - «Голица»…
Мужчина был высок и тяжел, что, казалось,  помогало ему быть устойчивой опорой. На миг мы оказались на одном уровне. На миг приятное давно забытое чувство, чувство, когда ты под надежной защитой, освежило мое сердце – неловкий момент… Я отпустила его руку и в этот миг сланцы предательски заскользили подошвой на ссыпающемся мелком щербне… Он подхватил. Уф… Я всё же поспешила вниз, к ровной надежной тропинке, стараясь не обращать внимание на поддерживающие крепкие «железные» руки – ВЕДЬ НАДО ЖЕ КАК-ТО БЕЗ НИХ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ?!? Нельзя… к хорошему быстро привыкаешь, нельзя… Поспешила к своим давним уже проверенным надежным подругам -  Устойчивости и Самодостаточности.
- Ох, благодарю Вас! Подскажите, к Новому Свету я правильно иду?
Мужчина спустился тоже. Из-под панамы блеснули круглые стекла очков.  Нагнулся за рюкзаком, повернулся ко мне, вздохнул, опустив глаза на мои шлепки:
- Теперь правильно. А то Вы куда-то совсем не туда зашли… обувь у Вас вот не совсем подходящая, да и одной не стоило бы здесь…
- Всё в порядке, - перебила я, заторопилась, обернулась, улыбнулась,  уходя, – Спасибо! И хорошего вечера!
«Седая борода и эти круглые очки так не вяжутся с шортами и панамой, но, всё же есть что-то в этих бородах… и эти очки стали такими популярными…» – размышляла я, бодро направляясь через горный лес, пахнущий можжевельником. Трудный подъем остался позади.  Впереди – чудная пешая вечерняя прогулка по новым для меня местам. Вздохнула полной грудью – хорошо-то как! СВОБОДНО.

Зима. Пурга. Грипп. Москва. Декабрь, 2016.
- Как Вы там отдыхаете?
- Все в порядке, мамуль, ты не заболела? Голос какой-то грустный, - доносился родной голосок из вайбера.
- Нет-нет, не выдумывай…  просто меня разморило после прогулки со Стешей – мы долго гуляли по парку, из холода в тепло – вот и оттаиваю, как снеговик…
Стеша подняла свою собачью голову и удивленно посмотрела на меня: прогулка по парку?? Долго гуляли? На самом деле Стеша милостиво терпит, ждет,  пока я соберусь с силами вывести ее на улицу и немного прогуляться вокруг дома – озноб и слабость в скорости, обычно, возвращают меня домой.
Дети выросли как-то незаметно… уехали на предновогодние и новогодние каникулы к своей сестре, счастливо живущей с мужем в Европе. Я осталась дома, на хозяйстве: кот и собака согревают  мне ноги и сердце. С ними можно зимовать. 
Собралась-таки…
- Стеша, гулять!
Собака лизнула руку в благодарность, и мы вышли побродить по заснеженным улицам.
Несмотря на мороз и пургу, на улицах многолюдно, ярко, нарядно, скользко, шумно…
Не очень люблю эту предновогоднюю суету. Терпеть не могу магазины, рынки и торговые центры… а в преддверии праздников посещение их становится не только невыносимым, но неизбежным. Посему который год мечтаю не праздновать Новый год, как принято – разрекламировано - раскручено, а отключить телефон, поваляться в пижамке, открыть достойное шампанское, посмотреть какой-нибудь фильмец, и еще фильмец… и просто отдохнуть… а уж потом, когда в магазинах будет пусто, сделать по-быстрому вылазку, накрыть стол и можно позвать гостей…
Не удавалось мне такое ни разу. Вторая часть удавалась, конечно, да по два-три раза приходилось делать вылазки и встречать гостей в новогодние каникулы… а вот первая часть… да после ударного рабочего банковского декабря! Да после выходных, проведенных в торговых центрах и Ашане! Да после корпоратива! Да после детских Праздников! Да после пробок! Всё закупить, все предусмотреть, все приготовить, привести себя в порядок и веселиться потом еще всю ночь… после этого всего возникает, как говорил в моем детстве вождь пролетариата к коммунизму Леонид Ильич, «чувство глубокого удовлетворения  от хорошо проделанной тяжелой работы». «Ну вот и слава Богу!! Пережили! Теперь можно отдохнуть», - думала я, наивная, в коротком промежутке между первой и второй частью традиционной программы… Нет! Не моё это всё. Не мое.
Но, в этом году, кажется, что всё будет, как хотелось. По крайней мере, пока всё идёт к тому.
Вернулись домой. Заварила себе шиповник, забралась под одеялко, открыла ноутбук… Ах, да! Его сиятельство Лев Сергеевич Голицын. Кого-то мне напоминает его портрет… Вероятно, брежу.

«Лев Сергеевич Голицын родился в 1845 году в имении "Стара Весь" под Люблином, - читаю в чьем-то блоге, открытом через поисковик (http://otevalm.livejournal.com/3226278.html), - в замке Радзивилов, унаследованном его матерью, урожденной польской графиней Езерской. Жизнь одарила его шедро - ум, красота, блестящее образование, богатство и знатность - у князя было все, чтобы блистать в самом аристократическом обществе. Отец отправил Льва, бывшего еще подростком, учиться в Париж, в Сорбонну. Юноша окончил университет в 17 лет со степенью Когда по окончании учебы молодой князь приехал в Россию, ему пришлось поработать над своим русским, ведь детство его прошло среди поляков, а юность - во Франции. Тем не менее хорошее образование и знание иностранных языков позволили ему начать службу в Министерстве иностранных дел. Его карьера успешно развивалась, но в 1966 году князь перешел на службу в архив Министерства, который располагался в Москве, и следующим летом оставил службу, поступив на юридический факультет Московского университета.
Льву Голицыну было всего 22 года, и он, что называется, искал себя. Его труды по римскому праву, изданные в годы обучения, заслужили высокую оценку в научной среде. По окончании курса ему предлагали остаться при университете и готовиться к получению профессорского звания. Но Лев Голицын уезжает за границу продолжать образование. Занимался он в немецких университетах, но путешествуя по Европе, чрезвычайно заинтересовался французским виноделием и изучил процесс производства вин во Франции.
По возвращении в Россию князь Голицын увлекается хозяйством в своих имениях и становится предводителем дворянства города Мурома. По его инициативе дворянство Владимирской губернии оказало большую помощь армии в годы Русско-турецкой войны. Но "муромский" период ознаменовался для Голицына двумя громкими скандалами. Во-первых, у него было много претензий к прежнему предводителю дворянства, слишком вольно распоряжавшемуся общественными деньгами. А во-вторых, стал очевидным его роман с замужней дамой, начавшийся еще в те времена, когда молодой князь, будучи студентом, приезжал на лето в муромское имение на Оке. Сложности ситуации добавляло то, что муж-рогоносец и нечистый на руку бывший предводитель являлись одним и тем же лицом, господином Засецким. Как-то раз дело дошло до мордобоя, князь попал под суд и был признан виновным... Пришлось заплатить штраф. А Наденька Засецкая, урожденная княжна Херхеулидзева (Херхеулидзе) ушла от мужа к князю вместе с двумя маленькими дочками, отцом которых,  был Лев Голицын...»
Так-так… история любви… и я, кажется, понимаю эту женщину.
«Надежде Захаровне принадлежала часть большого имения Парадиз в Крыму. Сюда и отправились влюбленные. И здесь Лев Голицын провел первые опыты с выращиванием винограда и изготовлением вина. Вскоре князь Голицын выкупает имение у родственников Надежды и переименовывает его в Новый Свет, потом приобретает еще одно имение в Крыму - Токлук, славившийся своими виноградниками...
С этого момента жизнь князя обрела новый смысл - он страстно увлекся виноделием. К его виноградникам вскоре прибавятся Алабашлы в Закавказье и земли, выкупленные у немцев-колонистов в Герценберге под Феодосией. Через несколько лет его имя станет известным не только в России, но и во Франции, Германии, Испании... Страны, имевшие более чем 1000-летний опыт винодельческой истории, наперебой закупали голицынские вина...»


Запись в дневнике от 15 сентября 2016:
Новый Свет. Завод шампанских вин.
«ммм… Хорррошая экскурсия… Лев Сергеевич, за Вас…где бы Вы ни находились..»

Декабрь 2016.
Когда вспоминаю мое краткое путешествие по Новому Свету, и ту экскурсию с дегустацией, кажется, что все экскурсоводы Нового Света влюблены в него! Да что там экскурсоводы! По всей территории завода тут и там расставлены таблички со стихотворными надписями, в которых чувствуются огромные любовь и уважение к основателю завода и его детищу, авторами которых являются наши современники трудящиеся здесь же.
Где-то недавно прочитала , и, к слову вот, вспомнилось высказывание Князя: "Чтобы получить хорошее вино,  главное, нужно создать людей. Сколько будет стоить человек, столько будет стоить и вино".
Да, самый ценный ресурс – люди! И удивительный Князь, похоже, понимал это! Для поощрения лучших учеников и лучших виноделов, Голицын учредил премию им. Александра III, выделив на эти цели 100 тысяч рублей из собственных средств.
Дегустации предшествовала экскурсия по заводу, который-то и заводом, в моем понимании, назвать трудно! Древний храм! Исторический музей! Историко-культурный центр! Но никак не завод!
Я была в детстве на заводе игристых вин в Балаклаве. Там работала моя двоюродная сестра, которая иногда брала меня с собой «в офис». Видимо, впечатление осталось оттуда. На Балаклавском заводе игристые вина изготавливают резервуарным способом, общепринятым и широко используемым в России. Шампанское же (настоящее шампанское!) – товар штучный и не терпит суеты, а требует внимания винодела буквально к каждой бутылке на протяжении нескольких лет…
КАК Лев Сергеевич пытался сделать ТАКОЕ шампанское общедоступным , ни мало, ни много, для всего российского народа?! Традиции, встречать Новый год шампанским, мы обязаны именно Льву Сергеевичу! Из воспоминаний Гиляровского:
«Льва Голицына недолюбливали в Английском клубе за его резкие нецензурные по тому времени речи. Но Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах.
Извозчики звали его «диким барином». Татары в его кавказском имении прозвали его «Аслан Дели» - сумасшедший Лев.
Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Hовый Свет» и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку:
- Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! - заявил он».
Гиляровский не раз писал об этом колоритнейшем человеке, он буквально любовался им: «Громадная, могучая фигура, с первого взгляда напоминающая Тургенева, только еще выше и с огромной седеющей львиной гривой - прямо-таки былинный богатырь».
(http://www.peoples.ru/state/statesmen/lev_gilitsin/)

Смотрю на портрет… Почему, действительно, «в мужицком бобриковом широченном армяке»?
Читала, что была какая-то история с «диким горцем», которого взял в плен молодой тогда еще Князь. Свой армяк отдал ему тот горец, сказав, что он принесет счастье Князю.

Сентябрь 2016. Завод шампанских вин Л.С. Голицына. Крым. Новый Свет.
Мы шли каким-то немыслимым загадочным прохладным тоннелям со сводчатым потолком, и стенами, украшенными барельефами из пробок и бутылочных горлышек.  В стенах одного из тоннелей располагалась то энотека им.Л.С. Голицына ( настоящая коллекция Его Сиятельства была подарена Императору Николаю Второму, вывезена и частично сохранена в Массандре, хотя сейчас  это уже и бессмысленно , на мой взгляд, ибо шампанское долго не хранится… теперь это просто реликвия). В стенах остальных многочисленных тоннелей, пронизавших гору, – идет процесс изготовления настоящего шампанского: темные бутылки, бутылки, бутылки… 
Когда-то мадам Клико пожертвовала своим обеденным столом, чтобы сделать пюпитр – подставку, в которой удобно располагать бутылки с будущим шампанским под определенным углом в зависимости от визуальной оценки состояния жидкости виноделом… Сколько же здесь «обеденных столов»!!!
Повсюду изображения герба Голицыных : всадник на белом коне – Гедимин, не иначе, - дань знаменитому предку, а также суть, концентрат энергии, которую потомки выбрали взять себе , приумножить и передать дальше… Трон, скиперт, склоненные медведи, мантия и шапочка – всё это символы принадлежности к княжескому роду, символы СИЛЫ, власти, могущества, опирающиеся на историю рода.
Вспомнилась философия врикшасаны – «позы дерева» из хатха-йоги: силу мы берем от корней … и вырастаем к свету…
И на гербе и без него, кажется в каждом тоннеле, каллиграфически-выполненные надписи на лентах: «VIR, EST, VIS»
«Муж есть сила» - перевела экскурсовод…
«Было, есть, будет» - перевел гугл…
Хм… не знаю, что бы сказал дедушка Зигги, но, на мой непросвещенный взгляд подходят оба перевода!

Москва. Декабрь, 2016.
Проснулась ночью оттого, что спине как-то непривычно уютно тепло и кто-то рядом мирно похрапывает… ПОХРАПЫВАЕТ?!? Сон как рукой сняло. «Я ничего не пропустила?» - пронеслась в голове дурацкая мысль.. смешно. «Спокойствие и только спокойствие!» - «Союзмультфильм» на все случаи жизни… тихонько поворачиваюсь – темно. Аккуратно кладу руку… ой, блин, волосы!!!!
- Ааааа!!!!!
Включила свет! На меня сонно посмотрела собака…
«Уф… надо же! А с ней уютно!» - подумала я, отворачиваясь и выключая свет…
Однако, что же любовь Князя?  Теперь не заснуть. Когда болеешь, хочется читать о любви. Где-то сохранилась ссылка на тот блог...
«Бурно вспыхнувший роман князя Голицына оказался не таким уж и продолжительным. Прожив вместе пять лет князь Голицын и кавказская княжна расстались. А вот интерес к виноделию не оставлял князя до последних дней его жизни. В 1883 году он женился на графине Марии Михайловне Орловой-Денисовой, которая полностью разделила увлечение мужа виноделием и вкладывала собственные средства в виноградники и производство вин.»
Пять лет. Пять лет полных страсти и огня. Похоже, страсть к этой женщине, подарившей ему двух дочерей, находясь еще в предыдущем браке, переродилась в страсть к Парадизу, принадлежавшему некогда «тестю», а, затем, - в страсть к виноделию. Как многие страстные романы, всё заканчивается тогда, когда пара соединяется, казалось, достигнув счастья быть вместе…но, нет! На самом деле, сильная страсть, частенько посылается людям с небес только затем, чтобы пробудить их от спячки, встряхнуть их души, вытряхнуть лишнее из их жизней, подтолкнуть их  к тому, для чего они здесь… Похоже свою историческую роль, свою миссию Надежда Захаровна Засецкая-Херхулидзе выполнила очень хорошо. Они вроде бы так и не были венчаны. Однако, она была его первой женой. Их дочерям указом государя была дана фамилия Льва Сергеевича. Они признаны Его законными детьми. В ТЕ времена. Так-то.
(использованы материалы http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post115500520/)

Запись в электронном дневнике от 16 сентября 2016 года:
«Так вот.. что мы вчера пробовали в кабинете Его Невероятного Сиятельства.. К сожалению, вид яхонтового кабинета Князя уже не воспроизвести, но судя по тому, что он сделал с гротом (об этом позже) можно себе представить насколько всё комильфо было при нем… Кабинет в тоннелях завода шампанских вин внутри горы Орел. Здесь, как в Шампани шампанское изготавливается классическим бутылочным способом (только здесь и в Абрао-Дюрсо, на остальных отечественных заводах способ – резервуарный). Ручная работа, когда бутылки руками годами переворачивают, располагают под определенным углом  и т.д. и т.п. Одно из поданных на дегустацию вин - его знаменитое шампанское Парадизио (сейчас шестилетнюю бутылочку можно приобрести за четыре тысячи шестьсот рублей), а в 1900 году Лев Сергеевич Голицын сделал всю Европу с годовалым вином!!!»


15 сентября 2016 года. Крым. Новый Свет. Завод шампанских вин им. Л.С.Голицына.
Свечи в канделябрах, полумрак, круглый стол под высоким сводом. Еще пара небольших столиков в каменных нишах Яхонтового кабинета. Экскурсанты расположились на старинных сидениях, вырезанных из камня… яшма? В полумраке не разглядеть. В стороне, как будто сцена – небольшой столик с коллекцией шампанских вин. Экскурсовод настолько торжественно и благоговейно проводит своё действо, что кажется, что на самом деле совершается таинство,  мистический или религиозный ритуал, богослужение.
И это живое невероятное вино, и интересный рассказ, и музыка, и обстановка вызывает такую ностальгию… сама не знаю по чему… и непонятно: как туда попасть?!? Как можно ТУДА не хотеть??! Как дальше жить?
- А сладенький шампусик когда будет?!? – женский голос за дальним столиком припечатал меня к действительности. Ну что же… каждому – своё. Хотя обидно за Льва Сергеевича как-то стало… Хорошо, что не дожил!

Декабрь 2016.
Странно… чей это блог? Пишут, что Гран- при на всемирной выставке в Париже получило его вино «Коронационное», которое на дегустации, кстати, и на меня произвело самое сильное впечатление.. янтарного цвета с живым завораживающим блеском… нотки кураги и чернослива, этот незабываемый солнечный вкус и аромат с тысячью нюансов… что-то еще едва уловимое: медовое? Цитрусовое? Эта загадка заключена в устойчивом послевкусии…
Но нет. У этого шампанского своя история. Его подавали на Коронации последнего русского императора Николая Второго. Эксклюзивное русское полусухое шампанское из имения Новый Свет. Май 1896го. Ровно сто двадцать лет назад, после Коронации, появилась марка шампанское «Коронационное», а князь Лев Голицын удостоился права изображать герб Российской империи на этикетках своих вин. Это признание!
В чем секрет успеха Князя? Почему ни до него, ни после российское виноделие не имело подобного фееричного успеха? В самом Князе? – безусловно! Но что Сам об этом сказал бы – можем только догадываться, читая уцелевшие его записи.
В № 1 журнала "Виноградарство и виноделие" за 1904 г. он писал: "Наша слабость заключается в том, что мы себе не верим. Мы читаем иностранные книги, мы слушаем иностранных людей и вместо критики - отступаем пред ними с благоговением. Да разве иностранец желает, чтобы наша промышленность возникла, чтобы мы ему явились конкурентом на всемирном рынке? Никогда! (...) Пусть иностранцы будут нашими рабочими, на это я согласен, но им поручать создавать русское богатство - против этого я протестую. Разве иностранец может любить нашу родину больше своей? Получать хорошее жалованье, вернуться к себе, посмеяться со своими над этими идиотами, о которых расскажет, - вот идеал всякого"...
«Секретный ингредиент прост: никакого секретного ингредиента!» (из м\ф «Панда- Кунгфу»)

15 сентября 2016 года. Крым. Новый Свет. Завод шампанских вин им. Л.С.Голицына. Яхонтовый кабинет Его Сиятельства. Дегустация.

«Шампанское потому и прекрасно, что оно сохраняет свою молодость, влюбляет в себя раз и навсегда» .  (энохимик-шампанист А. М. Фролов-Багреев)

- Хорошо бы его на пляжике бухнуть из горла! – воскликнул мужчина, так и не снявший шляпу… «Без порток, но в шляпе» - вспомнилась бабушкина поговорка -  «Шляпа» был в шортах.
Справа от меня кто-то вздохнул:
- Пожалллста! – густой бас прозвучал насмешливо и грустно, -  Шесть тысяч за бутылку и можете из горла…
Уф.. Меня отпустило раздражение.  Молодец! Я оглянулась – крупный мужчина в пенсне грустно смотрел на бокал в своих руках, в котором узнаваемым уже блеском играло знаменитое Коронационное шампанское Льва Сергеевича Голицына.
Народ вокруг становился всё разговорчивее… Я расположилась неподалеку от коллекции и девушки, проводящей дегустацию… продолжение, похоже, она рассказывала только нам: мне и тому задумчивому бородачу в пенсне:
- А теперь – знаменитое Парадизио! В 1899 году был исключительный урожай Шардоне,  из которого, благодаря постоянной температуре (10–12°C), царящей в голицынских подвалах, их благодатной тишине, а также благодаря энергии, страсти и удачливости Его невероятного Сиятельства, через год получилось вино, с которым Лев Голицын отправился на Всемирную выставку в Париже.
Вино подавали инкогнито. Граф Шандон, основатель известного ныне Дома шампанских вин «Moet & Shandon», был знаменит тем, что умел с закрытыми глазами определить вино своего производства по одному лишь аромату. Но тут… какой конфуз!!! Вино Голицына он принял за своё! После чего Князь встал и поблагодарил Графа за отличную рекламу крымского «Парадизио» и заметил, что лучшего рекламного агента для новой марки вина ему не сыскать!
- Ахаха! – вырвался у меня восторженный смешок и мы с бородачом зааплодировали…
- А что же Граф Шандон? – спросила я.
Бородач сидел против света, и мне трудно было разглядеть его лицо, но что-то неуловимо-знакомое показалось мне в ловком движении, с которым он подался вперед, и заговорил с явным удовольствием:
- Ооо! Бедному Графу ничего не оставалось, как признать Парадизио лучшим вином. Оно получило высшую оценку дегустационной комиссии и завоевало Кубок Гран-при. 
- Но Граф же был публично посрамлен! – не унималась я
- Да, и Его Сиятельство нанес ему визит, - продолжила рассказ наш экскурсовод-винодел, - они помирились,
- …распив , думаю, ящик Парадизио, не меньше, - задумчиво сыронизировала я.
Бородач хохотнул.

Декабрь, 2016.
Ахахаха!  Из воспоминаний Ф.Ф. Юсупова о Его невероятном Сиятельстве: "Несмотря на свое общеизвестное благородство, он был всеобщей угрозой. Пребывая в состоянии полуопьянения, он изыскивал любую возможность учинить скандал и, не довольствуясь, что пил сам, стремился напоить свое окружение вином из собственных давилен. Он всегда приезжал с ящиком вина и шампанского. Едва коляска въезжала во двор, как слышался его звучный голос: "Приглашенные прибывают!" Вылезши, он начинал жонглировать бутылями, запевая застольную песню: "Пей до дна, пей до дна..." Я прибегал, рассчитывая первым попробовать великолепные вина, которые он привозил. Даже не поздоровавшись ни с кем, он звал слуг, чтобы разгрузить и открыть ящики. Наконец, он собирал весь дом, хозяев и слуг, и заставлял пить до пьяна. Однажды он так преследовал бабушку, которой было больше 70 лет (графиня Е.С. Сумарокова-Эльстон), что она выплеснула ему в лицо содержимое стакана. Он ее схватил и понес в диком танце, так что бедная женщина потом много дней пролежала в постели... Мать (княгиня З.Н. Юсупова) очень боялась визитов Голицына. Однажды она провела сутки, заперевшись в своих комнатах из-за его яростных неистовств, которые никто не мог усмирить".
Ох уж это «сливки общества» - Юсуповых имею в виду… Кто о нем помнит, несмотря на его книгу "Перед изгнанием: 1887 - 1919"? Помнят. Как убийцу Распутина помнят…
Нда.

Запись в электронном дневнике от семнадцатого сентября две тысячи шестнадцатого года:
«Князь, проектируя тропу, высматривал всё самое интересное и соединял в чертежах тоннелями и тропой. Построена она была таким образом, что по ней могли ездить кареты местами (в 1927 случился камнепад и обвал тропы..что неудивительно – Князя уже не было, уже давно марадеры грабили разграбленное, никто ничего не поддерживал.. поэтому сейчас на карете не проедешь).. Так вот, конечно, неугомонный и вездесущий не обошел вниманием большой такой природный грот. Что сделал князь:
Внутри грота он оборудовал помещение  для хранения коллекции лучших мировых вин (остатки стены видны, в стене была дубовая дверь и решетка с замками.) В замкнутом помещении температура была 13 градусов. Видны полки для хранения вина, остатки фонтана.. Освещалось свечами в канделябрах…только вообразите!!!
На площадке перед хранилищем стояли столы и стулья и в нише была оборудована эстрада для оркестра с гербом Голицыных наверху… Привозил сюда гостей Князь как морем (был оборудован причал), так и по тропе вдоль моря..
Он был затейником и виноделом высшей пробы! Свою коллекцию собирал по всему миру. Она жива до сих пор, хоть и Украина пыталась ее распродать с молотка.. Массандровцы отстояли и сохранили.»

Я бродила по тропе, по можжевеловой роще, освежаясь у моря то тут, то там… было не жарко.. было невероятно красиво! было солнечно и хорошо – лучшая погода для прогулок по горам. Целебный воздух моря и можжевельника…  Я видела дельфинов. Прекрасных афалин. Один из них играл в воде совсем рядом, но я не успевала поймать его в кадр – да и солнце не позволяло разглядеть изображение, которое ловила камера на экран смартфона.
Ну и ладно!
«Здравствуй, дельфин!», - послала я ему мысленный привет. От души к душе. Я знаю, животные это слышат. Прекрасная афалина выпрыгнула из волн, показалась еще раз, вынырнув к небу белым животом, и махнула мне плавником: «Здравствуй!»
Восторженно улыбаюсь, даже смеюсь от радости её приветствию, и машу рукой в ответ… и в этот миг, чувствую чей-то взгляд… Широкий лоб. Волосы откинуты назад. Знакомая борода вопросительно меня рассматривает. Близоруко сощурившись, посмотрел на море. Дельфинов, как назло, уже не видно. Глупый должно быть вид я имею в его глазах: стоит одинокая дамочка, смотрит в пустое море, смеется и машет рукой… Так, поспешу – ка я лучше к гроту.
И, ни слова не говоря, я протиснулась мимо импозантного, несмотря на шорты, бородача, по узкой тропе вверх.

https://ru.wikipedia.org/wiki/:
«Грот Голицына.  (…)В средние века в нём находился христианский пещерный монастырь. Вплоть до XIX века на одной из его стен сохранялись остатки росписи. Позднее здесь была винотека Голицына. Каменные арки — хранилища для шампанского, сохранились до наших дней. В глубине грота видна эстрада для музыкантов. Здесь же в полу вырыт небольшой колодец, где постоянно собирается чистая родниковая вода.»
«Тропа была возведена по приказу князя Голицына к приезду царя Николая II. Последний посетил имение Льва Сергеевича в 1912 году с семьёй. Считается, что именно после визита царя в Парадиз (так назывался посёлок, где князь скупил земли, чтобы заниматься виноделием) посёлок и получил своё нынешнее название — Новый Свет: Николай II, прогулявшись по возведённой Голицыным тропе, был приглашён к столу, где был угощен шампанским вином, которое производилось в посёлке. После чего заявил, что видит жизнь в новом свете. А тропа, по которой он гулял, была названа тропой Голицына.»
Да, дела Его Сиятельства в те времена шли не очень. Гордый, страстный человек, «не замарал себя никакими чинами» - как он сам об этом говорил. Он вкладывал, вкладывал, вкладывал в людей, в виноградники, в любимое виноделие и… получал от этого гораздо меньше чем вкладывал… Может быть он видел дальше? Память о нем стирали-стирали…но мы помним его до сих пор. До сих пор.
Да, он был дерзок! Да он был горд и своенравен…
Однажды на вопрос императора Николая II, ощущает ли он себя свободным человеком, Лев Сергеевич ответил: "О да, государь. Возможно, потому, что триста лет назад не мои, а Ваши предки приняли российскую корону!"
Ха-ха.
Зная непростой характер Голицына, и помня о том, что его род куда древнее романовского, царь простил своему подданному эту дерзость. (http://moskvaforum.moibb.ru/viewtopic.php?f=127&t=6453)
Голицын готовился. Готовился спасти свои труды, передав в дар Императору свою коллекцию уникальных мировых вин и бОльшую часть винодельческого комплекса.
Голицын достроил тропу к приезду Императора.

«Князь Лев Голицын умер от воспаления легких двадцать шестого декабря 1915 года.
Его похоронили посреди виноградников Нового Света. В 1917 могилу стёрли с лица земли. Большевики пытались стереть и его имя из памяти потомков… Сочинялись новые легенды, переименовывались грот и тропа… Переименовывались улицы. Шаляпин… Шаляпин никогда не был в Новом Свете. И в гроте Его Сиятельства Голицына он не выступал. Это миф.» - рассказывал поджарый худощавый пожилой экскурсовод, который явно в прекрасной форме, несмотря на свой почтенный возраст.
На рассвете, занимаясь йогой на почти пустом пляже, я видела его: пожилой загорелый мужчина выполнял пранаяму. А затем весь день бегал с туристами по горным тропинкам, причем так, что туристы за ним еле поспевали.
Интеллигентный, образованный, дисциплинированный человек произвел на меня впечатление: за эти дни, бродя по тропе, я прислушивалась к разным экскурсоводам, но лекции (по другому не назовешь!) этого сухого пожилого мужчины мне особенно понравились! И не мне одной, похоже… Высокий бородач, встреченный мной минут сорок назад, похоже, решил вернуться в грот и слушает нахаляву «нашего» экскурсовода, впрочем, также, как и я…

31 Декабря,  2016. Заснеженная Москва. 23:30.
Не могу заснуть, несмотря на  слабость. Температура, кажется, спала – выздоравливаю… Мысли о том, как дальше жить, а главное - на что, не дают покоя. С нового две тысячи семнадцатого банк, где я работала, которому отдано столько времени жизни, приобретает официальный статус «ликвидирован». Каждую неделю Центральный банк отзывает по две-три лицензии на банковскую деятельность. Возможность устроится на работу катастрофически сокращается в привычной сфере, где есть опыт. А начинать что-то с нуля, когда уже чего-то где-то достигла – пока не ясно как.
Я вернулась тогда в сентябре из солнечного отпуска, вышла с трапа самолета и …попала на отзыв лицензии. Счета заблокированы. Возможности снять денежные средства с карточки - нет. Аванс, который должен был быть выплачен в тот день, задерживается на три с половиной недели. Как жить дальше? Экономно. Рассчитывать в ближайшие несколько недель приходилось только на то, что осталось после отпуска в карманах… Что передать «в дар Императору»? Я «загнала» пару своих картин ( «хобби» пригодилось!) и  открыла бутылочку «Нового Света». Брют. Крым. Родная земля. С этим вином мы земляки.
Да! 23:45! Пожалуй, пора открыть шампанское?...
Стеша вдруг забеспокоилась и жалобно заскулила, просясь на улицу…
- Ой, Стеша! Ну что такое?! Мы же гуляли? Ну что? Что? Сейчас..оденусь..подожди!»
«Блин! Очень во время! – ворчала про себя я еле поспевая за собакой, - сейчас салютовать начнут!»
- Стеша стоооой! – закричала я, скользя  за собакой, как на буксире… Гололедица, однако, не притормазить… «сейчас упаду!», - пронеслось в голове, пока я действительно падала, сбивая отставшего от компании мужчину с ног. Мужчина, бросив бутылку с шампанским, которую нёс в руках, подхватил меня… Какое-то знакомое ощущение…надежной поддержки. Нет.. не упаду.  «Железная рукавица!».
Я посмотрела на огромного бородача. Так знакомо блеснули круглые стёкла… Запах…ммм…
- Что это?? Вы уронили Коронационное??? – освободившись из поддерживающих объятий, носком сапога перевернула осколок с этикеткой, - так и есть! Шесть тысяч за бутылку!
- Вообще-то уже восемь с половиной, - пробасил бородач, - но да Бог с ними – тем слаще будет счастье… к счастью!
Я поняла! Поняла, кого он мне напоминает!!! Высокий лоб… прямые брови…
- Вас случайно не Лев зовут? – спросила я.
Он улыбнулся:
- Нет, я – Феликс, но в остальном я Вас, надеюсь, не разочарую… Алексей! Алеша! – крикнул кому-то впереди, - дай-ка мне еще Коронационного… Девушка, стойте! Не уходите! - поспешно догнал толпившуюся возле черной «икс 6» компанию, - Спасибо, душа моя! Меня не ждите…
Стеша, сделав свои срочные дела, лакала разлитое шампанское… Дожили: собака пьет вино дороже, чем пью я…
- Это Вам! – огромный бородач вернулся, - приятно встретить знатока! Нет-нет, не отказывайтесь! Вы знаете, что такого шампанского осталось пятьсот бутылок.. в девяносто втором воспроизвели, но это уже другая история Коронационного..
- Уже четыреста девяносто девять бутылок… - ответила я.
- Да, - улыбнулся он какой-то молодой улыбкой и стало ясно, что , несмотря на седину в бороде, в этом «муже» еще много «силы». VIR, EST, VIS ;)
- Поедемте с нами, или …идёмте лучше к Вам!
- С удовольствием! – бесшабашно ответила я, - не пить же Коронационное в одиночестве…
- В одиночестве? – удивился он, - надо же … действительно, к счастью…  Кого-то Вы мне… мне кажется, я Вас уже видел… А это не Вас случайно, я снимал в сентябре со скалы?
Я засмеялась:
- Только поэтому я Вас и пригласила – один раз Вы меня уже спасли!
- И на дегустации были тоже Вы?
- О!!! «А сладенький шампусик будет?» - прогнусавила я и мы захохотали…
В это время грянул салют. Вопреки моим опасениям, Стеша, очевидно, под действием коллекционного шампанского, медитировала у наших ног. Мы так и стояли на скользком тротуаре у парадной…
- Двенадцать! С Новым годом! – сказала я.
- С новым счастьем! – ответил он и поцеловал.
Салют отшумел… Снова загрохотал то тут, то там… Стеша потянула меня за поводок и я чуть не выронив шампанское, нечаянно прервала такой, казалось, бесконечный, такой желанный, оказывается, поцелуй.
Он взял бутылку, я взяла его под руку :
- Пожалуйста! Береги мое шампанское!
- Непременно, душа моя!
И мы пошли… прогулять для начала Стешу…
По пустому шоссе мимо нас проехал грузовик… Фура с рекламой кока-колы.
- Праздник к нам приходит… праздник к нам приходит… -  пробормотала я строки из рекламного ролика и замерла от изумления, потому что с заднего борта в шапке Санта-Клауса и с белой импозантной бородой нам подмигивал… портрет Льва Сергеевича Голицына… и кто-то рядом произнес вдруг рокочущим басом знаменитое «Хо-хо-хо».